Психологические рекомендации и требования профессиональной этики




Как разработать психологические рекомендации

А.В. Фокина
доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

Профессионально составленные рекомендации способны оказать самую деятельную помощь родителям, педагогам, администрации. Какие правила необходимо соблюдать при их разработке, на что обращать внимание?

Рекомендации служат важной частью консультативной работы, должны обязательно завершать психологическую характеристику и заключение, отчет по итогам диагностики, выступление на консилиуме, родительском собрании, педагогическом совете. Для того чтобы рекомендации психолога были по-настоящему ценными и могли быть использованы адресатами психологической помощи, необходимо придерживаться следующих базовых правил:

1. Психологическая рекомендация не является советом.
2. Психологические рекомендации строятся с учетом требований профессиональной этики.
3. Психологические рекомендации строятся в единстве с диагностикой.
4. Рекомендации должны быть конкретны и выполнимы.
5. Рекомендации строятся дифференцированно, выделяя разделы «учитывать», «развивать», «контролировать».

Рассмотрим каждое из правил подробно.

Суть рекомендации

Рекомендация отличается от совета позицией, из которой формулируется. Совет — порождение обыденного сознания, быта, продукт житейского опыта, пусть даже чрезвычайно обширного; и потому он пригоден для некоторых людей в некоторых бытовых ситуациях. Он исходит из непроверенных научным образом фактов, основан на некритичном мышлении. Советы могут быть противоречивы и иррациональны, а основания, из которых они исходят, как правило, не осознаются советчиком. Совет дается из позиции от «мудрого» к «недостаточно мудрому», от «осведомленного» к «неосведомленному», от «опытного» к «неопытному», при этом советчик самостоятельно и часто некритично оценил себя как мудрого, опытного и знающего, а собеседника — противоположным образом. Совет часто не прошен, назидателен и навязчив. Советчик, как правило, бывает обижен несоблюдением советов, настырно пытается добиться следования им.

Психологическая рекомендация не является советом.

 

 

 

В отличие от этого рекомендация — продукт профессионального, научного, критичного мышления. В рекомендации содержится неявный ответ психолога на вопрос о том, каковы факторы психологического благополучия клиента (успешного обучения, адекватного поведения, способности совладать с эмоциями и проч.). Она обязательно исходит из научного понимания ситуации и причин обсуждаемого затруднения, из возрастных и индивидуальных особенностей клиента и формулируется строго в ответ на запрос и в соответствии с профессиональными фактами (закономерностями и задачами развития на каждом этапе онтогенеза, диагностическими сведениями, анализом семейных ролей и т. п.). Рекомендация дается с опорой на профессиональные знания и опыт и всегда исходит из оснований, которые можно объяснить. Рекомендация точна, но в отличие от совета обладает гибкостью. Она дается из позиции «наравне», никогда не «сверху вниз», не транслируется как обязательная и допускает критику, модификацию, отказ от выполнения.

Приведем для сравнения примеры советов и близких к ним по содержанию рекомендаций.

Совет Рекомендация
«…надо общаться с сыном» «…такое поведение ребенка — проявление нехватки общения с вами. Он привлекает ваше внимание, провоцируя вас на тревогу. Чтобы он так не делал, можно оказать ему внимание “ревентивно”, заранее, до его демонстрации проблемного поведения»
«…главное — не ссорьтесь» «…ссорьтесь правильно: сразу и честно выражая другому то, что ожидаете от него и что чувствуете, говорите о себе, а не о другом — не “какой же ты гад”, “тебе ничего нельзя сказать”, а “я злюсь на тебя”, “я хочу, чтобы ты меня услышал”»
«…не надо кричать на ребенка» «…когда вы кричите, ребенок не воспринимает содержание, он улавливает только форму и реагирует именно на нее. Как правило, он реагирует обидой и страхом (и тогда считает, что неправы вы, и не увидит свою ошибку) или сопротивлением (не слышит, забывает, все настойчивее делает по-своему). Поймите, за какую границу не должно зайти поведение детей — это обеспечивает предсказуемость и стабильность поведения, способствует формированию и усвоению правил, которые действительно нельзя нарушать»

 

Подчеркнем, речь идет не об используемой лексике — эффективная рекомендация может быть дана и самым простым языком — а о прозрачности оснований, из которых исходят наставления.

Психологические рекомендации и требования профессиональной этики

Этическая сторона профессиональной деятельности психолога регулируется этическим кодексом психолога Российского психологического общества, принятым 14 февраля 2012 г. на V съезде РПО. Базовые позиции кодекса включают принципы уважения клиента, ненанесения вреда, профессиональной компетентности, ответственности и честности, подразумевают конфиденциальность работы, осознание границ личной и профессиональной компетентности, избегание конфликта интересов, поддерживают самоопределение клиента, его осведомленность и информированное согласие на любые виды психологического вмешательства и воздействий.

При трудоустройстве и в начале работы с клиентом психолог должен ознакомить работодателя и заказчика с текстом этического кодекса (по меньшей мере, озвучить его наличие и необходимость следовать ему). Как намеренное, так и непреднамеренное нарушение профессиональной этики может быть причиной санкций вплоть до привлечения психолога к суду.

Этические аспекты работы применительно к разработке рекомендаций, относящихся к семейным проблемам:

Психологические рекомендации строятся с учетом требований профессиональной этики.

 

 

 

1. Рекомендации могут носить только психологический (не педагогический, не медицинский, не юридический и т. д.) характер и могут быть даны исключительно в рамках профессиональной компетентности данного специалиста — т. е. они должны формулироваться самостоятельно, критично, с опорой на собственные профессиональные знания и опыт. Если у начинающего специалиста недостаточно опыта для самостоятельного изобретения рекомендаций, он может обратиться к опыту клиента: тот является носителем знаний о себе и, в частности, знает, что с ним происходит.

Консультативная беседа направлена не на поиск искусственных и едва ли возможных в ситуации реальной ссоры приемов — она обращает внимания клиента на то, что у него есть какие-то, уже проверенные, знакомые, привычные ресурсы, обеспечивающие коммуникацию в условиях конфликта.

Трансляция рекомендаций, заимствованных из не обоснованных собственным профессиональным опытом источников (например, из интернета) и озвучивание их как гарантирующих некоторый результат — нарушение этического кодекса психолога.

 

 

 

2. Рекомендации должны исходить из интересов развития клиента: задач возраста, социальных, учебных, профессиональных задач, индивидуальных особенностей и пожеланий (индивида или семьи). Психолог должен однозначно и четко понять и обозначить адресата рекомендаций — воспитателю, родителю, администратору они предназначены. Эффективная рекомендация начинается с конкретного обозначения адресата. Например: «воспитателям младшей группы в течение первого месяца как можно чаще называть детей по именам… », «матери уделять ежедневное персональное внимание ребенку, не связанное с бытовыми делами: хотя бы 10 минут в день читать или играть с ним, посвящая это время только ему… ».

3. Этические принципы информированного согласия, осведомленности и честности означают, что клиент должен быть открыто и ясно проинформирован о целях, принципах, возможностях работы психолога. Например, на этапе диагностики следует сообщить участникам исследований о том, кто и каким образом сможет ознакомиться с результатами диагностики («…мы с тобой порисуем и поговорим о тебе и твоих родителях, а потом я поговорю с ними. Если ты хочешь, чтобы что-то было секретом, скажи мне »). В рекомендациях важно без преувеличений сообщить об ожидаемом результате и о реальных негативных возможностях.

Рекомендации — конкретные задания (реагируйте однозначно и немедленно на такое поведение), должны содержать указания на условия, продолжительность, частоту (каждый раз при его возникновении) либо на четкий результат, после которого они могут быть прекращены (пока оно не исчезнет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: