Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне.




Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки 1920-х г.г.: их сходство и различие. Литературное творчество Д.А. Фадеева «Чапаев», А.С.Серафимович «Железный поток», А Фадеев «Разгром», И.Э. Бабель «Конарми», «Одесские рассказы», Е.И.Замятин роман-антиутопия «Мы», М.М.Зощенко, его рассказы и др. (На выбор)

Ответ

Литература в не меньшей (а подчас и в большей) степени, чем наука, формирует представление об истории. Создав немало мифов о революции, литература, тем не менее, еще в 20-е годы, по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени, в этом ее историзм. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах художников

Всех писателей начала 20 века объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры.

Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, гражданская война, приход к власти большевиков разделила русских писателей и поэтов. Значительная часть эмигрировала, это была первая волна эмиграции: Бунин, Куприн (вернулся в Россию только в 1937г), А.Толстой (вернулся в 1923г), Набоков, Бальмонт, Замятин, Цветаева ит.д.(вернулись в 1939) Часть писателей составляли «внутреннюю эмиграцию». Они не покидали России, но были лишены возможности печатать свои произведения, не отвечающие «канонам пролетарской литературы»: Ахматова, Пастернак. Булгаков и др. но именно они смогли показать трагизм времени, уничтожение личности в огне гражданской войны. Многие из них не определили свое отношение к советской власти. В начале 20-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено быть известными писателями: Фурманов, В.В.Иванов, Зощенко, Федин, Бабель, и др.
Ведущая тема в литературном творчестве – интеллигенция и революция, Интеллигенция и гражданская война. Значительные произведения: «Конармия И.Э.Бабеля, «Разгром» А.А.Фадеева, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, и др. Создавались произведения, опирающиеся на реальные факты, события, людей, например: «Железный поток» Серафимовича, «Чапаев «Д.А.Фурманова, «Тихий Дон» Шолохова и др.
Особенности русской литературы 20-х годов: 1.Эмигрантская литература. Бунин, Куприн, Набоков, Шмелев, Цветаева и др будучи на чужбине создают прекрасные произведения. 2. «Потаенная литература» создавалась писателями и поэтами, которые не имели возможности или принципиально не хотели публиковать свои произведения. Например: Платонов «Котлован», Булгаков «Мастер и Маргарита», Ахматова «Реквием» 3.Советская литература, создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю
Литературные направления и группировки 1.Реализм Обновленный реализм, адаптируется к мироощущению человека 20 века; Советский реализм-показ нормативных характеров в нормативных обстоятельствах. 2. Модернизм В прозе рождаются жанры: Антиутопия «Мы» Замятина. Жанр фрагмента «Голый год» Пильняка Сатиры Зощенко В поэзии: Символизм как течение после Октября не развивался.. В 1921 г. ушел из жизни А. Блок, а в 1924 - В. Брюсов. После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский социализм. Акмеисты, в свое время объединившиеся в группу «Цех поэтов» (1911-1914), после Октября возобновляют активную организационную деятельность. Задача акмеизма - обретение равновесия между «земным» и «небесными» мирами. Истинным вождем, душой этого направления был Н. Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик, солдат и путешественник. «Ко двору» революционной власти пришлись футуристы. «Центрифуга», куда входили Б. Пастернак, Н. Асеев, существовала и в первые годы советской власти. Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции. Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции. В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры. Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания. Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество. Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.
Появляются новые литературные группировки:
Название Период существования Члены группы Концепция
ЛЕФ (Левый фронт искусств) 1922 – 1928 В. Маяковский О. Брик В. Арбатов Н. Чужак В. Каменский А. Крученых Б. Пастернак Пропаганда союза искусства с производством, вера в технический прогресс, утверждение литературы факта, репортажа, монтирования документов вместо художественного вымысла.
«Перевал» 1923 – 1929 А. Воронский (критик, лидер группы) А. Весёлый М. Голодный М. Светлов Э. Багрицкий А. Платонов И. Катаев А. Малышкин М. Пришвин Свобода писателей от социального заказа, право автора на выбор темы и жанра произведения, борьба с нормативным «управляемым искусством».
Конструктивизм 1924 – 1930 К. Зелинский И. Сельвинский В. Луговской В. Инбер Б. Агапов Е. Габрилович Стремление к фактам, цифрам, к деловой речи, цитатам из документов; подчинение образов и темы произведения его форме, конструкции. В какой-то мере это повторение концепции ЛЕФа.
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) 1926 – 1931 Д. Хармс А. Введенский Н. Заболоцкий Е. Шварц Пародийно-абсурдное изображение действительности

Учебник стр 355-357

 

«Серапионовы братья». В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу «Серапионовы братья» (по названию кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К. Федин, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский. Атмосфера была дружественной. «В комнате Слонимского каждую субботу собирались мы в полном составе и сидели до глубокой ночи, слушая чтение какого-нибудь нового рассказа или стихов, и споря о достоинствах или пороках прочитанного, - вспоминал К. Федин.- Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы».

«Серапионы» уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме, занимательности сюжетостроения.

Пролеткульт. Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров. Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры).

Новое осмысление Октября и событий Гражданской войны дало возможность показать противоречивость происходящих событий, а также познакомиться с позицией писателей, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.

Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне.

Беседа идет по самостоятельно прочитанным книгам:

– А. Фадеев. «Разгром», И. Бабель. «Конармия».

– А. Ремизов. «Плачи».

– И. Шмелев. «Солнце мертвых».

– Б. Пильняк. «Голый год», «Повесть непогашенной луны».

– Б. Лавренев. «Ветер».

– Д. Фурманов. «Чапаев».

Кто он, настоящий герой Гражданской войны? Борец за справедливость и народное счастье? Строитель новой жизни, сметающий все на своем пути, что ему мешает? Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь? Трагедия Гражданской войны: брат идет на брата, победителей нет.

Да, гражданская война заставила каждого сделать жёсткий выбор: с кем я? за кого я? Некоторым людям трудно было определить свою позицию, и они прошли трагический путь в её поисках. Об этом мы узнаем в романе М.Шолохова "Тихий Дон".

По-разному осмысливали происходящее писатели и поэты, которые были очевидцами тех далёких событий, по-разному они изображали гражданскую войну в своих произведениях. Ведь им тоже пришлось сделать выбор.

Одни из них, революционные романтики, воспевали героику войны, оправдывая жестокость и убийство врагов во имя счастливого будущего, другие, сочувствуя народу и поддерживая его, тревожились за сохранение ценностей культуры, нравственности. Но к ним, как правило, плохо прислушивались и даже обвиняли в антинародности.

Роман А.Фадеева «Разгром»
О Фадееве учебник стр 558-360 (конспект)
Содержание романа «Разгром»
Вопросы по роману А. Фадеева "Разгром": 1. Каким событиям гражданской войны посвящён роман?
События в романе Фадеева воспроизводят судьбу одного из партизанских отрядов на Дальнем Востоке. Роман посвящён не победе, а поражению красноармейцев. Изображены моменты наиболее критические, драматические. Писателя, видимо, интересуют мотивы поведения людей, перспективы развития личности, нравственные качества героев, потому что они часто оказываются в ситуации выбора.
2. Что является центром повествования?
Одним из центров повествования является противостояние Мечик Морозка. Фадеев пролетарский писатель, активный деятель РАППа. Ему, наверное, важно противопоставить героев как представителей разных классов: Морозка рабочий, а Мечик интеллигент. Морозка реально относится к действительности, а Мечик романтик, переполненный книжными знаниями: "...люди в сопках, знакомые ему только по газетам, вставали перед его глазами как живые в одежде из порохового дыма и героических подвигов"; "Мечик очень смутно представлял себе, что его ожидает". Фадеев как бы заранее "программирует" место каждого из героев в сюжете и предопределяет развязку. Это происходит уже во время первой встречи Морозки и Мечика: "Сказать правду......нельзя верить".
3. В процессе чтения романа мы начинаем сравнивать двух героев. Кто они? Для чего, по-вашему, писатель побуждает нас, читателей, сравнивать этих героев?
Мечику мешает слиться с отрядом его "непостоянство", безволие, эгоизм, индивидуализм. Он постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя окружающим, потому что внутренне не может подчиниться тому, что кажется ему грубым, жестоким, некрасивым, что почти все вокруг принимают как должное. Создаётся впечатление, что Фадеев сознательно ведёт своего героя к предательству. Это видно в эпизоде с фотографией "девушки в светлых кудряшках", на которую Варя случайно наступает ногой, а Мечику стыдно попросить, чтобы фотографию подняли и дали ему. Отрицательные качества этого героя проявляются и в эпизоде с корейцем, у которого отняли свинью и тем самым обрекли его семью на голодную смерть: у Мечика сердце сжималось от жалости к несчастному, но свинью он ел вместе со всеми. Здесь сказалась беспринципность Мечика. Герой сопротивляется злу, жестокости, но как-то вяло. Он не сумел смолчать, когда Левинсон и Сташинский приговорили тяжелораненого Фролова к смерти, но защитить его тоже не сумел. Мечик обрекает своего спасителя Морозку на гибель и становится предателем.
4. Что, по-вашему, мешает Мечику слиться с отрядом? В каких эпизодах это видно?
Вот что сказал автор о Мечике в 19 главе: "...больше всего на свете он любил всё-таки самого себя свою белую и грязную немощную руку, свой стонущий голос, свои страдания, свои поступки даже самые отвратительные из них". Причина ненадёжности Мечика его индивидуализме. У Морозки тоже была эта черта, но он её преодолел, а Мечик даже не пытался это сделать.
5. Какую проблему ставит автор, изображая Мечика в партизанском отряде?
Итак, носителем индивидуализма в романе является интеллигент. Значит, позиция автора в романе классовая. Фадеев оправдывает то, что Левинсон санкционирует смерть Фролова, высшей целесообразностью, необходимостью спасти отряд. А Мечика автор осуждает за неумение это понять.
6. Какова позиция автора в решении этой проблемы? Решает ли он в своём романе?
Позиция Фадеева классовая, но, может быть, писатель специально показал, что невозможность человека определить свой выбор в жестокой гражданской войне может привести к предательству?
7. Для чего писатель приводит Мечика к предательству?
. Многие исследователи считают, что позиция Фадеева в романе классовая. Но достоинством произведения является интерес писателя к личности, исследованию человеческой натуры. Это позволяет выделить в романе ещё одну проблему проблему человека на войне, которая актуальна до сих пор. Да, Фадеев действительно развёл своих героев по разным полюсам, заставил решить вопрос либо "за", либо "против" третьего не дано. Возможно, писатель нас специально подвёл к мысли о том, что война слишком тяжёлое испытание для человека и что сама проблема выбора в условиях гражданской войны внутренне уже трагедийна.

Основную идею романа "Разгром" А. Фадеев определил так: "В гражданской войне происходит отбор человеческого материала... Все неспособное бороться отсеивается... Происходит переделка людей". Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал гражданскую войну изнутри. Автор выдвигает на первый план не военные действия, а человека.
Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. В драматических событиях этого времени глубоко раскрываются характеры людей.

Центральное место в романе занимают образы командира отряда Левинсона, Морозки и Мечика. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает читателю судить о характерах этих героев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь