Ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
B1 В приведенном списке указаны черты сходства человека с животным, а также черты отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) необходимость поддержания теплового баланса тела
2) осознание собственных потребностей
3) создание нового, не имеющего аналогов в природе
4) потребность в пище и питье
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия | ||
B2 Установите соответствие между социальной группой и признаком, по которому она выделена в структуре общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ПРИЗНАК
А) рязанцы 1) профессиональный
Б) врачи 2) поселенческий (территориальный)
В) сельчане 3) политический
Г) демократы
Д) агрономы
А | Б | В | Г | Д |
В. 3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В XVII в. Верхушку японского общества составляли самураи – военнослужащие.(2) При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. (3) Торговля и ремесло считались занятиями унизительными.
Определите, какое (-ие) положение (-я) текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
В4. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Как Вы оцениваете рыночную экономику?»
Результаты опроса представлены в диаграмме.
Проанализируйте данные диаграммы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z процент положительных оценок рыночной экономики ниже, чем в стране Y.
2) В стране Y процент отрицательных оценок в 2 раза превышает процент положительных оценок рыночной экономики.
3) В стране Z отрицательные и положительные оценки рыночной экономики распределились практически равномерно.
4) Пятая часть отвечавших в каждой из стран не смогла дать ответ на вопрос.
5) Примерно треть отвечавших в стране Z видит достоинства и недостатки рынка.
Ответ:_____________________________________
B5 В стране Н начались масштабные реформы в сфере здравоохранения. В ходе социологического опроса гражданам предложили ответить на вопрос: «Как вы оцениваете планируемые изменения в системе здравоохранения?»
Результаты опроса представлены в таблице (в %).
Характер изменений | Положительно | Отрицательно | Затрудняюсь ответить |
повышение заработной платы участковым врачам, получившим квалификацию семейного доктора | |||
обеспечение службы «Скорой помощи» новым поколением специальных автомобилей | |||
передача функций врачей-специалистов (например, педиатров) врачам общей практики (участковым) |
Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Более половины опрошенных не смогли определить своего отношения ни по одному из направлений реформы.
2) Опрошенные, в основном, позитивно оценили повышение заработной платы участковым врачам.
3) Меры властей по укреплению материальной базы службы «Скорой помощи» получили особое одобрение значительной части опрошенных.
4) Перспектива передачи функций врачей-специалистов участковым врачам вызвала негативное отношение большинства опрошенных.
5) Подавляющее большинство опрошенных одобрили все проводимые реформы в области здравоохранения
Ответ:____________________________
Часть 3
Для ответов на задания с развернутым ответом (C1 – C6) используйте отдельный лист (бланк). Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. Прочтите текст и выполните задания C1 – C6.
Психическое и физиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей, участвуют в общественной и производственной жизни.
А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают полноправными участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом отношении они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.
Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.
Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс их вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда.
Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.
(Адаптировано по тексту А.И. Кравченко)
С-1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C2 Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бесправие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.
C3 О каких ошибках, совершаемых тинэйджерами в силу противоречивости их положения в обществе, говорится в тексте? Укажите с опорой на текст любые две ошибки. Приведите любую из ошибок, совершаемых тинейджерами, из числа не указанных в тексте.
C4 В чем заключается, по мнению автора, исходное противоречие положения тинэйджеров? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два примера, иллюстрирующие дееспособность тинэйджеров.
C5 Алеше – 14 лет. Чтобы доказать старшим ребятам, что он не «маменькин сынок», Алеша угнал машину соседа. Выскажите суждение о причинах подобного поведения. Найдите в тексте цитату, которая объясняет подобные факты.
C6 В тексте приведено мнение, что многие подростки считают статус школьника «невзрослым». Выскажите свое отношение к этому мнению. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия ухода подростков из школы.