Учебная инструкция по дисциплине
«Социальная педагогика»
Преподаватель: Добронравова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Чистопольского филиала ИЭУП.
Аннотация
В культуре ХХ века социальная педагогика выделяется в самостоятельную отрасль человекознания в целом и педагогического знания в частности. Она интегрирует в себе знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержке жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе творческой активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме.
Социальная педагогика исследует процесс духовного самопознания и самосовершенствования человека и общества, а также механизм их гармонического развития. Предметом социальной педагогики является процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды.
Имея, таким образом, в качестве своего объекта целостную систему социальных взаимодействий человека в сфере его ближайшего окружения, основным назначением социальной педагогики как отрасли науки является совокупность следующих задач:
- заложить основы педагогического мышления в различных субъектах социума, акцентируя особую значимость в современной социальной ситуации использования и развития человеческих ресурсов как главного достояния страны;
- сформировать способности и умения принимать в социальной практике (во всех сферах социальной политике) эффективные (точки зрения педагогической целесообразности) решения, адекватные конкретным личностно - средовым ситуациям;
|
- разрабатывать реальные механизмы использования и приведения движение энергетического потенциала человеческих ресурсов, опираясь на соответствующую мотивацию, инициирующую деятельность человека (семья, группы), отвечающую его потребностям и управляющую этой деятельностью;
- полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах и благосостоянии личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека и повышении качества жизни.
В целом социальная педагогика, таким образом, раскрывает значение и влияние на человека социально-культурных условий социальной среды (макро, мезо, микро) и выполняет роль посредника между человеком и его средой. Как область практической деятельности социальная педагогика всегда рассматривает «личность в социуме», «личность в ситуации», в конкретных, определенных социальных, культурно-исторических условиях жизни общества; конкретизирует положения общей педагогики и других человековедческих научных дисциплин в личностно-средовом контексте.
Требования к студентам
Для изучения данного курса студентам необходимо усвоение следующих дисциплин: общая психология, общий психологический практикум, общие основы педагогики, психолого-педагогическая антропология, философия, социология.
Учебные задачи курса
1. Заложить основы педагогического мышления в различных субъектах социума, акцентируя особую значимость в современной социальной ситуации использования и развития человеческих ресурсов как главного достояния страны.
|
2. Сформировать способности и умения принимать в социальной практике (во всех сферах социальной политике) эффективные (точки зрения педагогической целесообразности) решения, адекватные конкретным личностно - средовым ситуациям.
3. Разрабатывать реальные механизмы использования и приведения в движение энергетического потенциала человеческих ресурсов, опираясь на соответствующую мотивацию, инициирующую деятельность человека (семья, группы), отвечающую его потребностям и управляющую этой деятельностью.
4. Полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах и благосостоянии личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека и повышении качества жизни.
Требования к знаниям и умениям студентов
В результате изучения курса «Социальная педагогика» студент должен:
- ориентироваться в проблемах клиентов с позиций социального педагога с опорой на знания педагогических основ социальной работы;
- должен уметь проектировать, разрабатывать и конструировать эффективные модели (варианты) педагогических целесообразных решений социальных проблем.