СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра истории и мировой политики
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_____________В.А.Шамахов
«____»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
по направлению 031900.62 – «Международные отношения»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории и мировой политики 29.09.2011 протокол № 1
Зав.кафедрой_____________В.И.Морозов
Согласовано
Зам. директора____________А.И. Федорова
Программу составила_________ Г.Н. Питулько
Санкт-Петербург
Программа дисциплины «Всеобщая история» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, тестовые задания, список рекомендованной литературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Гуманитарный, социальный и экономический» (В.002) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031900.62. – «Международные отношения».
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение. Стр. 4.
II. Учебно-тематический план курса. Стр.9.
III. Образовательная программа дисциплины. Стр.10.
IV. Список рекомендуемой литературы. Стр. 28.
V. Планы семинарских занятий. Стр.32.
VI. Словарь терминов. Стр.38.
VII. Вопросы к экзамену. Стр.62.
VIII. Темы для сообщений к семинарским занятиям Стр.
IX. Примерные тестовые задания. Стр.69.
X. Методические рекомендации студентам Стр.88.
XI. Методические рекомендации преподавателям Стр.90.
I. Введение.
Цели и задачи дисциплины:
«Всеобщая история» является обязательным курсом в цикле учебных дисциплин факультета международных отношений и изучается наряду с другими общепрофессиональными дисциплинами. Учебный материал охватывает период от создания первых государств Древнего Востока и античности до конца XIX в.
|
Главной целью учебной дисциплины «всеобщая история» является – осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19).
Помимо этого студент в ходе освоения данной учебной дисциплины приобретает и формирует следующие важнейшие общепрофессиональные компетенции:
ОК-1: умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы;
ОК-2: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
ОК-8: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК-9: навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений;
ОК-20: готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
ОК-22: мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации;
|
ОК-25: готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
ОК-26: способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп;
ОК-27: владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
– приобрести навыки по раскрытию содержания ключевых понятий и категорий всемирной (синхронной) истории;
– владеть понятийно-категориальным аппаратом изучаемой дисциплины;
– знать основные закономерности исторического развития народов и стран мира;
– владеть знаниями об основных этапах развития всемирной истории и характеристиками важнейших культурно-исторических и политических процессов, на которых основано изучение международных отношений;
– иметь представление об истории формирования государственности на Востоке и Западе;
– знать социально-экономические, политические, идеологические предпосылки и причины исторической эволюции властных и социально-экономических институтов, как на Западе, так и на Востоке;
– иметь представление о роли религиозного фактора и его влиянии на духовную жизнь на различных исторических этапах развития западного и восточного сообществ;
– уметь правильно выявлять общее и особенное в развитии западной и восточной цивилизаций на различных исторических этапах;
|
– уметь использовать знание зарубежного исторического опыта при изучении других дисциплин и на практике, в том числе при оценке происходящих современных политических процессов.
Кроме этого курс предполагает освоение студентами представлений о наиболее значимых исторических процессах, необходимых для формирования общего знания для анализа современных международных отношений. В данной связи важное место уделяется рассмотрению основных центров цивилизации. Курс "Всеобщая истории " представляет собой основу для последующего изучения теоретических и прикладных дисциплин по направлению "международные отношения."
Формы и методы обучения
В ходе освоения данной дисциплины предполагается использование аудиторной и внеаудиторной формы обучения. Аудиторная форма состоит из 36 часов лекционных и 36 часов семинарских занятий, в ходе которых студенты знакомятся с основными положениями курса.
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса на очной форме обучения – 36 час. На лекциях применяются следующие ТСО: компьютерный мультимедийный проектор.
Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий на очной форме обучения – 36 час. Используются следующие виды занятий: презентации, сообщения, дискуссии, ролевые игры, коллоквиумы, выполнение письменных, в т. ч. тестовых, заданий и др. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: опрос, обсуждение выступлений, круглый стол, анализ исторических текстов, письменных, в т. ч. тестовых заданий и др. На практических семинарских занятиях используются разнообразные формы обучения, в ходе которых идет процесс обсуждения и выработки самостоятельных суждений и навыков обобщения материала.
Самостоятельная работа студентов над содержанием курса представляет собой как внеаудиторную работу (освоение знаний студентами в процессе самостоятельной работы над учебной и специальной литературой и источниками по курсу, рекомендуемыми преподавателем и методическими рекомендациями), так и работу в учебной аудитории в контакте с преподавателем – индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых осуществляется методическая помощь преподавателя студентам и его контроль над их самостоятельной работой.
Самостоятельная работа студентов состоит из 72 часов и заключается в подготовке к семинарским занятиям, опросам, круглым столам и дискуссиям. Она предполагает выработку навыков анализа научных идей на основе использования трудов классиков всемирной истории, современных публикаций, посвященных проблематике курса, а также новейших электронных форм информации.
Изучение данной дисциплины необходимо тесно связывать с другими историческими, социально-гуманитарными и специальными предметами. Большую помощь в изучении настоящей дисциплины может оказать также посещение специальных факультативных исторических курсов, музеев и др.
Изучаемая в первом семестре дисциплина тесно связана с целым блоком исторических и социально-политических дисциплин, в том числе с введением в специальность, историей России, историей международных отношений и другими дисциплинами общего профиля. Тем не менее, изучение данного курса дает возможность студентам освоить и закрепить основные понятия, дискуссионные вопросы и закономерности мирового исторического процесса.
Формы контроля
Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала в процессе изучения дисциплины. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в письменной форме и в форме выполнения тестовых заданий по определенным темам курса.
Текущий (рубежный) контроль над самостоятельной работой и знаниями студентов осуществляется в ходе семинарских занятий в виде устных ответов и собеседований с преподавателем, а также в виде письменных и тестовых заданий в учебной аудитории или в специальном компьютерном классе. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольные задания по разделам учебной программы. Контрольные задания (тесты) выполняются после освоения основных дидактических единиц, предусмотренных требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения полноты знаний по данной дисциплине учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен – форма окончательного контроля за весь пройденный курс. Оценка на экзамене является итоговой по курсу и вносится в документ о высшем профессиональном образовании.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | ТЕМЫ | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа (час.) | |||||
Лекции (час.) | Практич. Занятия (час.) | |||||
Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира. | ||||||
Основные этапы истории Древнего Востока, Греции и Рима. | OK | |||||
Формирование феодальных государств на Западе и Востоке: сходства и различия, основные этапы средних веков (V – XV вв.). | РK | |||||
Основные тенденции социально-экономического и политического развития западных и восточных государств в позднее средневековье (к. XV- XVI вв.) | OK | |||||
Раннее новое время как особый этап всемирной истории: формирование абсолютных монархий в Европе и восточных деспотий (к. XVI – cер. XVII вв.) | PK | |||||
История Западной Европы и Америки в новое время (сер. XVII – XVIII вв.) – кризис «старого порядка». | OK | |||||
Западная и восточные цивилизации на рубеже эпох: конец XVIII – начало XIX в. | PK | |||||
Динамика развития стран Запада и традиционализм восточных обществ в XIX в. | OK | |||||
Европейский колониализм и международные отношения в последней трети XIX в. | PK | |||||
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ | экзамен | |||||
Итого |
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 1. Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира.
Цели и задачи курса. Понятие истории. Место всемирной (синхронной) истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Основы методологии исторической науки. Синхронизация как метод исторической систематизации. Сущность, формы, функции исторического знания. Общее и особенное в историческом развитии. Источники. Периодизация. Хронология и география. Общественно-экономические формации и цивилизации. Основные направления современной исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Особенности становления государственности в мире. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.
Основные термины: историография, историческая систематизация, методология, политогенез, синхронизация, хронология,этногенез
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что является предметом всемирной (синхронной) истории?
2. Каково ее место в системе исторических наук?
3. Дайте определение историографии.
4. В чем заключаются главные особенности синхронизации как метода курса всеобщей истории?
5. Что подразумевается под хронологическим методом изучения исторических фактов?
6. Выделите основные этапы развития всемирной истории.
7. В чем проявляется главная специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности?
8. Что подразумевается под исторической систематизацией?