213
Вербальное описание и/ или наглядное изображение будущей ситуации |
Воображение и обдумывание |
Наблюдение |
Обдумывание |
Опыт действия |
Рис. 7.13. Трансакционное научение
описать индивидуальные стили научения, привязывая каждый к определенной стадии цикла. Не надо обладать большим воображением, чтобы представить крайние проявления этих индивидуальных предпочтений, так называемые «чистые» типы.
• Активист постоянно ищет впечатлений, хватается за все новое.
• Мыслитель бесстрастно предается анализу, не участвуя в происходящем.
• Теоретик витает в облаках, занят бесконечными концептуализациями и логическими построениями.
Труднее представить чистого прагматика. Можно ли допустить, что существуют индивиды, которые просто применяют практические умения, независимо от прошлого опыта и не имея даже минимума знаний о теоретических принципах, лежащих в основе того или иного задания? Прагматик in extrimis1 — это просто робот. Поэтому нам кажется, что о прагматизме правильнее говорить как о применении выученного, нежели рассматривать его в качестве самостоятельного стиля научения.
1 В самом крайнем случае (лат.).
Глава 7
Эти соображения поднимают фундаментальный вопрос: какое значение вкладывают авторы в понятие «стиль научения»? Имеется ли в виду «...уникальный для каждого индивидуума способ сбора и обработки информации» (Dixon, 1982)? Или же это индивидуальная склонность к определенному виду активности? Похоже, Хони и Мамфорд не слишком четко отделяют одно от другого. Их описание активиста и прагматика явно указывает на вторую версию, тогда как описание мыслителя и теоретика соответствует первой.
|
Есть еще ряд моментов, требующих прояснения.
• В какой мере выбор стиля научения зависит от уровня интеллекта или когнитивных возможностей индивида?
• Является ли индивидуальный стиль чем-то постоянным, или человек может использовать разные стили научения в зависимости от ситуации? Насколько разнятся учебные ситуации в плане возможности применения разных способов научения? Как пишет Талбот (Talbot, 1985), «... такая информация об индивидуумах и ситуациях поможет человеку, с одной стороны, быть более гибким, а с другой стороны, позволит ему выбирать ситуации, наиболее соответствующие его сильным сторонам».
• Верно ли, что самый высокий уровень научения определяется комбинацией всех четырех элементарных модусов? Какой должна быть продолжительность «действия» каждого модуса в конкретной учебной ситуации? Насколько важно соблюдать последовательность цикла?
Не отрицая необходимости теоретического осмысления этих вопросов и предвосхищая возможные ответы, тренеры, несомненно, только выиграют, если сумеют более-менее объективно оценить (например, с помощью опросника) доминирующие стили учеников. Такая оценка полезна по ряду причин:
• Она поможет тренерам спроектировать программу с учетом главенствующих и основных вспомогательных стилей учеников.
• Она позволит тренерам понять, к созданию каких взаимоотношений с учениками им следует стремиться.
• Результаты опросника, доведенные до сведения учеников, предупредят их о возможных трудностях, связанных с вынужденным использованием определенных методов обучения.
|
Принципы и условия научения
215
• Она позволит выявить тех учеников, которые отличаются от большинства группы по стилю научения и потому нуждаются в особом внимании тренера.
• Она позволит лучше понять комментарии учеников относительно содержания и методов тренинга.
Однако даже при отсутствии данных структурированного опросника у тренеров нередко есть возможность предсказать индивидуальные стили учеников исходя из образовательного и профессионального опыта последних. Например, агенты по продажам, работающие в динамичной рыночной среде, скорее всего будут отличаться и по темпераменту и по стилю научения от работников кадровых служб и бюрократических структур, что потребует применения различных методов тренинга в отношении этих групп. Если группа разнородная с точки зрения стилей научения, тренеру придется проявить гибкость, быть «мастером на все руки» и попытаться удовлетворить индивидуальные потребности учеников, не забывая при этом об общей цели и специфических задачах тренинговой программы.
Иногда содержание тренинга «подходит» к главенствующему стилю группы, например людям, недавно закончившим учебное заведение, представляют материал концептуального характера. Но такие ситуации встречаются довольно редко, и поэтому тренер должен тщательно продумать вводные объяснения и упражнения программы. Или же он может направить свои усилия на то, чтобы выработать у учеников необходимый стиль научения с помощью серии педварительных занятий.
|
Хони и Мамфорд выдвигают ряд интересных соображений о том, какого рода действия могут оказаться полезными для выработки и развития стилей научения. В каком-то смысле их идеи близки ранее упомянутой нами стратегии обучения учению. Преимущества на стороне того ученика, который владеет всеми четырьмя стилями научения, ибо, как указывают Кении и Рейд (Kenny, Reid, 1986), рефлексия и концептуализация помогают переносу полученных знаний в новые ситуации. Завершая тему индивидуальных стилей, нам кажется уместным привести следующую цитату из Кении и Рейда:
«Крайне важно для тренера понимать, что он обладает своим собственным, данным ему от природы, стилем научения/обучения и что при выборе техник он должен, если это нужно и можно, учитывать и предпочтения учеников и собственный индивидуальный стиль».
216
Глава 7
Заключение
Прежде чем перейти к следующей теме, полезно сделать одно небольшое предостережение. Принципы и условия научения, обсуждавшиеся в данной главе, были исследованы и валидизированы главным образом в экспериментальных ситуациях, которые несколько отличаются от реальных рабочих условий, и поэтому к их применению следует подходить осторожно и взвешенно. Бэлдуин и Форд (Boldwin, Ford, 1988) подчеркивают, что оперирование этими принципами в условиях контролируемого эксперимента — достаточно простая задача; она становится более проблематичной, когда речь идет о разработке комплексной программы организационного тренинга. Следовательно, тренеры, действуя в рамках генеральной линии, должны искать, какие принципы и условия наиболее эффективны в конкретных ситуациях и применительно к конкретному учебному материалу и целевой аудитории, нежели применять их бездумно и механически.
Глава 8 |
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА: |
ВЫБОР, ПРОЕКТИРОВАНИЕ,
ПРОВЕДЕНИЕ
Подбор, проектирование и проведение тренинговой программы могут быть осуществлены только при наличии ясно изложенных целей тренинга. В данном отношении цели выполняют три основные функции. Они сообщают, что должно быть достигнуто к концу тренинга, они представляют последовательность или порядок проведения тренинговых мероприятий и они указывают на то, какого рода стратегии и тактики следует применять. Стратегии и тактики — это общие подходы и специфические методы, используемые тренером для обеспечения наиболее эффективной формы обучения. Однако тренер не всегда свободен в выборе методологии. Его выбор зависит от нескольких факторов, среди которых принципы научения, особенности целевой аудитории и возможные ограничения. Влияние этих факторов на процесс проектирования программы тренинга показано на рис. 8.1.
Ограничения
Принимая решение о том, какова будет программа тренинга, тренер вынужден держать в уме целый ряд обстоятельств, которые существенно ограничивают свободу его выбора. Некоторые ограничения
Глава 8
Характер целей |
Стратегия |
Ограничения Принципы научения Целевая аудитория Другие факторы |
Тактика |
Определение последовательности |
Разработка тренинговой программы |
Рис. 8.1. Влияние различных факторов на процесс проектирования
тренинга
проясняются уже на стадии определения круга полномочий, другие обнаруживаются позже, по мере развития проекта и дальнейших переговоров тренера и клиента. Одно из самых серьезных ограничений, с которым приходится считаться тренеру, — это время. Клиент, как правило, рассчитывает на быстрое удовлетворение своих потребностей, и поэтому тренер, проведя предварительное исследование ситуации, должен решить вопрос о времени. Во-первых, тренеру нужно знать, как скоро должна быть запущена программа и сколько времени ему отводится на ее разработку и подготовку необходимых материалов. Во-вторых, следует добиться баланса между временем, необходимым для достижения заявленных целей, и временем, на которое персонал может быть освобожден от работы для прохождения тренинга. Во многих организациях есть резервные кадры, которые нужно подготовить к работе до запуска программы, и значит, нужно определить сроки его подготовки.
Если тренер находит невозможным «подогнать» программу под жесткие временные ограничения, он должен обсудить с клиентом, ка-
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
кими целями можно поступиться, чтобы никто не питал нереалистических ожиданий в отношении результатов тренинга. Возможно, ввиду лимита времени они найдут целесообразным переформулировать цели тренинга таким образом, что от ученика к концу тренинга потребуется не «сделать» то-то и то-то, а просто «изложить», как это нужно делать.
Тесно связан с проблемой временных ограничений вопрос о месте проведения тренинга и наличии необходимых средств и оборудования. Разные организации проводят обучение и тренинг сотрудников в разных местах. Одни организации имеют свои учебные центры и школы, другие считают это нерентабельным и арендуют помещения для проведения тренинга в конференц-центрах и гостиницах. Вопрос о месте и оборудовании не представляет особой проблемы в тех случаях, когда стратегия диктует проведение тренинга на рабочем месте. Если организация располагает только одним помещением, пригодным для проведения собраний, конференций, презентаций и тренинга, препятствием может быть установленный «порядок резервирования», не позволяющий зарезервировать помещение за много недель вперед, или негласная «иерархия мероприятий», в которой тренинг далеко не всегда занимает первое место. Наличие оборудованного помещения или отсутствие такового может повлиять на то, какую тактику выберет тренер. Например, компьютеризированный тренинг требует наличия постоянного помещения, а для ролевых игр, включающих телефонные звонки, бывает необходимо иметь несколько комнат.
При решении вопроса о месте проведения тренинга следует выяснить, можно ли разместить там необходимые мебель и оборудование. Это особенно важно в тех случаях, когда организация арендует помещение для тренинга в гостинице или другом незнакомом тренеру месте.
Любая форма тренинга сопряжена с финансовыми расходами — либо прямыми, либо косвенными, и бюджетные ограничения — это еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться тренеру. Решение зависит от того, как организация планирует расходование средств на обучение, т. е. какие статьи расходов входят в затраты на обучение. Однако, так или иначе, но платить приходится за все, а затраты, влияющие на бюджетные ограничения, могут включать и оплату труда тренеров, и возможные потери обучаемых в заработке, и номинальную или фактическую стоимость различных услуг, включая
Глава 8
отопление и освещение, оплату транспорта, питания, учебных материалов, например капитальные затраты на новое оборудование, и т. п.
Те из тренеров, кому приходилось принимать непосредственное участие в организации и проведении курсов, понимают важность хорошего управления и способны заранее просчитать, какая административная поддержка будет необходима им для реализации программы. Те, на кого возложены административные функции, должны работать в тесном контакте с тренерами, чтобы разработать эффективную систему организационно-технического обеспечения тренинга. Отсутствие адекватной административной поддержки, например нехватка квалифицированного персонала, может породить массу проблем, таких как несвоевременное отправление сопроводительных инструкций, недостаток распечатанных учебных материалов и т. п. Поэтому при введении новых тренинговых инициатив важно убедиться в том, что существующая административная система способна справиться с дополнительными или новыми обязанностями.
Как и другие подразделения организации, служба обучения и тренинга не может не принимать в расчет так называемые «политические» соображения. Представляя программу тренинга, тренер должен быть готов к тому, что ее содержание и методология станут предметом самого тщательного политического исследования. Например, включение в программу тренинга дискуссионного периода, во время которого имеют возможность высказать свои замечания о стиле руководства, организации и управления в их отделах, может встретить возражения старших начальников. Спорным моментом может быть также название курса или учебной программы; например, название «Работа в стиле единой команды» кажется более приемлемым с политической точки зрения, чем «Навыки управления и руководства подчиненными».
Целевая аудитория
Термин «целевая аудитория» относится к людям, которые будут проходить тренинг. Однако прежде чем принять какое-либо решение в отношении тренинга или приступить к разработке программы тренинга, необходимо составить подробный профиль целевой аудитории. Выбор тренинговой стратегии может определяться числом и географическим местоположением людей, нуждающихся в тренинге,
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
221
особенно при наличии жестких финансовых ограничений. Иногда оказывается выгоднее проводить тренинг на местах, нежели собирать учеников из разных городов в одном месте.
Два других фактора, тесно связанных между собой и влияющих на процесс проектирования тренинга, — это возраст и опыт учеников. В главе 7 обсуждалось влияние возраста на процесс научения. Было показано, что люди старшего возраста предпочитают учиться по принципу «от конкретного к абстрактному», и эту особенность нужно учитывать при определении последовательности учебных событий в тренинговой сессии. Точно так же тренинговая сессия должна быть сообразована с опытом учеников; очевидно, что в случае отсутствия такового бессмысленно проектировать сессии, предполагающие обращение к опыту.
Следует также учесть способности и возможности целевой адитории, чтобы обеспечить адекватный уровень тренинга и, насколько это возможно, избежать ситуаций, когда учебный материал Приводит в замешательство учеников или содержит то, что им и так хорошо известно.
Обычно тренеры имеют общее представление о характеристиках целевой аудитории, которого достаточно на первых порах для общего планирования тренинга; однако по мере приближения тренинга полезно познакомиться с целевой аудиторией поближе, узнать ее специфические черты. В этом могут помочь различные мероприятия административного характера, например организационные собрания. Возможно, обнаружится, что у отдельных учеников имеются определенные физические ограничения, и при нецелесообразности переструктурирования общей программы им могут быть предложены альтернативные пути обучения. К сожалению, довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда люди с плохим зрением во время тренинга вынуждены часами смотреть видео и слайды.
Стратегии и тактики
В идеале о стратегиях и тактиках тренинга должно думать после доскональной проработки вопроса о наличии и уровне квалификации людей, которые будут участвовать в проведении тренинга. Однако даже у приверженцев систематичного подхода, которые твердо следуют всем его этапам, мысли о стратегиях и тактиках возникают уже
Глава 8
на ранних стадиях процесса. Поэтому нам кажется разумным обсудить этот вопрос первым, с тем чтобы прояснить, каких умений и навыков требует проведение тренинга.
Стратегии могут быть классифицированы на основании разных принципов, однако все классификации имеют общие точки пересечения. Различают централизованные и децентрализованные, тренерцентрированные и ученик-центрированные стратегии, тренинг на рабочем месте и вне рабочего места и др. Поскольку в последнее время важная роль в процессе обучения отводится ученику и навыкам научения, нам представляется правильным поговорить о стратегиях тренинга в контексте второй классификации.
Тренер-центрированная стратегия наилучшим образом описывается в терминах курса. Учебный курс структурирует тренер, который проводит учеников через серию уроков, занятий, упражнений и опытов к достижению заявленных целей. Именно он задает и контролирует темп обучения, определяет тактики и устанавливает последовательность тренинговых мероприятий. Ученик-центрированная стратегия возлагает ответственность за научение на самого ученика. Последний занимает более активную позицию, самостоятельно определяя темп и последовательность обучения, выбирая учебные материалы, тогда как тренер только оказывает поддержку ученику и предоставляет ему необходимые ресурсы.
Обе стратегии имеют свои преимущества и недостатки. Тренер-центрированная стратегия является отражением традиционного подхода, к которому мы все привыкли и в котором чувствуем себя вполне комфортно. Линейные начальники и старшие руководители приведут немало аргументов в пользу данной стратегии. Да и тренерам легче планировать, проводить и контролировать процесс обучения, используя тактики и материалы, доказавшие свою эффективность. Ученики ценят структурированные программы за то, что они направляют процесс обучения и дают возможность общаться и обмениваться опытом с другими учениками и использовать других в качестве мерила для оценки собственного прогресса.
Один из недостатков тренер-центрированной стратегии заключается в том, что для достижения всех заявленных целей ученик вынужден «продвигаться» в совершенно определенном темпе, в результате чего некоторые ученики не успевают как следует выучить или усвоить материал. Кроме того, реализация тренер-центрированной стратегии, как следует из самого названия, всецело зависит от компетент-