Психолого-педагогические аспекты социальной работы.




Психологические проблемы усыновления приемных детей

В последнее десятилетие в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем увеличивается и число усыновлений, и появляются новые варианты устройства детей, лишенных родительского попечительства.

Воспитывая усыновленного ребенка, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов (а иногда и психиатров) для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.

Характер детско-родительских отношений в приемных семьях определяется 3-мя ключевыми факторами:

- мотивом усыновления;

- наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;

- степенью гибкости-ригидности семейной системы.

Мотивы усыновления и возникающие проблемы:

1. В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

2. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления.

3. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

4. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации.

5. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты.

Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей.

1) Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны.

2) В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта

3) В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём.

4) В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных родителей.

Психолого-педагогические аспекты социальной работы.

Педагогическая техника в деятельности социального работника помогает цель превратить в результат, быстро и точно найти нужные слова, интонацию, взгляд, жест, сохранять спокойствие и способность к анализу в острых и неожиданных социальных ситуациях. Овладение педагогической техникой позволяет социальному работнику установить позитивное общение, взаимоотношения со своими клиентами. Успешность общения социального работника зависит от наличия у него педагогических способностей, педагогического такта.

В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности (важная для социального работника).

Наблюдательность позволяет адекватно воспринимать психологию клиента, его психологическое состояние, правильно оценивать состояние той или иной социальной группы.

Составной частью коммуникативных свойств личности социального работника можно считать готовность к элигатии, то есть пониманию психических состояний клиентов и сопереживанию им.

Третий компонент коммуникативных свойств личности социального работника – потребность в социальном взаимодействии – проявляется в стремлении к передаче знаний, навыков, к общению с людьми, в желании помочь им в организации жизнедеятельности.

Педагогические способности – это не только условие эффективной деятельности социального работника, но и результат его успешной работы.

Задача социального работника в быстро изменяющихся социальных условиях – уметь быстро ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильное решение. Это возможно, если социальный работник умеет правильно воспринимать и оценивать поступки людей, развивать в себе такие черты характера, как выдержка, самообладание, терпимость, чуткость. Все это является условием соблюдения педагогического такта.

II. Педагогический такт – это чувство меры и умение поддержать правильные отношения со своими клиентами.

Педагогические основы педагогического такта – это совокупность стереотипов (устойчивых представлений), социальных установок и личностных черт, которые определяют поведение социального работника в сфере общения с людьми.

Рассмотрим некоторые социальные установки, которые определяют содержание и формы проявления педагогического такта.

1. Социальный работник должен помнить, что его отношения с людьми должны быть диалогом. Диалог состоится в том случае, если у социального работника реализуется установка на достижение доверительных отношений с клиентом.

2. Важной социальной установкой является общительность. Общительность можно определить как сильно развитое, устойчивое стремление к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой установления контактов с людьми.

Стереотипы могут играть положительную роль во взаимоотношениях с людьми, так как они экономят энергию социального работника, способствуют более быстрой реакции автоматически реагировать во многих случаях.

Вежливость с клиентом – выработанный у социального работника стереотип, что ни один из его клиентов не может быть плохим, тем более безнадежным.

Стереотипы могут играть и отрицательную роль. Это может быть стереотипное отношение к отдельному человеку. В этом случае социальный работник не сможет увидеть, как его клиент под влиянием окружающей действительности меняется в ту или иную сторону.

Еще одним условием эффективности работы социального работника с людьми или группами людей является умение сотрудничать с ними.

1. Для сотрудничества необходимо, чтобы те дела и проблемы, которые нужно решить, были актуальны для клиента.

2. Социальному работнику необходимо уметь психологически и педагогически правильно, грамотно проводить инструктаж (задачи, цели). Целесообразно совместно обдумать и обсудить возможные предложения по содержанию и форме проведения дела.

3. Социальный работник должен одновременно играть три роли: участника, наблюдателя, консультанта, а именно:

а) помогает выполнять наиболее сложное из запланированного или включается в работу, если она идет с трудом;

б) приходит на помощь как советчик, когда что-то не получается, но не требует его непосредственного участия;

в) наблюдает за всем ходом работы, набирая материал для последующего анализа проделанной работы.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогическая техника помогает социальному работнику наладить эффективную работу с людьми, организовать совместные действия и реализовать общую для них деятельность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: