«Под средствами обучения понимается все то, что оказывает помощь в процессе обучения ИЯ в классе и дома.» - Елена Николаевна Соловова.
Эти средства могут быть:
o обязательными (основными) и вспомогательными;
o ориентированными на ученика и на учителя;
o техническими и нетехническими.
Классификация по общим свойствам.
1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты, гипотезы, идеи, ощущения).
2. По отношению к источникам появления: искусственные (книги, тетради, освещение, картины, часы) и естественные (цветы, гербарий, биологические объекты, ландшафт, климат).
3. По степени сложности: простые (образцы, модели, карты, атласы, рабочие тетради) и сложные (музыкальные инструменты, видеомагнитофон, компьютер, Интернет).
4. По характеру использования: статичные (парта, доска, стул) и динамичные (часы, видеотехника, аудиозапись, кино, люди).
5. По характеру воздействий: аудиальные (живая речь, звукозапись, радио), визуальные (демонстрационные приборы, диаграммы, таблицы), аудиовизуальные (магнитофоны, радио, WЕВ-конференции).
6. По особенностям строения: плоские (рисунки, карты. схемы), объемные (макеты, модели, скульптуры, предметы, человеческое тело), смешанные (глобус), виртуальные (мультимедийные программы).
7. По сфере приложения: локальные (по отдельному предмету или занятию) и общие (универсальные для всего учебного процесса).
8. По носителю информации: бумажные (книги, альбомы, фотографии, атласы), магнитооптические (аудио - и видеокассеты, диафильмы, слайды), электронные (синтезатор, компьютер, приборы).
|
9. По уровням содержания образования: урочные (тексты, задачи, упражнения), предметные (учебники, справочники, таблицы, стенды), процессуальные (кабинеты, аудитории, лаборатории, мастерские, залы).
10. По отношению к технологическому процессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, выставки, библиотеки), перспективные (электронная аппаратура, компьютерная техника, психодиагностические материалы), инновационные (класс-синтезатор, электронное тестирование, электронный учебник, рука).
11. По способу изготовления: промышленные (книги, портреты, мебель, приборы), автономные (сделанные руками учащихся или преподавателей).
ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
К основным средствам обучения сегодня можно отнести УМК. Состав современных отечественных и зарубежных УМК может незначительно варьироваться, но если этот УМК претендует на эпитет «современный», то у него должна быть определенная инвариантная часть.
Варианты | Компоненты Учебно-Методических Комплектов |
Инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК | • Книга для учащихся • Аудиокассеты к книге для учащихся • Книга для учителя |
Возможные дополнительные компоненты и составе современных отечественных н зарубежных УМК | • Рабочая тетрадь • Книга для чтения • Специальный набор кассет только дня учителя • Культуроведческое пособие • Аудиокассеты по культуроведению • Контрольно-тестовые задания • Видеокассета • Книга для учителя по использованию видеоматериалов • Лексико-грамматическое упражнение и задания (с ключами или без них) • Пособие по обучению письменной речи |
|
К дополнительным средствам обучении можно отнести различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самим учителем.
Это могут быть:
• другие УМК, которые используются лишь частично;
• специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности;
• книги для чтения;
• разнообразные видео- и аудиоматериалы;
• сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения;
• компьютерные программы;
• таблицы и схемы;
• карточки;
К специфическим средствам относят:
- картинки - набор учебно-наглядных пособий, включающий предметные, тематические и сюжетные рисунки; следует подчеркнуть важную роль зрительной наглядности при обучении иностранному языку. Основная цель заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно - наглядных впечатлениях, связать слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на иностранном языке;
- музыка и песни. Английские песни можно использовать в качестве физкультминуток;
- раздаточный материал - представляет собой набор предметных, сюжетных и тематических картинок при работе в классе и дома; дает большие возможности для развития творчества учителя в учебно-воспитательном процессе. K раздаточному материалу относятся специально составляемые карточки, flаshсаrds, с иллюстрациями или без них, обеспечивающие каждому возможность решения поставленной задачи, главным образом речевой. Эти карточки могут служить опорой выполнения заданий по аудированию, по составлению монологического высказывания по чтению и по выполнению письменного задания;
- cловари - учителю английского языка, как специалисту, желательно иметь разнообразные словари, в том числе и толковые. Это поможет в подготовке упражнений и материалов, которые учитель готовит дополнительно к имеющимся в УМК, исходя из особенностей своей группы, для проведения внеклассной работы по английскому языку, а также для удовлетворения любознательности отдельных учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку;
- рифмовки и стихи, т.е. все то, что разумно дополняет и компенсирует определенные недостатки базового учебно-методического комплекта.