Интерактивные игры на уроках литературы в 5-11 классах




"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …..
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?

Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»
На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»
Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.
Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». (Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся значимыми, так как ученик побывал в роли литературного персонажа.
На уроке создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь товарищу.

«Пресс-конференция с автором»

Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества.

Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают вопрос:

Какова ваша основная профессия?

В каких войнах, которые вела Британская империя, вы принимали участие?

Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?

Кого вы взяли за прототип Шерлока Холмса?

Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?

В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?

Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? и другие.

В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции.

Можно предложить ученикам, задавая вопрос, называть издание, которое они представляют.

«Продолжение предложения»

После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:

Я знаю про Марка Твена, что он...

Больше всего меня поразило то, что Марк Твен...

Выдающейся датой биографии О. Генри я считаю...

Счастливый период в жизни Гоголя, по моему мнению,...

Кто желает продолжить предложение-поднимает руку. Наивысшую оценку получает ученик, который последним дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж информации.

«Аукцион»

Предварительная подготовка: учащиеся (9-11 кл.) получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, воспользоваться дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона.

Например, при изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»:

Детские годы в Ясной Поляне;

«Университеты» Толстого;

Участие в Крымской войне;

Начало творческой деятельности;

Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;

Лучшие произведения Толстого;

Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;

Последние годы жизни.

Наивысший балл получают учащиеся, которые подготовили полные и интересные сообщения и «выкупили» несколько лотов.

«Ты мне - я тебе»

Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.

«Микрофон»

Ученики получают задание подготовить речь и произнести ее в воображаемый микрофон.

Например: при изучении повести Джека Лондона «Белый клык» учащимся предлагается подготовить речь в защиту природы.

«Если бы животные умели говорить»

Ученикам предлагается задача рассказать о проблемах животных-литературных персонажей от первого лица.

«Письмо литературному персонажу»

Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам.

Например: при изучении романа М. Сервантеса «Приключения Дон Кихота» учащиеся пишут письма поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира

«Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или не быть».

«Помоги героям»

Учитель предлагает ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях, разработать для них план действий.

Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учитель задает учащимся вопрос: «Когда, по вашему мнению, необходимо вмешаться в сюжет и помочь героям избежать ошибок, которые привели ко многим несчастьям»

«Цепочка»

Ученики по очереди характеризуют какого-нибудь литературного героя. Каждый говорит одно предложение.

«Коллективный рассказ»

Учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый говорит одно предложение, связывая его с предыдущим.

Например, при изучении темы «Сказки» в 5 классе учащиеся сочиняют коллективно сказку о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началом: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в нашем...»

«Литературный турнир»

Ученик вызывает к себе другого ученика, ставит какой-то вопрос по литературным произведением. Если ответ правильный, вызванный ученик вызывает следующего и вопрос ставится ему.

Например, при изучении темы «Героический эпос» проводится литературный турнир, определяющий лучшего знатока национальных разных стран.

«Таинственный чемодан»

Работа в группах. Учитель предлагает группам угадать, какому литературному герою предстоит чемодан, называя вещи, которые в ней лежат

Например, изучая тему «Приключенческие романы», находим, кому принадлежат чемоданы с вещами:

компас, карта морей и океанов, учебники по океанографии (Дик)

лупа, засушенные насекомые, очки (кузен Бенедикт)

вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер)

«Таинственный герой»

Можно применить при проведении итоговых уроков. Учитель предлагает ученикам узнать литературного героя с его личными приметами.

Например, при проведении зачетного занятия по теме «Драматургия 19 в.» учащиеся узнают героев по следующим характеристикам:

«Она молодая, красивая девушка. Одета бедно. Требует услуг дантиста. Зарабатывает на жизнь, продавая цветы на улице. Имеет достаточно прямой, жесткий характер, умеет отстоять свои интересы. Говорит засоренной и грубой речью. У нее есть мечта - работать в магазине цветов». (Элиза Дулитл из «Пигмалиона» Б. Шоу)

«Соедините сердца влюбленных»

Работа в группах. Учащиеся получают карточки в виде сердечек, на которых написаны имена героев. Задача - объединить тех героев, которые по сюжету произведений любят друг друга.

Например, при изучении темы «Мифы» учащиеся получают сердечки с такими именами: Парис, Озирис, Ярило, Елена, Мать Сыра Земля, Персефона, Аид, Яма, Ями, Менелай.

«Распределите героев за их произведениями»

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с именами героев разных произведений данной темы. Задача - объединить героев за их произведениями.

Например: при изучении темы «Литературные сказки» ученики распределяют героев за их сказками:

Золушка, Синяя Борода, Госпожа Метелица, Принц, лесничий, падчерица, волшебный ключик, хрустальный башмачок, Фея, мачеха, молодая жена и др..

«Продолжение сюжетной линии»

Учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев.

Например, при изучении повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся составляют рассказ о судьбе матери после смерти ее сыновей - Остапа и Андрея.

Фантазируют, станут ли в будущем Том Сойер и Гек Финн разбойниками, как они мечтают.

«Узнайте книгу»

Учитель рассказывает об истории создания книги, интересные данные об авторе и другие подробности, предлагая отгадать ее название.

Например, «Ревизор» Гоголя:

«Сюжет для этого произведения подсказал Пушкин, в основе его лежит забавный случай, который произошел с ним в одном из провинциальных городов. На премьере присутствовал сам царь, который дал такую оценку: «Всем досталось, а мне больше всех».

«Встреча литературных героев»

Ученики называют своих любимых литературных героев, представляют их встречу, о чем бы они говорили, какие советы дали бы друг другу.

Например, о чем бы говорили при встрече Том Сойер и Пеппи Длинный чулок, Гобсек и Плюшкин, Наташа Ростова и Татьяна Ларина?

«Карта путешествия»

Ученики на контурных картах наносят путь путешествия литературных героев.

Например, путь путешествия шхуны «Пилигрим» из «Пятнадцатилетнего капитана» Ж.Верна, детей капитана Гранта, барона Мюнхаузена и др..

«Запутанный лист»

Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущены ряд ошибок или пропущены слова, ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные слова.

Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учащиеся вставляют «размытые водой слова в письме из бутылки, выловленной на берегу океана»:

«Мы, члены экипажа шхуны «Пилигрим», потерпели........ и оказались на неизвестном берегу.

Нас в составе экипажа...... человек, капитан -........ Во время путешествия у нас испортился.......,

Мы подобрали пострадавших со шхуны «…....». На неизвестном берегу мы увидели экзотических животных: …...., …..., …...., А также ….... Это наводит на мысль, что мы попали в ….... ».

«Символ произведения»

Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи:

нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение был бы символом литературного героя.

(роза - символ сказки Андерсена «Снежная королева»; засушенные цветы - символ Сони из романа «Война и мир» Л. Толстого)

определите цвет настроения отрывка поэзии;

нарисуйте иллюстрацию к произведению, допустив ошибку в изображаемом и предложите своим товарищам найти эту ошибку;

Создайте диафильм по сюжету произведения (работа в группах).

«Киносценарий»

На уроках развития связной речи, объединившись в группы, составляем киносценарий фильмов по изученным произведениям или документальных фильмов по жизненным и творческим путем писателей. Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера, известных актеров на главные роли и др.; придумываем название фильма, страну, где будут проводиться съемки. Каждая группа представляет свой проект киносценария, среди которых выбираем лучший.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: