Объединения по интересам физкультурно-спортивного профиля. Дзюдо.
№ п/п | Наименования разделов и тем | 1 год обучения | 2,3,4 годы обучения |
Количество часов | |||
I. | Теоретическая подготовка | 8-10 | 13-22 |
1. | Правила безопасного поведения на занятиях | ||
2. | Влияние физических упражнений на организм занимающихся | 1-2 | |
3. | Основные понятия спортивной тренировки | – | 1-2 |
4. | Правила проведения соревнований по дзюдо | 1-2 | |
5. | Краткий обзор состояния и развития дзюдо | ||
6. | Основы техники дзюдо | 1-2 | 2-4 |
7. | Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь | – | |
8. | Организация и проведение соревнований | – | 1-2 |
9. | Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями | – | 1-2 |
10. | Требования к месту занятий и инвентарь | 1-2 | |
11. | Основы формирования здорового образа жизни | 1-2 | |
12. | Прикладно-ориентированная физическая подготовка | – | 1-2 |
II. | Практическая подготовка | 160-242 | 239-356 |
1. | Общая физическая подготовка | 50-75 | 70-100 |
2. | Специальная физическая подготовка | 28-40 | 45-70 |
3. | Техническая подготовка: | 65-100 | 90-130 |
3.1.1. | Действия в стойке и партере | + | + |
3.1.2. | Защиты, контрприемы, комбинации | – | + |
3.2. | Броски, удержания, подножки, подсечки, подхваты, зацепы, уходы | + | + |
3.3. | Болевые приемы, удушающие приемы | – | + |
3.4. | Блоки, удары, уклоны, отклоны | + | + |
3.5. | Атакующие и защитные связки | – | + |
3.6. | Спарринги | – | + |
4. | Тактическая подготовка | 15-25 | 25-40 |
4.1. | Действия на дальней, средней дистанции | + | + |
4.2.1. | Наступательная тактика, подготовка атаки, ее развитие | + | + |
4.3.2. | Контратакующая тактика | + | + |
4.4.3. | Оборонительная тактика | + | + |
4.5. | Темп поединка | – | + |
5. | Участие в соревнованиях и контрольных стартах | – | 5-8 |
6. | Судейская практика | – | 2-4 |
7. | Контрольные испытания (приемные и переводные) | 2-4 | |
ИТОГО: 42 учебные недели | 168-252 | 252-378 | |
Количество часов в неделю | 4-6 | 6-9 |
|
I. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка проводится в форме лекций, бесед и непосредственно в учебном занятии. Она органически связана с физической и технико-тактической подготовкой.
Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: способствовать формированию у обучающихся умения использовать полученные знания на практике в условиях учебных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме.
Содержание занятий и полнота сведений зависят от контингента обучающихся. Некоторые темы требуют неоднократного повторения, например: правила безопасного поведения на занятиях, правила соревнований.
При проведении теоретических занятий необходимо воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и гордости за нее.
Учебный материал по теоретической подготовке
1. Правила безопасного поведения на занятиях:
- предупреждение травматизма в местах занятий;
- правила безопасности при самостоятельных занятиях.
2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся:
- понятие о функциональных системах организма человека;
- возрастные особенности развития человека;
- влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, связочно-мышечный аппарат, центральную нервную систему и обмен веществ.
|
3. Основные понятия спортивной тренировки:
- цель, задачи, содержание тренировки;
- система подготовки спортсменов;
- этапы подготовки спортсменов: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка, спортивное совершенствование.
4. Правила по дзюдо:
- требования официальных правил по дзюдо;
- права и обязанности спортсменов.
5. Краткий обзор состояния и развития дзюдо:
- история дзюдо;
- развитие дзюдо в СССР и в Республике Беларусь;
- международные ассоциации, федерации по дзюдо;
- развитие дзюдо в мире;
- соревнования, чемпионы, рекорды.
6. Основы техники дзюдо:
- понятие о технике дзюдо;
- всестороннее владение всеми приемами техники – основа спортивного мастерства;
- характеристика основных технических приемов, целесообразность и особенности применения их в различных ситуациях;
- тенденции развития техники.
- значение правильной техники для достижения высоких результатов.
7. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь:
- цели и задачи комплекса;
- ступени комплекса;
- программа физкультурно-спортивных многоборий.
8. Организация и проведение соревнований:
- виды соревнований;
- положение о соревнованиях;
- республиканские правила проведения соревнований;
- программа соревнований;
- участники соревнований, их права и обязанности;
- состав судейской коллегии и обязанности судей;
|
- правила ведения протоколов.
9. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями:
- понятие об основных физических качествах человека;
- значение и содержание врачебного контроля;
- показатели и методика оперативного, текущего и этапного контроля;
- самоконтроль при занятиях спортом;
- объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс;
- субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение;
- ведение дневника спортсмена;
- понятие о спортивной форме, утомлении, переутомлении.
10. Требования к месту занятий и инвентарь:
- места для проведения тренировочных занятий и соревнований;
- тренировочные места и оборудование для занятий по технике и общей физической подготовке;
- уход за спортивным инвентарем и оборудованием;
- требования к спортивной одежде, оборудованию.
11. Основы формирования здорового образа жизни:
- личная гигиена, режим дня и питания спортсмена;
- гигиена сна;
- уход за кожей, волосами, ногтями и полостью рта;
- уход за ногами;
- гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание);
- водные процедуры утром и вечером (обтирание, обливание, душ);
- использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма;
- гигиена одежды и обуви;
- гигиена жилища и мест занятий (воздух, температура, влажность, освещение, вентиляция помещений);
- понятие об инфекционных заболеваниях (передача и распространение), меры профилактики (предупреждение заболеваний).
- гигиена питания. Значение питания как фактор сохранения и укрепления здоровья. Понятие об энергетических тратах при различных физических нагрузках и восстановлении энергетических затрат;
- понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные нормы в зависимости от возраста, объема и интенсивности тренировочных нагрузок и соревнований;
- вредные привычки и их влияние на организм.
12. Прикладно-ориентированная физическая подготовка:
- общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке;
- ее цель, задачи и формы организации;
- связь прикладно-ориентированной физической подготовки со спортивно-оздоровительной деятельностью.