Иеромонах Прокопий (Пащенко)




О СПОНТАННОСТИ (в хорошем смысле понимаемой)

 

Понравились слова одного "автора" - в человеке должна присутствовать вся палитра бытия. Проблема в том (своими словами и - дополняя, переходя к иным мыслям), что, переходя из возраста в возраст, мы теряем то, что в свойственно (в лучшем смысле этого слова) детям - некую спонтанность, искренность, способность поступить по хорошему движению сердца, а не по выверенной рассудочной траектории; теряем качества юности - способность отдаться важному делу, проявить сопереживание, взять и навестить друга в дальнем месте и т.д. С годами остается только заорганизованность. Утратив качества, свойственные юности, мы и детей перестаем понимать, видим в их поступках только назойливую шаловливость.

 

Вместе с тем утрачивается способность творчески подойти к вопросу, абстрагироваться от бесконечных "профессиональных" оценок (качество, стоимость, КПД, рентабельность, долговечность, целесообразность и пр. и пр. "в миллионной степени"). Не можем просто сказать: "это - красиво!", "посмотри - какое солнце!"

 

Вернуть утраченное помогает неусыпное внимание к ближним. Человек встречный, в чем-то может и неприятный (если смотреть на него сквозь призму приведенных оценок) несет с собой какой-то опыт. Возможно, этот опыт даст тот недостающий "сотый процент", без которого мозаика не складывается.

 

Способность сесть на корточки и поговорить с ребенком, всерьез воспринимая то, что скрывается под "назойливой несмышленостью" (что он хочет сказать?).

 

Без способности "сесть на корточки", остановиться, потратить драгоценную минуту (стоимостью 500 долларов) на "и вправду - солнце-то сегодня какое!" жизнь теряет вкус.

 

Под сказанное можно подвести нейрофизиологию, доминанту юности Ухтомского и многое другое. Когда человек живет в капсуле своих интересов ("я занят очень важным делом!") его сознание работает таким образом, что многогранность и многоплановость видения окружающих людей, процессов и явлений утрачивается. Мы перестаем их "читать". На все смотрим сквозь призму "своих трех копеек". Если сказать совсем по-научному: когда "садимся на корточки" активируются новые корковые площади, активируются и включаются в работу "незадействованные" ранее нейроны. Активированные корковые площади, выработанные во время "смотрения на солнце" симпатические поля - в нужный момент могут включиться в анализ таких сложных понятий как смысл. Увидев смысл поступка ребенка, который ранее казался бессмысленным, приобретаем способность видеть смысл и в других явлениях/процессах.

 

Так шаг-шагом - хотя уже перевалило за 40 - вновь приходит вкус к жизни.

 

При кажущейся "детскости" плоды возможности включения всей палитры - "не детски" (о доминанте юности и способности к творческому видению / видению нового / новых граней явления - в цикле "Искра жизни: Свет, сумерки, тьма").

 

Бывает человек попадает в страшное состояние, которое называл бы "в системе". Человек попадает в систему ложных мыслей, которые запирают ход его размышление со всех сторон - мол, жить не стоит, кругом "безнадега", Антихрист "вколачивает гвозди в гробы". Ни одного луча перспективы, ни даже - возможности надеяться, что когда-то что-то в жизни - твоей лично и социально-мировой - изменится (о этом состоянии - цикл "Обращение к полноте", раздел 4 - "В системе ложных мыслей"). Поверить, что в данный момент - ты находишься в бредовой конструкции - почти невозможно настолько она кажется правдоподобной. Самые мудрые люди пытающиеся объяснить здоровые вещи, дающие выполнимые советы кажутся глупцами ("Вы меня не понимаете"), Бог - жестоким и неумолимым, люди - сборищем скотов и недочеловеков. Смысл в жизни не то, что не видится, его появление даже не прогнозируется. Любая мысль человека перехватывается. С неумолимой беспощадностью доказывается: ни смысла, ни перспектив не существует.

 

Начинается вход состояния нередко с небольшого замешательства, потрясения - мы начинаем что-то бубнить про себя ("Ну, надо же! Как он смел так со мной поступить!"). "Пластинка" вращается все быстрей и быстрей, все прочие мысли выбрасываются за периферию сознания, незаметно к размышлению человека подмешивается мыслепоток (демоногеного свойства?), человек переключается на новую мысль, захватившую его создание и воспринятую словно откровение ("я-то их считал за людей, а оказывается они-то все скоты!"), остается одна разросшаяся моно-идея, которая на определенном этапе - раз - увеличивается в объеме и заполняет собой всё - весь мир и всю Вселенную - как в присказке про "заблудился в трех березах".

Выйти из этого - крайне трудно (каждый раз - особый случай милости Божией). Помогает: участие в Таинствах Исповеди и Причастия, чтение чина 12 избранных псалмов и...

 

И возвращается к "палитве".

 

Из системы человек имеет шансы на выход, если были сформированы здоровые навыки до попадания в нее (во время искушения сознание блокируется, но навыки действуют и держат человека на плаву). В иных случаях трещина, через которую луч света ("Посмотри, какое солнце!") попадает в капсулу само-изоляции, появляется во время заботы о ком-то. Забота о ком-то, внимание проявленное в сторону другого - помогают человеку вырваться за границы системы.

 

Примеры:

Евфросиния Керсновская (ее книга - "Сколько стоит человек") арестованная в годы тотальных репрессий и гонений на веру и писала, что однажды во время следствия стало совсем невмоготу. При по-особому сложившихся обстоятельствах ловким движением выкрала из кобуры следователя пистолет и решила прямо в кабинете застрелиться (настолько было тяжело). В последние мгновения ее взгляд упал на окно. Она увидела птичку и подумала: неужели птичка будет, а меня не будет. Нет! И я буду! Ощущение открывшейся перспективы ворвалось в ее сознание, разгоняя мглу наваждения. Она бросила пистолет на диван.

 

В другой раз при даже своем несгибаемом характере она готова была подписать ложные показания против себя, лишь бы от нее отстали. Ее изматывали: ночью не давали спать, а днем заставляли весь день стоять навытяжку. Сменился следователь. Если прежний смахивал на мясника, то новый с интеллигентным видом усыпляюще стелил: "сопротивление бесполезно, вы же понимаете..." Когда она уже протянула ручку, чтобы подписать документ, из радио, находившегося в кабинете следователя, донеслись ноты композиции, которую она, будучи маленькой, слушала в кругу семьи. Ощущение безопасности, любовь родителей, вся гамма испытанных ее тогда переживаний всколыхнулась в ней. Она словно проснулась - Нет! Никогда! - и отбросила ручку.

 

А теперь самое интересное. О птичке. Когда она, будучи кажется в побеге, прилегла на траву. Рядом заволновалась птичка. Рядом оказалось гнездо. Трепетно относясь к чужой жизни, Евфросиния отползла, что не беспокоить ее. Если бы она не проявила к беспокойству птички внимания и не пережила бы благоговение к чужой жизни, сумела ли бы обратить внимание на птичку (другую) за мгновение до смерти, стоя с пистолетом в руке?

 

Еще пример - Стивен Кинг - "Мизери". Не обсуждается сейчас творчество Кинга - речь только о одной книге, которая по глубине некоторых эпизодов могла бы быть включена в сокровищницу культуры - конечно, как и полагается был небольшой "экшн" ближе к концу, но речь не о нем, а психологических переживаниях главного героя - известного писателя. Он попадает в автокатастрофу. Его машина съезжает с горной трассы (вот к чему приводит вождение в состоянии алкогольном опьянении), и его - с переломанными ногами - забирает в свой дом одна особа, с очень и очень непростыми диагнозами психиатрического плана. В домике "на отшибе" она скрылась от людей, которых ненавидела,..которые обвиняли ее в серийных убийствах (которые она совершала, но которые не были доказаны). Она является страстной поклонницей писателя. В частности, - "без ума" от его серии книг про Мизери. В последней книге героиня серии Мизери умирает, и страстная поклонница требует от своего пленника воскресить Мизери, написав новый роман. Чтобы он был сговорчивей, он пытает его, отрезает палец. Чтобы не сбежал - рубит ногу. Когда герой стал писать - перед ним словно открывалась из темницы дверь в мир творчества. Но постепенно эта дверь становилась все уже, он понимал, что тупеет и деградирует.

 

После его освобождения на аукционе издательства воюют за право издать его еще ненаписанное повествование о пребывание взаперти (само право издать покупается за несколько миллионов долларов). И все бы ничего, да только главный герой сломлен. Его мучают кошмары, ужас прошлого сковал его мысленную активность, он не может освободиться от модели, усвоенной в заключении. Дверь намертво захлопнулась. И...

 

И однажды он идет по улице и видит мальчика с клеткой, в которой был скунс ("сесть на корточки!"). «Скунс?», - подумал он, - «зачем у мальчика в клетке не иной какой домашний зверек, а именно скунс?» Он сел за печатную машинку, его пальцы двигались по клавиатуре все быстрей. На глазах писателя были слезы, ведь теперь его ноги стояли на улице, по которой шел мальчик с клеткой, на которой разворачивалось начало нового романа.

Визуально этот прорыв можно наблюдать в фильме "Гений дзюдо". Молодой ученик школы дзюдо начинает спорить с мастером и доказывать, что он ученик знает жизнь и готов к смерти. Чтобы доказать, он прыгает в пруд, хватается за дерево и попадает в безвыходное положение. Если отпустит руки, - утонет. Если выйдет на берег и уйдет, навсегда разорвет отношения с мастером и потеряет возможность идти по пути, без которого себя не мыслил. Просить прощения - он не в состоянии. Дело в том, что, когда человек находится "в системе" любая мысль насчет того, чтобы смириться/попросить прощения кажется невыносимой и невозможной. Он задремал и вдруг проснулся от нового звука. Кувшинки готовились раскрыться навстречу восходящему солнцу.

 

Их красота, свернутая в капсулу, начала раскрываться. И он, замкнутый в капсулу, понял какое единственно верное решение на данный момент обладает перспективой. И, радостно приветствуя открывшуюся ему перспективу, он пошел по увиденному перед собой пути...

 

Величайший ученик школы дзюдо родился не на татами, а в пруду.

 

Язычнику Господь может подсказать выход и через кувшинку. Кувшинка, птичка, нота... Уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть.

 

Чтобы поддерживать себя в активном для всех подобных моментов состоянии - ежедневный подвиг внимания к совести, к ближнему. И...

 

И пока есть возможность остановить начинающуюся бубнежку. Срочно забыть о том, по какой причине начал бубнить.

 

Безраздельное внимание к ближнему - драгоценная доминанта на лицо другого, которую Ухтомский полагал главной в структуре психики. Он считал, что эта бодрая доминанта (состояние нервной системы, объединяющее в едином марше работу всего организма) дается просто и сама собой там, где есть любовь. Так человек выходит в открытое море - к "Ты" и вместе с тем становится способным постичь действительность в ее конкретном значении, не затемняя постижения моделями и схемами.

 

Круг уныния, по о. Гавриилу (Бунге) прорывается, когда человек пробивает брешь в темнице собственного я, чтобы вырваться навстречу подлинному существованию и в даре другому вновь обрести себя.

 

Любовь здесь имеется в виду - не таять от эмоций, а - внимание к человеческому лицу. На этих путях выковывается способность преодолевать закрывающие от нас реальность схемы и перегородки. Человек настраивает свои рецепции (систему восприятия) таким образом, чтобы уловить законы, скрывающиеся за фактами и управляющие ходом действительности. Человек становится способным к постижению Истины. Дополнить эту мысль можно словами о том, что исходить вовне человек может из укоренного в внутренней жизни сердца. Если есть ядро, человек найдет меру, чтобы при внимании вовне избежать распыления.

 

Вместе с тем важно и то, что прорываясь навстречу действительности, от не отказывается от деятельности ума, как к тому призывают эзотерические школы. Они полагают, что действительность можно постичь, разрушив саму систему восприятия, отказавшись от мысли как таковой. Но... Но, отказавшись от восприятия и мысли, человек не выходит из круга ложных состояний и не приближается к постижению. Он лишь входит в новое состояние, опциями которого является отсутствие мысли и сопереживания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: