критерии | показатели | индикаторы |
Соответствие сочинения теме и её раскрытие | сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена | 3 балла |
сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена | 2 балла | |
сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена | 1 балл | |
Тема не раскрыта | 0 баллов | |
Привлечение текста произведения для аргументации | для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют | 3 балла |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущено одна-две фактические ошибки ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только два стихотворения | 2 балла | |
для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущено одна-две фактические ошибки ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущено одна-две фактические ошибки, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение | 1 балл | |
суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено три или более фактические ошибки | 0 баллов | |
Опора на теоретико-литературные понятия | теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 балла |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 балл | |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 баллов | |
Композиционная цельность и логичность | Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена | 3 балла |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения, НО допущено одна-две логические ошибки | 2 балла | |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения, И/ИЛИ допущено три-четыре логические ошибки | 1 балл | |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок | 0 баллов | |
Соблюдение речевых норм | Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка | 3 балла |
Допущено две-три речевые ошибки | 2 балла | |
Допущено четыре речевые ошибки | 1 балл | |
Допущено пять или более речевых ошибок | 0 баллов |
Если при проверке сочинения по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырём критериям не оценивается.
Отметка «5» соответствует 12 - 14 баллам (по первому критерию необходимо 3 балла);
«4» - 10 - 11 баллам;
«3» - 9 - 7 баллам;
«2» - 6 и меньше баллов.
4. Домашнее задание: чтение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (I том, 3 часть Аустерлицкое сражение)
Приложение 1
Фрагмент из книги Н. Долининой «По страницам «Войны и мира»
ЧТО такое МУЖЕСТВО
Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной?
Толстой прошел осаду Севастополя и знал войну. Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?..» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.
«— Ну, за что они меня?.. — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
— Я— ничего... — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я...»
К счастью, в это время близко пролетело ядро, штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал
прочь, а вместо него приехал князь Андрей. «Он передал приказание и не уехал
с батареи».
Тушин вздрагивает от выстрелов — и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его.
«Я не могу бояться», — подумал он и медленно слез с лошади между орудиями». (Курсив мой. —
Они очень разные, Тушин и князь Болконский. В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе войной, они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». Здесь они похожи тем главным, чего требует война от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх. И Тушин чувствует это единство. Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился е г о Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека. Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз — немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал смех, причем «громче всех слышался голос Жеркова».
Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство». Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенского сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали...
«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. — Н. Д.)
Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались...»
Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видел теперь свое спасение».
Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще с Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?
Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрых в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек з н а е т, как он должен себя вести и что от него требуется. В обычной жизни случается иное: именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей.
Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково — это князь Андрей. Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством — значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.
Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв. Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться. Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я н е м о г у поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.