Активные методы обучения в коррекционной школе




Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Особенно остро эта проблема стоит при обучении детей с ограниченными возможностями в коррекционной школе VIII вида. У этих детей наблюдается нарушение развития всех психических процессов, в том числе и познавательной деятельности.

Замечено, что у первоклассников, поступающих в коррекционную школу VIII вида преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Для создания такой среды на уроке я использую активные методы обучения. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них. Метод организации начала урока. Можно использовать разнообразные стихотворные отрывки, пожелания такие как:

«Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать»

«- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно»

Для того чтобы разнообразить начало урока я использую упражнение «Здравствуйте», которое дети выполняют стоя в кругу с согнутыми в локтях руками. Причем, половина детей держат руки на поясе, а другая половина – за головой. Дети поочередно касаются друг друга локтями и называют свое имя. Упражнение способствует установлению контакта между детьми, нравится всем ребятам и они с удовольствием его выполняют.

Любой учитель начальных классов знает, как важно, чтобы урок математики с самого начала «заладился». Если хорошо проведён устный счёт, с известной долей уверенности можно ждать, что урок и дальше пойдёт успешно, дети будут активны. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. С этой целью использую разнообразные методы и приемы преподавания математики, используя различные наглядные пособия, которые придумываю сама, чем вовлекаю обучающихся в практический процесс овладения предметом.

Применение различных приёмов проведения устного счёта, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой высоких для себя результатов.

Для активизации внимания использую различные задания и игры. Например, провожу игру «Заметь всё». На наборном полотне выставляю в один ряд картинки с изображением различных предметов (зайчик, мишка, машинка, пирамидка) геометрических фигур или цифр, предлагаю рассмотреть, запомнить последовательность, затем закрываю и предлагаю перечислить предметы на картинках в том порядке, в каком они были выставлены на наборном полотне. Можно усложнить игру поменяв местами две картинки, а потом предложить восстановить последовательность. В 3-4 классах можно увеличить число картинок до 7-8. Игра «Веселые шаги» позволяет выполняя счетные операции (решая примеры на карточках) передвигаться наступая на карточку с нужным числом (ответом). Изучая табличные случаи умножения и деления предлагаю игру в мяч, в которой дети по цепочке называют строчки таблицы умножения или деления на 2 и передают мяч следующему, тот кто дает неверный ответ – выбывает из игры. Вариантов игровых ситуаций для устного счета очень много, выбор их зависит от конкретной темы урока, а также от уровня подготовленности обучающихся.

На уроке письма использую метод актуализации опорных знаний «Магазин» (при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные»). Для этого на доску вывешиваю картинки с изображением предметов. Цель: купить как можно больше товаров, название которых начинается с парного звонкого или глухого согласного. Класс делю на две команды; ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю барабан потому, что слово начинается со звука «б». Ученик, правильно выбравший картинку, забирает ее себе. В конце подводится итог, чья команда сделала больше покупок. Этот метод можно использовать так же при изучении тем «Гласные и согласные звуки и буквы», «Гласные после шипящих», «Слова, обозначающие предметы» и других.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча». Цель: выявить уровень ожиданий и опасений обучающихся. У каждого на парте солнышко и тучка; дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доску солнышко, не уверенные – тучку. В конце урока каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучку, если его опасения были напрасны. По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме; преобладание солнышек над тучками позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

На уроках письма и математики, детям приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить обучающимся возможность отдохнуть, переключится на другой вид деятельности, то признаки утомления пройдут. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, нужно проводить игровые физминутки. Я использую методы коррекции и развития мелкой моторики кистей и пальцев рук «Пальчик-пальчик», «Пошли пальчики гулять», «Кулак – ребро – ладонь» и другие. Цель их:коррекция и развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия.

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат». Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость). Дети несколько секунд стоят вытянувшись в струнку, как солдат, а затем, по команде учителя, наклоняются вперед, опускают вниз руки и расслабляют все тело. Затем, опять вытягиваются в струнку. Можно повторить несколько раз.

Использование активных методов обучения на уроке позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой на уроке работы; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока. Кроме интенсификации освоения учебной информации, активные методы обучения позволяют так же эффективно в процессе урока осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, в парах, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: