Принципы и специфические условия научения




Организация учебного материала. Тренер должен продумать не только последовательность подачи учебного материала, но и решить, как лучше подать материал — целиком или по частям. Например, если задание состоит из нескольких элементов, следует ли обучать учени­ка всем элементам сразу или он должен осваивать их по отдельности, чтобы затем воссоединить их в целое? Похоже, ответом на этот вопрос будет «когда как». Балдуин и Форд (Baldwin, Ford, 1988) на основе анализа литературы пришли к выводу, что целостная подача предпоч­тительна в тех случаях, когда ученик отличается высоким интеллек­том, когда умения отрабатываются рассредоточено, а не массирован­но (см. ниже), и когда задание состоит из малого числа элементов, но характеризуется сложной организацией (под «организацией» зада­ния имеется в виду степень взаимосвязанности составляющих его подзаданий или элементов). Голдштейн (Goldstein, 1986) высказыва­ет несколько иное мнение. Ссылаясь на обзор литературы, сделанный Нейлором (Naylor, 1962) И Бламом и Нейлором (Blum, Naylor, 1968), он постулирует следующую закономерность:

Чем выше организация задания и чем более комплексным является зада­ние, тем больше преимуществ имеет целостный подход к его освоению;


Принципы и условия научения



с ростом комплексности задания при его низкой организации более эф­фективным оказывается почленное освоение задания.

Голдштейн подчеркивает необходимость тщательного анализа за­дания, который помогает определить, насколько легко поддается за­дание дроблению на последовательные элементы. Кроме того, в ре­зультате такого анализа может быть выявлена возможность примене­ния некой формы последовательного обучения. Например, ученик сначала научается выполнять первый элемент задания, затем второй и после этого упражняется в их одновременном выполнении. Этот процесс может быть продолжен последовательным добавлением дру­гих элементов, так что в конце концов ученик научается выполнять все задание.

Действия тренера. Чтобы сделать обучение более эффективным, тренер в зависимости от характера учебного материала, особенностей целевой аудитории, методологии тренинга и т. д. может прибегнуть к одному или нескольким из нижеперечисленных действий и приемов.

Постановка промежуточных задач. В соответствии с общими принципами и методологией постановки цели, о которых говорилось выше, тренер может подкреплять и поддерживать позитивное отно­шение к тренингу и мотивацию учеников путем постановки серии субцелей. Последовательная постановка промежуточных целей по­зволяет отслеживать достижения учеников и в какой-то мере инди­видуализировать организацию тренинга.

Направление внимания. Время от времени тренеру приходится привлекать внимание учеников к определенным деталям учебного материала. Это можно сделать посредством вербальной, зрительной и слуховой стимуляции. Поэтому тренер должен быть знаком с раз­личными способами, позволяющими «сделать селективный акцент на той или иной стимульной презентации» (Gagne, 1977).

Юмор может быть эффективным средством стимулирования и поддержания интереса и внимания учеников и поэтому может пози­тивно сказаться на их учебных достижениях. Этот эффект обу­словлен следующими механизмами.

• Юмористические анекдоты служат драматической иллюстрацией и подкреплением отдельных моментов учебного материала.

• Забавные действия, комментарии и т. п., независимо от того, ис­ходят они от тренера или учеников, предотвращают стресс и ока­зывают релаксирующее воздействие на учеников. Ученики стано­вятся более рецептивными, более открытыми для восприятия но­вой информации и обратной связи.



Глава 7


• Юмор улучшает коммуникацию как между учениками, так и меж­ду тренером и учеником, что оказывает положительное воздей­ствие на моральный климат и стимулирует креативный подход к решению проблем.

• Юмористические упражнения, пусть даже не имеющие прямой связи с содержанием учебного материала, могут послужить допол­нительным источником энергии для учеников, особенно в те мо­менты, когда неизбежно наступает «истощение сил».

• Фундаментальное значение юмора состоит в том, что он делает обучение приятным для учеников: им нравится учиться и они хо­тят учиться.

Впрочем, не будет лишним и высказать предостережение. При том что юмор способен облегчить процесс обучения, он также может от­влечь от обучения. Поэтому тренер должен проявлять взвешенность и использовать юмор умело и к месту.

Изображения и демонстрации. Старая китайская пословица, кото­рую часто цитируют тренеры, помогает понять ценность изображений и демонстраций.

«Слышу — забываю, вижу — запоминаю, делаю — понимаю».

Рисунки и демонстрации обеспечивают учеников ментальным планом или шаблоном, помогающими запомнить последовательность действий или шагов, связанных с процедурными или физическими умениями. Как указывает Гане, при обучении физическим умениям особенно полезны могут быть рисунки, поскольку они направляют внимание учеников на внешние сигналы, контролирующие моторные реакции.

Живая модель. Тесно связанным с демонстрацией является ис­пользование живой модели. Моделирование будет эффективным при соблюдении следующих требований.

• Живая модель должна быть привлекательной для ученика и вы­зывать у него доверие.

• Она должна демонстрировать желаемую последовательность или выбор действий.

• Ученик должен видеть, что соблюдение желаемой последователь­ности или правильный выбор действий каким-то образом возна­граждаются.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: