Однажды когда неверный прибыл в Куфу для дискуссии с мусульманами, правитель сразу же отправил за Абу Ханифой. Спустя некоторое время Абу Ханифа появился, на что неверный сказал: «Почему ты опоздал и не пришел вовремя?» Абу Ханифа ответил: «Я приношу свои извинения. Но дело в том, что между моим домом и этим местом находится река. Когда я пришел к реке, там не было лодки. Я долго ждал, но ничего не было. И вдруг деревья начали падать, превратились в две доски и приобрели форму лодки, затем эта лодка подплыла ко мне, я запрыгнул в нее, и она перевела меня на другой берег». Неверный воскликнул: «Что это за невероятный рассказ!? Такого не может быть!» Имам Абу Ханифа сказал: «Дискуссия завершена!» Неверный говорит: «Как это диспут завершен? Он ведь еще и не начался». Тогда имам Абу Ханифа сказал: «Если лодка не может произойти сама по себе без Творца, как же ты думаешь, что небеса и земля, моря и деревья, птицы и животные могли произойти сами по себе без Создателя!?»
В Куфе был один человек, который постоянно называл Усмана бин Аффана(радыяллаху анху) иудеем. И чем больше учёные говорили с ним, тем более упрямым он становился. Тогда имам Абу Ханифа пришел к нему и сказал: «У меня есть очень хороший кандидат для твоей дочери. Он хафиз Корана, у него почтенный род, очень богат, он тратит много на пути Аллаха, совершает молитвы по ночам и плачет из-за страха перед Аллахом». Тот сказал: «Субханаллах! Такой человек! Я был бы рад даже половине этих качеств». Абу Ханифа: «Но есть только одна проблема». Тот говорит: «Какая?» Имам сказал: «Он иудей». Тот сказал: «Астагъфируллах, ты за кого это меня принимаешь? Чтобы я выдал свою дочь за иудея!?» Тогда имам Абу Ханифа сказал: «Ты не выдал бы свою дочь за иудея, а Пророк же выдал двух своих дочерей за Усмана! А после смерти УммуКульсум, Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы у меня была другая дочь, то и ее выдал бы за него». Но ты называешь Усмана иудеем». Тогда этот человек понял, что он был не прав и сделал таубу.
|
Один человек перед смертью завещает своё наследство Абу Ханифе при свидетелях, но самого имама при этом не было. Абу Ханифа приходит к судье с двумя свидетелями и говорит, что такой-то человек оставил ему наследство.
Судья Ибн Шибриме спрашивает: «Можешь ли ты поклясться в правдивости этих свидетелей?» Абу Ханифа в удивлении: «Как же я могу поклясться, когда там меня не было?» Судья: «Тогда твоё утверждение неверно» Абу Ханифа проявив свою проницательность сказал: «Хорошо! Если кто-то побьет слепого, и это засвидетельствуют двое прохожих, можно ли просить слепого поклясться в правдивости этих прохожих свидетелей? И как ты можешь просить у меня клятвы за то, чего я не видел?!» В результате, Ибн Шибриме выносит решение на передачу наследства Абу Ханифе.
«Во время Имама Азама Абу Ханифы один из его соперников, который его не любил, захотел опозорить его перед учениками и последователями, подготовил коварный вопрос. Придя на то место, где великий имам давал уроки своим ученикам, он задал свой вопрос Абу Ханифе:
- Есть один человек, все люди признают, что он мусульманин, но некоторые его слова пахнут куфром. Я хочу узнать - какой хукм ожидает этого человека. Этот человек говорит следующее:
«Я не надеюсь на рай, Я не боюсь ада и Аллаха. С удовольствием ем мертвечину. Совершаю намаз без руку и суджуда. Ненавижу правду, люблю смуту. Одобряю евреев и христиан. Свидетельствую, не видя». Что вы скажете об этом человеке?
|
Имам Азам Абу Ханифа, обращаясь к этому человеку, сказал: «А у тебя есть какие-либо мысли об этом человеке?»
Он ответил: «Что я могу сказать, я у тебя это спрашиваю».
Имам Азам вернулся к ученикам и тот же вопрос задал им. Ученики ответили: «Эти слова есть признак богохульства и указывают на неверие этого человека».
В ответ на это Имам Азам Абу Ханифа с улыбкой на лице начал объяснять значение сказанных слов:
«Воистину, этот человек верующий, с совершенной верой. Потому что все сказанные им образные слова есть объяснение этому. Значит так: Этот человек не надеется на рай - это значит, что он надеется на Создателя рая, Всевышнего Аллаха. Он не боится ада, а боится хозяина ада.Когда он сказал, что не боится Аллаха, то имел в виду, что он знает о справедливом суде Аллаха, и он не боится, что суд будет несправедливым, и он будет притеснен. Когда он сказал, что ест мертвечину, он имел в виду рыбу. Под намазом, совершенным без руку' и суджуда, он имел в виду погребальную молитву (джаназа). Когда он говорил, что ненавидит истину, то имел ввиду смерть. Для каждого человека смерть неизбежна. Чтобы еще больше совершать поклонение Всевышнему Аллаху, он не хочет смерти. Под словами "люблю смуту" он имел ввиду детей. Потому что в Коране имущество и дети упомянуты как фитна. (Тагъабун: 15) Слова о том, что он одобряет иудеев и христиан, означают, что он подтверждает их слова друг о друге. Под свидетельством не видя, он имел ввиду, что уверовал в Аллаха и последний день (ведь он их не видел)».
Человек, слушавший объяснения Имама Азама, был весьма удивлен. Про себя он подумал: «Что это за знание, что это за проницательность, что это за ум? Оказывается, я враждую с таким гением». Он схватил Имама Азама за руки и попросил у него прощения за все зло, которое он причинил ему до этого дня».