Модуль 1 Введение в педагогическую профессию
. История зарождения и развития педагогической профессии.
. Сущность, функции и содержание педагогической деятельности.
. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
. Профессионализм, творчество и мастерство учителя.
. Этика и эстетика педагогического труда.
. Структура и содержание профессионально-педагогической культуры педагога.
. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной
компетентности педагога.
Становление и развитие педагогики как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
Структура педагогической науки. Формы связи педагогики с другими науками.). Система образования и ее компоненты.
1. Основные принципы государственной политики в области образования.
Общие требования к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании»). Сущность методологии педагогики и уровни методологического знания.
3. Основные категории педагогики и их соотношение.
4. Влияние наследственности, среды, воспитания и деятельности на развитие личности. 5.Теоретические методы исследования в педагогике, их сущность.
6. Эмпирические методы исследования в педагогике, их сущность.
7. Организация и содержание педагогического исследования.
8. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.
Основные законодательные акты в сфере образования РФ: общая характеристика. 9. Основные положения Конвенции о правах ребенка.
Общая характеристика международных правовых актов. }.
10. Система государственного контроля в сфере образования. Права, обязанности, ответственность образовательных учреждений перед личностью, обществом, государством.
Модуль 2 Теоретическая педагогика
1. Сущность процесса обучения. Основные категории дидактики.
2. Анализ дидактических концепций: история и современность.
3. Современная дидактическая система: особенности, элементы и компоненты.
4. Принципы и правила обучения.
5. Государственный образовательный стандарт: общая характеристика. Учебный план и учебная программа.
6. Формы организации процесса обучения. Урок как основная форма организации педагогического процесса.
7. Типы и виды уроков. Нетрадиционные уроки в современной дидактике.
8. Основные методы обучения: общая характеристика. Правила выбора методов обучения.
9. Классификация средств обучения.
10. Проблема развития познавательной активности учащихся. Общие закономерности обучения.
11. Сущность, функции и методы проблемного обучения.
12. Сущность программированного обучения. Дистанционное обучения и его особенности.
13. Особенности организации процесса обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.
14. Типология и многообразие образовательных учреждений.
15. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Методы и формы контроля.
16. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования.
17. Модели воспитания: история и современность
18. Отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития личности.
19. Закономерности и принципы воспитания: современный подход.
20. Методы, приемы и средства воспитания: общая характеристика. Правила выбора методов воспитания.
21. Особенности организации воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
22. Методы организации деятельности: требование, упражнение, приучение, игра.
23. Методы формирования сознания личности.
24. Методы стимулирования.
25. Коллектив как субъект и объект воспитания.
26. Роль коллектива в воспитательном процессе. Учение А.С. Макаренко о коллективе.
27. Понятие о воспитательных системах. Школа как воспитательная система.
28. Сущность и организация процесса самовоспитания.
29. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
30. Личность учителя: авторитет и авторитарность.
31. Воспитание культуры межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания.
32. Функции и основные направления деятельности работы классного руководителя.
33. Социальная педагогика в контексте культуры: основные подходы, направления, предмет, объект, задачи, функции.
34. Социализация как понятие и явление.
35. Глобальные проблемы и их влияние на социализацию человека. Особенности социализации в современном обществе.
36. Девиантное поведение и технологии его преодоления в социально-педагогической деятельности.
37. Влияние среды и наследственности на развитие человека. Типы отклонений.
38. Семья как социальный институт воспитания: субъективные и объективные факторы социализации.
39. Семьи «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типы семейного неблагополучия.
40. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении.