I. Планирование и прогнозирование в системе менеджмента
- Планирование и прогнозирование как функции управления.
- Методы управленческого планирования и прогнозирования.
- Принципы стратегического, оперативного и тактического планирования.
- Технология планирования.
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризуйте планирование и прогнозирование как функции управления. В чем их сходство и различие?
2. Какие методы управленческого планирования и прогнозирования вам известны?
3. Как вы понимаете миссию организации.
4. Приведите примеры наиболее правильной постановки миссии организации (не менее трех миссий в организациях разных отраслей).
5. Перечислите принципы стратегического планирования.
6. Перечислите принципы оперативного планирования.
7. Перечислите принципы тактического планирования.
8. Охарактеризуйте технологии планирования.
9. Как строится дерево целей?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 8-е изд. СПб., 2009.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Горлашкина И.А. Психологическое планирование как инструмент реструктуризации персонала компании // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 6. – С. 136 – 140.
2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. –Нижный Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
4. Пермяков М. Планирование основа практическое деятельности руководителя // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 4. – С. 102 – 105.
5. Писарев В. Планирование как инструмент управления для предприятий малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 2. – С. 110 – 115.
|
II. Организация как функция менеджмента
- Организация как функция управления.
- Эволюция организационных структур.
3. Показатели экономической оценки организационной структуры управления.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова роль организации как функции управления?
2. Назовите пять структурных форм по Г. Минцбергу.
3. Изобразите схему и дайте характеристику линейно-штабной структуры.
4. Изобразите схему и дайте характеристику функциональной структуры.
5. Изобразите схему и дайте характеристику дивизиональной структуры.
6. Изобразите схему и дайте характеристику матричной структуры.
7. В чем заключается проектный подход и специфика работы менеджера проекта?
8. Что представляют собой сетевые межфирменные структуры?
9. Охарактеризуйте аутсорсинг и межфирменные сетевые структуры.
10. Перечислите факторы, влияющие на организационную структуру.
11. Назовите показатели экономической оценки организационной структуры управления.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 8-е изд. СПб., 2009.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., 2007.
3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с.
Дополнительная литература:
1. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. –Нижный Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.
2. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
III. Мотивация деятельности человека в организации
|
- Потребности и мотивы.
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента.
Вопросы для обсуждения:
1. Определите понятие «потребности».
2. Определите понятие «мотивы».
3. Охарактеризуйте процесс мотивации.
4. Из каких постулатов исходят содержательные теории мотивации?
5. Из каких постулатов исходят процессуальные теории мотивации?
6. Что означает пирамида А.Маслоу?
7. Гигиеническая теория Ф.Герцберга.
8. Теория ERG К.Альдерфера.
9. Теория ожиданий В.Врума.
10. Теория справедливости Д.Адамса.
11. Теория подкрепления Скиннера.
12. Какова взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 8-е изд. СПб., 2009.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. –Нижный Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.
2. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
IV. Координация и контроль в организации
- Координация как функция управления.
- Контроль как функция менеджмента.
Вопросы для обсуждения:
1. Опишите координацию как функцию управления.
2. Каковы методы координационных действий?
3. Рассмотрите контроль как функцию менеджмента.
4. Перечислите субъекты и объекты контроля.
5. Назовите этапы и типы контроля.
6. Опишите процесс контроля.
7. В чем заключается самоконтроль?
|
8. Принципы эффективного контроля по Ньюмену.
9. Организация внешнего и внутреннего контроля.
10. Причины неприязни менеджеров к функции контроля.
11. Возможные негативные последствия неэффективной системы контроля.
12. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 8-е изд. СПб., 2009.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Буравцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом – № 4. – 2010. – С. 34 – 36.
2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. –Нижный Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.
3. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.