Вопросы для обсуждения
1. Понятие личности.
2. Факторы развития личности (наследственность, деятельность, среда, воспитание). Работа с понятиями: «социализация», «адаптация», «социальное воспитание».
2. Социализация личности. Работа с понятиями (социализация, адаптация, автономизация, социальное воспитание).
3. Факторы социализации (мега-, макро-, мезо- и микрофакторы). Какие факторы социализации, с Вашей точки зрения, оказывают наибольшее влияние на развитие личности?
Задание:
Задание к вопросу 2: приведите примеры влияния различных факторов на развитие личности (из собственной жизни, из научно-популярной или художественной литературы, из документальных или художественных фильмов…).
Задание к вопросу 3: В романе «Собачье сердце» М.Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический – через операцию на мозге, затем – социальный, названный очеловечиванием. Мы назвали бы его социализацией.Вспомните роман и определите, в чем состояла эта социализация, как усваивались культурные нормы поведения, как усваивались социальные нормы?Почему первая – медицинская – оказалась успешной, а вторая – социальная – полным провалом? А может быть и не провалом?Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека, кровнородственных отношениях, паспорте и прописке и многом другом. О чем именно?
Литература:
Учебники: Педагогика, Социальная педагогика
ВАЖНО!
Подготовьтесь к итоговому тестированию по основным темам дисциплины на 9 семинаре!
Семинар 9. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества
Вопросы для обсуждения
1. Дайте трактовку категории «образование» в четырёх аспектах: как ценности, как системы, как процесса, как результата.
|
2. Познакомьтесь с текстом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ответьте на вопросы:
1) Когда был принят ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?
2) Выполнение какой из задач законодательства РФ в области образования сегодня, на Ваш взгляд, требует более пристального внимания со стороны государства? Аргументируйте Ваш ответ.
3) Допускается ли религиозное образование в ОУ РФ?
4) Почему родители в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» названы первыми педагогами? Какое образование родители имеют право дать ребёнку в семье?
Задание к занятию
Заполните 3-й столбец таблицы «Парадигмы образования», отражающую сущность процесса перехода от традиционной к гуманистической парадигме.
Параметры | Парадигма образования | |
традиционная (знаниевая) | гуманистическая | |
Цель | Передача ЗУНов, вооружение ЗУНами, упор на приобретение «правильных» знаний, раз и навсегда заданных; подготовка к жизни, социальной роли | |
Интегративная характеристика | Школа памяти | |
Девиз | «Делай, как я», «Я – над Вами» | |
Характер и стиль взаимодействия | Субъект-объектный: авторитарность, закрытость, монологичность, отсутствие рефлексивности | |
Функция педагога | Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций | |
Функции ребенка | Приемник знаний, исполнитель норм, продолжатель традиций | |
Ведущий принцип | «Продавливание» | |
Ориентация | На внешний мир |
Задания по СРС
|
Задание | Баллы Минимум/максимум |
1. Определите одну из актуальных проблем педагогической науки, определите возможные цели и задачи исследования, объект, предмет, методы и гипотезу. | |
2. Сравните подходы к характеристике разных поколений (теории поколений), выделите особенности современных детей (Нейл Хоув, Вильям Штраус, Евгения Шамис и др.). | |
3. Напишите эссе на тему «Образованный Тобольск – вектор развития». | |
Количество баллов за различные виды работы | |
Посещение лекций (9х2) | 0-18 |
Работа на семинарских занятиях (9х1-6) | 0-45 |
Выполнение заданий по СРС (3х1-10) | 0-32 |
Выполнение тестовой работы | 0-5 |
Общие основы педагогики
Курс 2018-2019уч.г.
Вопросы к зачету
1. Педагогика в системе современногочеловекознания. Воспитание как предмет педагогики.
2. Структура педагогической науки. Связь её с другими науками о человеке.
3. Возникновение и развитие воспитания как общественного явления.
4. Основные педагогические категории.
5. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.
6. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Сущность, логика и условия построения целостного педагогического процесса.
7. Закономерности и принципы педагогического процесса.
8. Процесс развития личности и факторы, влияющие на него.
9. Возрастные и индивидуальные особенности развития.
10. Социализация и индивидуализация как две стороны развития личности.
11. Основные факторы социализации.
12. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
|
13. Личность как цель воспитания и субъект собственного развития.
14. Семья как субъект становления личности.
15. Типы семей.
16. Формы работы с родителями.
17. Современная система образования в России.
18. Управление развитием образовательных систем.
19. Стратегия развития и обновления образования в России.
20. Состояние и перспективы развития общего образования (начальное, основное, среднее полное).
21. Основные положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
22. Ребенок как субъект педагогического процесса.
23. Детство как социальное и педагогическое явление.
24. Методология педагогической науки.
25. Методы психолого-педагогического исследования.
26. Логика психолого-педагогического исследования.