Характеристика состава и структуры расходов федерального бюджета




При анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 570,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7451,15 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 8089,97 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и 103,5 %.

Сразу можно выделить самую весомую долю федеральных расходов – межбюджетные трансферты: на 2008 год их удельный вес составил 34,7% (2281,6 млрд. руб.), на 2009 год планируется незначительный рост суммы межбюджетных трансфертов, но сокращение их доли в общем объеме расходов (32,5%, 2423,1 млрд. руб.), на 2010 – рост и суммы, и удельного веса по сравнению с 2009 годом (33,6%, 2720,7 млрд. руб.). Кстати, по разделу «Межбюджетные трансферты» наблюдается самое большое отрицательное отклонение при сравнении данных 2008 и 2009 годов (-2,2%). Для стимулирования органов власти субъектов Российской Федерации в улучшении показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов начиная с 2008 года предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых будет осуществлено на основе оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Не произошло изменение по удельному весу в общем объеме расходов раздела «Охрана окружающей среды» (0,14% в общей сумме расходов на протяжении 3 лет).

По разделу «Образование» наблюдается устойчивый рост суммы расходов (с 307,19млрд. руб. до 339,85млрд. руб.) при незначительном снижении удельного веса с 4,7% до 4,2%).[3]

В 2008 - 2010 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование". Целью политики в сфере образования на этот период будет являться ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества "человеческого капитала" и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008 году 42,8 млрд. руб., в 2009 году - 21,1 млрд. рублей.

В целом за 3 года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 337 и 369 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику - на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт - на 68 млрд. руб. (33%), на образование - на 63 млрд. руб. (23%).

В 2008 - 2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека[2].

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.

Доходы федерального бюджета 2008 год 2009 год 2010 год
Сумма, млрд. руб Уд. вес, % Сумма, млрд. руб Уд. вес, % Сумма, млрд. руб Уд. вес, %
Нефтегазовые доходы 2383,1 35,9 2351,9 31,5 2348,3 29,0
Доходы без учета нефтегазовых доходов 4261,3 64,1 5113,5 68,5 5741,7 71,0
Налог на прибыль организаций 533,38 8,0 583,76 7,8 636,28 7,9
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ 1404,1 21,1 1914,5 25,6 2206,5 27,3
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 888,97 13,4 1029,8 13,8 1182,5 14,6
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 36,57 0,6 39,5 0,5 37,31 0,5
Государственная пошлина, сборы 32,24 0,5 34,5 0,5 36,56 0,5
Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 435,79 6,6 496,36 6,6 562,8 7,0
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей 1,3 0,0 2,1 0,0 2,7 0,0
Прочие доходы 929,04 14,0 1013,1 13,6   13,3
Итого 6644,4   7465,5 100,0   100,0

 

Таблица 2

Расходы федерального бюджета за 2008-2010 гг.

Расходы федерального бюджета 2008 год 2009 год 2010 год
Сумма, млрд. руб. Уд. вес, % Сумма, млрд. руб. Уд. вес, % Сумма, млрд. руб. Уд. вес, %
1. Общегосударственные вопросы 828,78 12,61 899,84 12,08 963,1 11,90
2. Национальная оборона 509,1 7,75 566,74 7,61 596,19 7,37
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 521,84 7,94 642,61 8,62 693,51 8,57
4. Национальная экономика 702,32 10,69 789,62 10,60 528,55 6,53
5. Жилищно-коммунальное хозяйство 54,56 0,83 56,29 0,76 51,86 0,64
6. Охрана окружающей среды 9,33 0,14 10,21 0,14 10,96 0,14
7. Образование 307,19 4,68 313,64 4,21 339,85 4,20
8. Культура, кинематография, СМИ 83,81 1,28 73,01 0,98 67,58 0,84
9. Здравоохранение, физическая культура и спорт 211,69 3,22 245,22 3,29 295,36 3,65
10. Социальная политика 270,86 4,12 342,67 4,60 396,54 4,90
11. Межбюджетные трансферты 2281,56 34,73 2423,12 32,52 2720,97 33,63
12. Условно утвержденные расходы   0,00 186,3 2,50 404,5 5,00
13. Секретные статьи расходов 789,26 12,01 901,87 12,10   12,62
Итого 6570,3 100,00 7451,15 100,00 8089,97 100,00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: