Семинар 8. Развитие личности как педагогическая проблема. Социализация. Факторы социализации личности




Вопросы для обсуждения

1. Понятие личности.

2. Факторы развития личности (наследственность, деятельность, среда, воспитание). Работа с понятиями: «социализация», «адаптация», «социальное воспитание».

2. Социализация личности. Работа с понятиями (социализация, адаптация, автономизация, социальное воспитание).

3. Факторы социализации (мега-, макро-, мезо- и микрофакторы). Какие факторы социализации, с Вашей точки зрения, оказывают наибольшее влияние на развитие личности?

 

Задание:

Задание к вопросу 2: приведите примеры влияния различных факторов на развитие личности (из собственной жизни, из научно-популярной или художественной литературы, из документальных или художественных фильмов…).

Задание к вопросу 3: В романе «Собачье сердце» М.Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический – через операцию на мозге, затем – социальный, названный очеловечиванием. Мы назвали бы его социализацией.Вспомните роман и определите, в чем состояла эта социализация, как усваивались культурные нормы поведения, как усваивались социальные нормы?Почему первая – медицинская – оказалась успешной, а вторая – социальная – полным провалом? А может быть и не провалом?Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека, кровнородственных отношениях, паспорте и прописке и многом другом. О чем именно?

Литература:

Учебники: Педагогика, Социальная педагогика

 

ВАЖНО!

Подготовьтесь к итоговому тестированию по основным темам дисциплины на 9 семинаре!

 

Семинар 9. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества

Вопросы для обсуждения

1. Дайте трактовку категории «образование» в четырёх аспектах: как ценности, как системы, как процесса, как результата.

2. Познакомьтесь с текстом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ответьте на вопросы:

1) Когда был принят ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

2) Выполнение какой из задач законодательства РФ в области образования сегодня, на Ваш взгляд, требует более пристального внимания со стороны государства? Аргументируйте Ваш ответ.

3) Допускается ли религиозное образование в ОУ РФ?

4) Почему родители в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» названы первыми педагогами? Какое образование родители имеют право дать ребёнку в семье?

 

Задание к занятию

Заполните 3-й столбец таблицы «Парадигмы образования», отражающую сущность процесса перехода от традиционной к гуманистической парадигме.

 

Параметры Парадигма образования
традиционная (знаниевая) гуманистическая
Цель Передача ЗУНов, вооружение ЗУНами, упор на приобретение «правильных» знаний, раз и навсегда заданных; подготовка к жизни, социальной роли  
Интегративная характеристика Школа памяти  
Девиз «Делай, как я», «Я – над Вами»  
Характер и стиль взаимодействия Субъект-объектный: авторитарность, закрытость, монологичность, отсутствие рефлексивности  
Функция педагога Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций  
Функции ребенка Приемник знаний, исполнитель норм, продолжатель традиций  
Ведущий принцип «Продавливание»  
Ориентация На внешний мир  

Задания по СРС

Задание Баллы Минимум/максимум
1. Определите одну из актуальных проблем педагогической науки, определите возможные цели и задачи исследования, объект, предмет, методы и гипотезу.  
2. Сравните подходы к характеристике разных поколений (теории поколений), выделите особенности современных детей (Нейл Хоув, Вильям Штраус, Евгения Шамис и др.).  
3. Напишите эссе на тему «Образованный Тобольск – вектор развития».  
Количество баллов за различные виды работы
Посещение лекций (9х2) 0-18
Работа на семинарских занятиях (9х1-6) 0-45
Выполнение заданий по СРС (3х1-10) 0-32
Выполнение тестовой работы 0-5

 

Общие основы педагогики

Курс 2018-2019уч.г.

Вопросы к зачету

1. Педагогика в системе современногочеловекознания. Воспитание как предмет педагогики.

2. Структура педагогической науки. Связь её с другими науками о человеке.

3. Возникновение и развитие воспитания как общественного явления.

4. Основные педагогические категории.

5. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

6. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Сущность, логика и условия построения целостного педагогического процесса.

7. Закономерности и принципы педагогического процесса.

8. Процесс развития личности и факторы, влияющие на него.

9. Возрастные и индивидуальные особенности развития.

10. Социализация и индивидуализация как две стороны развития личности.

11. Основные факторы социализации.

12. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

13. Личность как цель воспитания и субъект собственного развития.

14. Семья как субъект становления личности.

15. Типы семей.

16. Формы работы с родителями.

17. Современная система образования в России.

18. Управление развитием образовательных систем.

19. Стратегия развития и обновления образования в России.

20. Состояние и перспективы развития общего образования (начальное, основное, среднее полное).

21. Основные положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

22. Ребенок как субъект педагогического процесса.

23. Детство как социальное и педагогическое явление.

24. Методология педагогической науки.

25. Методы психолого-педагогического исследования.

26. Логика психолого-педагогического исследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: