Вполне возможно, что уже существующие курсы, проводимые в организации или за ее пределами, частично или всецело отвечают текущим задачам в отношении обучения персонала. В идеале тренер должен ознакомиться с письменными отчетами и отзывами людей, посещавших такие курсы, что поможет ему принять правильное решение. Чаще всего тренер оказывается перед необходимостью разработки тренинга, который должен быть проведен внутри организации.
Выбор стратегам и тактик для внутренних программ часто базируется на компромиссе. Разного рода ограничения, особенности целевой аудитории и принципы научения определяют, какой в конечном итоге окажется программа тренинга, и, прежде чем приступить к детальному планированию, тренер должен соразмерить все эти факторы. Например, согласно принципам научения, перечисленным в главе 7, тренинг, направленный на обучение умению, обязательно должен включать практику. Продолжительность практических занятий устанавливается с учетом временных ограничений.
Разработка тренинга — это гораздо больше, чем составление программы недельного обучения. Нередко тренеры вынуждены отталкиваться от уже установленных в организации перерывов на обед или кофе и соответствующим образом выстраивать учебные мероприятия, сокращая или увеличивая продолжительность занятий.
На рис. 8.2 представлен возможный формат планирования учебного курса. Тренеры могут изменить заголовки в таблице в соответствии со своими задачами или расширить ее новыми рубриками, поскольку данная таблица не претендует на полноту. Кто-то, возможно, захочет включить колонку, отражающую затраты, — это особенно уместно в тех случаях, когда тренинг сопряжен с покупкой видеотехники или иного оборудования. Однако колонки, включенные в эту таблицу наряду с той, что отражает окончательный выбор стратегии и тактик, являются, по нашему мнению, обязательными, и мы настоятельно рекомендуем использовать их.
Первые три колонки представляют цели тренинга, классифицируют их по принципу Знания (3) — Умения (У) и определяют соответствующие принципы или условия обучения. После этого возможно дать перечень альтернативных стратегий и тактик и прикинуть, сколько времени требует каждая. Как правило, тренер бывает ограничен во времени, и эти ограничения закладываются с самого начала. Данная
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
235
матрица позволяет рассчитать максимальное и минимальное количество времени, которое потребуется на проведение курса в зависимости от выбранных стратегий. В нашем примере максимальная продолжительность курса составляет 14 ч 15 мин, а минимальная — 8 ч 45 мин плюс полтора часа на докурсовое чтение.
Считаем важным обратить внимание читателя на факт включения в матрицу пунктов «Организационная часть», «Введение в курс» и «Заключение», так как о них часто забывают. В данном случае мы исходим из того, что курсанты способны самостоятельно изучить литературу, рекомендованную для докурсового чтения. В целях наглядности мы ограничили число учеников до 6 человек, а количество времени, выделенное на тренинг, 12 ч. При выборе стратегий и тактик принципиально важным является сохранение практических занятий, с тем чтобы участники могли потренироваться в применении умений. Важно также оставить стратегии, способные привнести разнообразие в программу, такие как дискуссия, групповые упражнения и др. В нашем примере задача обучения знаниям решается с помощью рабочих руководств и докурсового чтения. Если тренеру необходимо удостовериться в том, что ученики проделали докурсовую работу, он может предусмотреть специальную контрольную сессию.
Если на тренинг отведен только один шестичасовой рабочий день, что не дотягивает даже до необходимого минимума, не надо пытаться добиться невозможного. Тренер должен пойти к «клиенту», показать ему матрицу и спросить, какими задачами он готов пожертвовать. С другой стороны, тренер может посоветовать клиенту перевести некоторые цели из разряда умений в разряд знаний. Однако в этом случае никто не даст гарантии, что после прохождения тренинга ученики, будучи в состоянии изложить, что и как надо делать, действительно смогут делать это. В большинстве случаев матрица, содержащая расчет времени, помогает тренеру договориться с клиентом.
Определившись со стратегиями, тренер может приступать к более детальной проработке содержания сессий. Нередко приходится наблюдать, как тренеры теряют массу времени на подготовку ненужных материалов. Сэкономить время и силы позволяет инвентаризация уже существующих материалов — вполне возможно, что некоторые из них в слегка модифицированном виде могут быть использованы в рамках данной программы. Единый стиль оформления материалов для разных курсов, к каковым относятся раздаточные тезисы, инструкции
236
Глава 8
к упражнениям, презентационные слайды и т. п., способствует поддержанию профессионального имиджа. Решению данной задачи помогает учреждение центра по материально-техническому обеспечению тренинга. Говоря о «центре», мы вовсе не имеем в виду отдельное помещение. Иногда бывает достаточно небольшого шкафа для хранения учебных материалов. Однако тренер не должен поддаваться искушению подстроить программу под существующие материалы, он должен подходить к ним селективно и использовать только те, которые отвечают задачам тренинга. Подготовку материалов можно поручить помощникам, если таковые имеются, назначив при этом ответственных и установив сроки.
Как уже говорилось, тренер может дополнить матрицу другими колонками. В нашей матрице, составленной для короткого курса, представлен просто перечень целей. В тех случаях, когда речь идет о разработке более продолжительной и комплексной программы, полезно ввести колонку, устанавливающую последовательность достижения целей.
Нахождение оптимального баланса между различными учебными мероприятиями с тем, чтобы применить в нужное время нужную тактику и соблюсти законы научения, — задача не из легких. Решение будет всегда сопряжено с некоторым компромиссом. Одна из основных задач тренера — поддержать мотивацию и интерес учеников, варьируя методы обучения и правильно выбирая время подачи нового материала. Даже послеобеденная сессия, которая часто превращается в «мертвый час», может оказаться весьма результативной при правильно спланированной программе.
Альтернативный, но вполне комплементарный, подход к составлению тренинговой программы предложен Андерсоном. Взяв за основу цикл научения Колба, он разработал модель четырехстадийного процесса обучения, включающую концепции, техники, применение и перенос (СТАТ)1. Модель СТАТ в сжатом виде представлена на рис. 8.3.
Допуская возможность гибкого применения модели, Андерсон тем не менее считает, что для замыкания цикла научения принципиально необходимо прохождение через все четыре стадии. Он утверждает, что каждая стадия предполагает использование специфических методов и для последовательной реализации данной модели тренер должен обладать комплексом умений.
1 Расшифровывается как «concepts, techniques, application, transfer». — Прим. перев.
Цели | Знания/ Умения | Стратегия/ Тактика (Альтернативы) | Время | Выбранная стратегия | Имеющиеся материалы | Необходимые материалы | Ответственные за подготовку | Сроки | Примечания |
1. Получение почты • Изложить процедуру получения почты | Урок Чтение (в классе) Чтение (внеклассное) Рабочая инструкция | 30мин 20мин (20мин) 0 | + | ||||||
• Вскрыть и рассортировать полученную корреспонденцию | У | Практическое занятие Рабочая инструкция | 45мин 0 | + | Подготовить рабочую инструкцию | Аластер | 14 марта | ||
• Направить корреспонденцию адресатам | У | Практическое занятие Рабочая инструкция | 20мин 0 | + |
Рис. 8.2. Примерный формат планирования тренинговой программы
Цели | Знания/ Умения | Стратегия/ Тактика (Альтернативы) | Время | Выбранная стратегия | Имеющиеся материалы | Необходимые материалы | Ответственные за подготовку | Сроки | Примечания |
2. Отправление почты • Объяснить важность правильной адресации корреспонденции | Урок Дискуссия Чтение (в классе) Чтение (внеклассное) | 15мин 30мин 20мин (20мин) | + | Конспекты преподавателя из Курса секретарей | Адаптировать их для докурсового чтения | Лиза | 7марта | ||
• Понимать важность правильной оплаты почтовых услуг | Урок Чтение (в классе) Чтение (внеклассное) | 15мин 10мин (10мин) | + | Подобрать материал для докурсового чтения | Джулия, Дейл | 21 марта | |||
• Объяснить важность ведения журнала почтовых расходов | |||||||||
• Рассчитать почтовые расходы на отправление текущей корреспонденции | У | Практическое занятие Рабочая инструкция | 45мин 0 | + | Таблица почтовых тарифов | Конспекты для преподавателя Практические упражнения | Джулия Дейл | 28 марта |
Рис. 8.2. Продолжение
Цели | Знания/ Умения | Стратегия/ Тактика (Альтернативы) | Время | Выбранная стратегия | Имеющиеся материалы | Необходимые материалы | Ответственные за подготовку | Сроки | Примечания |
• Работать с франкировальной машиной | У | Практическое занятие | 50мин | Инструкция по эксплуатации машины и Руководство для операторов почтовой связи | Конспекты для преподавателя Практические упражнения. Доступ к франкировальной машине | Джулия Дейл | 9 апреля | ||
• Вести журнал почтовых расходов | У | Практическое занятие Рабочая инструкция | 40мин 0 | Конспекты для преподавателя Прозрачная пленка для проектора Раздаточные материалы к практическим упражнениям | Джулия Дейл | 9 апреля |
Рис. 8.2. Продолжение
Цели | Знания/ Умения | Стратегия/ Тактика (Альтернативы) | Время | Выбранная стратегия | Имеющиеся материалы | Необходимые материалы | Ответственные за подготовку | Сроки | Примечания |
3. Принимать посетителей • Изложить порядок приема ожидаемых и неожиданных посетителей | Урок. Чтение (в классе). Чтение (внеклассное) | 20 мин 15 мин (15 мин) | + | Конспекты преподавателя из Курса секретарей. | Адаптировать материалы | Карен, Мэтью | 9 апреля | ||
• Принять ожидаемого посетителя | У | Ролевая игра | (6 студентов X 30 мин) 3 часа | Несколько ролевых игр из Курса секретарей | Проверить и адаптировать материалы ролевых упражнений. Написать новые ролевые упражнения. Обеспечить наличие видеотехники | Карен, Мэтью | 9 апреля | ||
• Понимать необходимость эффективной системы безопасности | Урок. Дискуссия. Чтение (в классе). Чтение (внеклассное). Компьютеризированное обучение (в классе/внеклассное) | 30 мин 45 мин 20 мин (20 мин) (30 мин) | + | Конспекты преподавателя из Начального курса. Пленки для проектора | Подготовить руководство по ведению дискуссии для преподавателя. Раздаточные тезисы | Карен, Мэтью | 9 апреля |
Рис. 8.2. Продолжение
Цели | Знания/ Умения | Стратегия/ Тактика (Альтернативы) | Время | Выбранная стратегия | Имеющиеся материалы | Необходимые материалы | Ответственные за подготовку | Сроки | Примечания |
4. Отвечать на телефонные звонки • Понимать необходимость хорошего владения техникой телефонных переговоров | Урок. Дискуссия. Просмотр и обсуждение видеофильма | 20 мин 30 мин 45 мин | + | Видеофильм «Техники телефонных переговоров» | Конспекты для преподавателя. Раздаточные тезисы. Обеспечить наличие видеотехники | Аластер, Лиза | 9 апреля | ||
• Умел» обращаться с 10-канальной телефонной станцией | У | Практическое занятие (Ролевая игра) | (6 студентов X 10 мин) 60 мин | + | Руководство по эксплуатации | Конспекты для преподавателя. Раздаточные материалы — рабочая инструкция. Доступ к учебному телефонному оборудованию |
Рис. 8.2. Продолжение
Цели | Знания/ Умения | Стратегия/ Тактика (Альтернативы) | Время | Выбранная стратегия | Имеющиеся материалы | Необходимые материалы | Ответственные за подготовку | Сроки | Примечания |
• Принимать сообщения | У | Практическое занятие | 60 мин | ||||||
• Изложить стратегии поведения при ответе на жалобы или угрозы звонящего | Дискуссия. Упражнение на взаимодействие | 30 мин 45 мин | Конспекты для преподавателя Инструкция к упражнению. Подготовить комнату для отдыха | Аластер Лиза | 9 апреля | ||||
• Предпринять соответствующее действие в ответ на жалобы или угрозы звонящего | У | Ролевая игра | (6 студентов X 15 мин) - 1 час 30 мин | + | 2 ролевые игры из Курса для супервайзеров | Обеспечить наличие видеотехники | Аластер, Лиза | 9 апреля |
Рис. 8.2. Продолжение
Цели | Знания/ Умения | Стратегия/ Тактика (Альтернативы) | Время | Выбранная стратегия | Имеющиеся материалы | Необходимые материалы | Ответственные за подготовку | Сроки | Примечания |
Организационная часть | - | — | 10мин | Сопроводительные инструкции | Сандра | 9 апреля | |||
Введение в курс | — | — | 10 мин | Руководство по докурсовой работе | |||||
Заключение | - | - | 15мин | Материалы для преподавателя | |||||
Максимальное время | 14 ч 15 мин | ||||||||
Минимальное время | 8ч 45 мин + 1ч 25 мин | ||||||||
Выделенное время | 12 ч (2 дня) |
Рис. 8.2. Окончание
244
Глава 8
КО — Конкретный опыт |
4. Помочь ученикам воспользоваться новыми понятиями и техниками их применения на рабочем месте, поощряя рефлективное наблюдение для выявления и решения проблем, для изыскания новых возможностей использования усвоенных понятий. |
3. Помочь ученикам воспользоваться методами, моделями и шаблонами в реальных или игровых условиях. |
РН- |
АЭ — |
Активное экспериментирование |
Рефлективное наблюдение |
г. Помочь ученикам исследовать новые понятия и идеи, предоставив им общие методы их использования, структурные модели и шаблоны применения. |
1. Варьируя методы, помочь ученикам усвоить понятия и идеи. |
АК — Абстрактная концептуализация |
Рис. 8.3. Модель для разработки СТАТ-курса.
Признание валидности модели Колба не мешает Андерсону понять, что во многих случаях отправная точка обучения должна находиться в квадранте «Рефлективное наблюдение/Абстрактная концептуализация». Это мнение разделяют такие теоретики и исследователи тренинга, как Фиттс (Fitts, 1962), Адаме (Adams, 1971) и Андерсон (Anderson, 1987), на работы которых активно ссылается Джон Патрик (Patrick, 1992).
Глава 9 |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ |
ТРЕНИНГА
Тренинговый процесс логично завершить оценкой эффективности тренинга. Мало кто возьмется оспорить это утверждение, однако, как показывает практика, многие организации либо вовсе не производят валидизацию тренинга, либо проводят ее неубедительно и непрофессионально. Одни заявляют, что валидизация сопряжена с большими расходами, другие утверждают, что она в действительности ничего не доказывает или не имеет реального смысла, так как эффективность тренинга невозможно оценить в денежном выражении. Некоторые тренеры занимают оборонительную позицию по вопросу валидизации, ибо чувствуют, что она открывает дорогу для критики в их адрес, когда результаты тренинга оказываются ниже ожидаемых. Для удержания высоких позиций, которые начинает завоевывать тренинг, отделы обучения и подготовки персонала наряду с другими подразделениями организации должны тщательнейшим образом обосновывать и подтверждать необходимость тренинга.
Большинство схем, репрезентирующих структуру тренинга, делят процесс валидизации на две дискретные части — на внутреннюю и внешнюю валидизации. На практике эти две части тесно связаны между собой, и большинство тренеров рассматривают их как единую функцию, поскольку одно зависит от другого и не имеет смысла без другого.
Внутренняя валидизация призвана оценить, достигло ли учебное мероприятие поставленных целей, т. е. должна ответить на вопрос:
Глава 9
научились ли ученики тому, чему их учили? В процессе внешней валидизации выясняется, могут ли бывшие ученики применить в реальной рабочей ситуации то, чему они научились на тренинге, и способны ли они после прохождения тренинга выполнять работу на должном уровне.
Другим аспектом определения эффективности тренинга является попытка определить его совокупную ценность, или эффективность затрат, и общие позитивные результаты тренинга, а также прирост производительности труда работников, прошедших обучение.
Тесная взаимосвязь мероприятий по внутренней и внешней валидизации и определению совокупной стоимости обусловливают необходимость интегрированной оценки эффективности тренинга. Такая оценка, как указывают Хэмблин (Hamblin, 1974) и Киркпатрик (Kirkpatrick, 1967), может включать следующие уровни.
• Реакция учеников и тренеров на состоявшийся тренинг; их соображения о структуре и содержании тренинга и применявшихся методах обучения.
• Научение: принципы, факты и приемы, усвоенные учениками.
• Рабочее поведение и трудовые показатели: какие изменения они претерпели в результате тренинга или как применяют работники новые знания и умения.
• Организация: каковы видимые результаты тренинга для организации в целом.
Последний уровень может быть расширен оценкой таких параметров, как влияние тренинга на климат в организации и на отношение работников к обучению, общая жизнеспособность тренинга и возможность его экспансии, тип учебной среды, складывающейся в организации.
Реакция на тренинг
На уровне реакции оценка эффективности тренинга, согласно Хэмблину и Киркпатрику, связана с исследованием того, как студенты или ученики отреагировали на обучение, или, говоря иначе, насколько они довольны обучением.
Исследование реакции учеников предполагает выяснение их мнения по четырем основным вопросам:
Оценка эффективности тренинга
247
• содержание учебной программы, заявленное в целях тренинга;
• методы, или тактики, обучения и качество их применения тренерами;
• общие условия обучения и обстановка, в которой проводился тренинг;
• степень достижения целей тренинга в сфере установок.
Кроме того, ответы учеников могут дать некоторую информацию об их отношении к обучению вообще и желании или нежелании участвовать в последующих тренингах. Разумеется, характер ответов зависит от характера и формулировок вопросов.
Эта взаимосвязь отчетливо обнаруживается в так называемом «мажорном финале», когда в конце курса или занятия ученикам, которым не терпится вырваться на волю, раздается опросник. Задача ученика — просто поставить галочку рядом с цифрами или утверждениями, отражающими степень его удовлетворенности различными аспектами тренинга. В бланке ответов может быть предусмотрено место, куда можно записать свои предложения и общие наблюдения, однако, поскольку это вынуждает учеников задержаться в классе, возможность часто остается неиспользованной. Применение такого рода опросников только создает видимость «анализа», ибо, представляя разные курсы, тренер имеет дело с однотипными реакциями. Некоторые тренеры в ответ на вопрос, какие процедуры валидизации они использовали, почти оправдываясь, сказали, что «как-то не подумали об этом».
О реакции учеников на тренинг можно говорить с того момента, когда они узнают, что должны пройти обучение. В немалой степени их реакция определяется стилем проведения и содержанием брифинга. Сопроводительные инструкции и разъяснения относительно той работы, которую ученики должны проделать в качестве подготовки к тренингу, могут повлиять на их мотивацию и готовность к обучению, а также на отношение к предстоящему учебному событию. В определенной мере это отношение будет зависеть от того, насколько хорошо организован прием учеников, от внешнего вида помещения и других гигиенических факторов.
Последующая реакция начинается с момента, когда ученики приступают к обучению, и поэтому важно предусмотреть возможность получения данных на этот счет с самого начала тренинга, а не откладывать это на потом. Многие вопросы из «мажорного опросника»,
Глава 9
если их использовать более эффективно в рамках структурированного похода, действительно могут обеспечить тренера ценной информацией. Однако прежде чем подробно остановиться на этом подходе, стоит сказать о некоторых источниках неофициальной обратной связи, которыми может воспользоваться тренер.
За обедом, за чашкой кофе и в перерывах ученики часто отпускают замечания или задают вопросы, отражающие их впечатление от тренинга. Обрывки случайно подслушанных разговоров также несут в себе информацию о том, что нравится или не нравится ученикам или какие трудности они испытывают.
Чуть более формализованная возможность знакомства с реакцией учеников открывается в тех случаях, когда программа тренинга предусматривает специальные сессии и консультации для обмена впечатлениями между тренером и учениками или когда возникает необходимость индивидуальных консультаций. Тренер, которому удается установить раппорт с учениками, не испытывает недостатка в обратной связи; ученики делятся с ним своими впечатлениями и соображениями, и его задача — учесть их реакцию и внести соответствующие коррективы в свои действия, причем не в конце тренинга, когда время уже упущено и невозможно что-либо исправить, а в самом начале.
Структурированный подход к оценке реакции учеников предполагает использование учебного дневника, предназначенного прежде всего для того, чтобы в конце каждого учебного дня или занятия ученики фиксировали, чему они научились. Однако он допускает гибкое применение; ученики могут, например, заносить туда свои соображения о содержании тренинга и оценку работы тренера. На первой странице дневника следует предложить ученику написать, что он ожидает от предстоящего тренинга. Если тренинг проводится в форме курса, можно попросить учеников рассказать о своих ожиданиях.
Выяснив ожидания учеников, тренер получит ясное представление о том, насколько они готовы к обучению и насколько эффективно был проведен брифинг, который, безусловно, влияет на первоначальную реакцию учеников.
В дневнике должно быть предусмотрено место, куда ученик сможет записать свои впечатления от каждого учебного дня или занятия. Их можно обсудить с начале следующего дня или занятия, предложив одному-двум ученикам поделиться своими наблюдениями с группой.
Оценка эффективности тренинга
Заключительный раздел дневника заполняется в конце тренинга, когда ученикам должно быть предоставлено время на то, чтобы вспомнить свои исходные ожидания и оценить, насколько они оправдались. Взаимообмен мнениями может протекать в форме свободной дискуссии. Журналы остаются у учеников, и линейные начальники могут использовать их при проведении дебрифа.
В рамках процесса валидизации можно также предложить ученикам написать свои замечания по содержанию тренинга и качеству работы тренера. Характер поставленных вопросов будет зависеть от того, по каким критериям оценивается эффективность тренинга. Можно попросить учеников высказаться о том, насколько релевантны, по их мнению, заявленные цели тренинга работе, к которой их готовят, что дал им тренинг в личном плане, правильно ли распределено время на изучение различных тем, оценить степень новизны материала, эффективность наглядных пособий, презентационные навыки тренера и т. п.
Концепция дневника допускает достаточно широкое толкование; учебный дневник можно применить не только в рамках формализованного курса, но и для регистрации любого учебного опыта, независимо от его источников, будь то та или иная форма свободного обучения, рабочий опыт, чтение профессиональных журналов и книг, посещение конференций и выставок — одним словом, всего, что вносит вклад в обучение и развитие. Впоследствии этот дневник может быть использован в процессе аттестации работника или войти в портфолио кандидата на ту или иную должность. Образец такого дневника приведен в приложении 3.
До сих пор мы говорили о реакции учеников, но есть и другая сторона, реакции которой также заслуживают упоминания. Речь идет о тренерах и преподавателях — их впечатления и наблюдения тоже содержат полезную информацию о тренинге и учениках. Часто преподаватели, работающие одной командой, по завершении учебного дня или в конце курса, после того как разойдутся ученики, проводят собственные дебрифы. Круг вопросов, обсуждаемых на этих дебрифах, достаточно широк; преподаватели высказывают свои мнения о степени сбалансированности программы, вносят предложения по изменению отдельных мероприятий или перераспределении учебного времени, делятся соображениями о недавно включенных в программу или реструктурированных сессиях, обсуждают реакцию учеников и анализируют свою собственную работу. К сожалению, преподаватели
Глава 9
нечасто фиксируют на бумаге результаты таких дискуссий, и потому значительная часть крайне важной информации утрачивается. Кто-то воспримет это как еще одну докучную обязанность, но сделанный преподавателем письменный обзор курса помогает зафиксировать информацию о тренинге, которую можно использовать в следующих целях.
• Статистический анализ ряда проведенных курсов или учебных занятий, количество и статус работников, прошедших тренинг, процент учеников, получивших «зачет», — подобная информация необходима при составлении ежегодных официальных отчетов, пересмотре штатного расписания, для присвоения разряда, для планирования периодичности тренинга и ежегодного планирования программы обучения, при проведении инспекций и т. п.
• Подробное описание того, как изменились курсы или учебные занятия с точки зрения целей, содержания, методологии и т. п., помогает оценить, насколько адекватно отдел обучения персонала реагирует на меняющиеся потребности организации.
• Позволяет руководителю отдела обучения ознакомиться с рекомендациями и реакцией тренеров относительно пересмотра программы и нововведений.
• Характеристики, данные тренерами группе в целом или отдельным ученикам, при необходимости могут быть доведены до сведения линейных начальников.
• Учет мнения учеников о проведенном тренинге стимулирует идеи по развитию и совершенствованию программы.
• Замечания по качеству организации тренинга в целом и отдельным административным моментам помогают добиться надлежащего обеспечения ресурсами и отлаженной работы административного механизма.
• «Летопись» развития курсов и учебных сессий позволяет новым тренерам найти свой путь, объясняет причины изменений и предоставляет дополнительную информацию об инициативах и пилотных проектах тем, кто исследует возможность изменений или планирует их.
Структура обзора будет зависеть от характера тренинга, однако даже при известной гибкости всегда полезно располагать стандартной формой.
Оценка эффективности тренинга
Рекомендуемая нами схема обзора курсов может быть использована для других видов тренинга.
Заглавие. Здесь указываются название курса, порядковый номер, время и место его проведения, а также — для кого проводится курс (при отклонении от установленной практики).
Обоснование. Необходимость в этом разделе возникает довольно редко. Здесь указываются причины введения курса (если это новый курс) или обосновывается необходимость внесенных изменений с точки зрения продолжительности, содержания, подходов и т. п.
Вводная часть. Предваряющие комментарии относительно целевой аудитории, задействованных тренерах, месте проведения курса (если оно отлично от обычного) и т. п.
Программа курса. Этот раздел необходим, если программа или содержание курса претерпели существенные изменения.
Обзор курса. Здесь преподаватель записывает свои комментарии, наблюдения и рекомендации относительно содержания, методологии и т. п. и отмечает, что нужно сделать. Кроме того, он может высказать свои впечатления от группы в целом или — если считает это уместным или необходимым — вкратце охарактеризовать отдельных учеников.
Реакция учеников. В этот раздел вносятся комментарии, наблюдения и предложения, высказанные учениками.
Организация. Сюда записываются наблюдения и замечания, касающиеся помещения, транспортного обслуживания, организации и качества питания, цен, сопроводительных инструкций и т. д.
Действия. В правой части страницы полезно предусмотреть специальную колонку, в которой можно отмечать, что должно быть сделано и кто ответственен за это.
Естественно, что в тех случаях, когда речь идет о давно учрежденном и часто проводимом курсе, можно ограничиться очень кратким обзором. В приложении 4 приведен пример достаточно подробного обзора, представляющего вышеизложенную схему.