МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И УПРАВЛЕНИЯ
Политическая мобилизация
Социальные сети
Мобильные интернет-сети
Тактические медиа»
Политическая мобилизация
Политическую мобилизацию можно определить как постепенное сосредоточение и использование государственным или негосударственным актером политики различных материальных и еловеческих ресурсов с целью достижения своей цели. Цель достигается, прежде всего, путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и другими источниками, создания нового выгодного информационного дискурса. Политическая мобилизация обеспечивает размытие массива старых социальных, экономических и психологических обязательств и восприятие индивидами новых образцов поведения.
Политическая мобилизация - необходимая составляющая политических процессов, независимо от того, какова ее задача - повышение политической активности граждан или, наоборот, сохранение их в пассивном состоянии. Независимо от конкретной задачи, политическая мобилизация, которую проводят политические актеры, имеет целью превратить общественность на часть политического процесса, сделать индивида частью политической системы, насадить новые образцы политического поведения. Ее последствиями могут быть как повышение активности граждан, так и рост уровня политической апатии в обществе. Все эти процессы по сути являются политическим участием, которые легитимизируют существующую политическую систему общества. Проще говоря, мобилизация предполагает: а) призыв, привлечение кого-либо к успешному выполнению политической задачи; б) приведение кого-либо, чего-либо в активное состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-либо политической задачи; в) мобилизацию внутренних и внешних ресурсов.
|
Объектом политической мобилизации можно считать как отдельных индивидов, так и население всего государства, а также различные общественные группировки. Некоторые исследователи говорят о конкретных социальных групах, подлежащих мобилизации, другие используют понятие массы, то есть слабо организованных социальных образований. Объект мобилизации вступает в социальные взаимоотношения с субъектом мобилизации.
Мобилизационные технологии – явление постиндустриального общества, объединяющее в себе информационные и технические возможности современного знания и призванное активизировать и организовывать население исходя из интересов тех, кто их применяет. Можно сказать, что они соединили в себе информационные и технические возможности современных научных достижений в различных областях (социологии, политологии, теории коммуникации, психологии, информатики).
Под мобилизационными технологиями подразумевается целенаправленная и системно организованная, чаще всего протестная (гражданское сопротивление) деятельность по организации и координации социальных субъектов, консолидации общественности для достижения политической цели, осуществляемая в основном посредством социальных сетей и рассчитанная на достижение быстрого и максимального результата при заданных ресурсах. Это механизм политического управления в ходе взаимодействия между субъектами коммуникации, а также совокупность процедур, операций, приемов, используемых для достижения политической цели.
|
В политической сфере мобилизационные технологии всё больше выступают как целенаправленная и системно организованная, протестная (гражданское сопротивление) деятельность по организации, координации и консолидации общественности для достижения конкретных политических целей (перераспределение власти, территории, ресурсов), осуществляемая в основном посредством PR, массмедиа и социальных сетей и рассчитанная на достижение быстрого и максимального результата при заданных ресурсах.
Социальные сети
В новом информационном обществе, когда большинство являтся активными пользователями сети Интернет, важным стало не только грамотно сформулировать идею, но и оперативно донести ее до аудитории и дать ей возможность принять участие в обсуждении заданной темы. Этим критериям и отвечают мобилизационные технологии, которые базируются на цифровых технологиях и обладают такими характеристиками, как оперативность, вседоступность и интерактивность.
Мобилизационный потенциал социальных сетей стал осознаваться относительно недавно, ведь они рассматривались преимущественно как средство развлечения, совмещая в себе и средства массовой информации, и почту, и даже сарафанное радио, распространяющее сплетни и непроверенные сведения. Между тем, они все больше теряют свое первоначальное предназначение и в большей степени становятся орудием информационных войн современности.
|
Стремительное развитие социальных сетей дали мощный толчок к развитию сетевых мобилизационных интернет-технологий. Возможность использования сети Интернет в качестве инструмента по мобилизации населения для проведения уличных акций и формирования общественного мнения объясняется такими его основными отличительными особенностями по сравнению с традиционными СМИ, как:
работа в режиме реального времени;отсутствие географических границ;отсутствие цензуры со стороны власти;нулевая стоимость коммуникации.
Социальные сети обеспечивают коммуникацию на расстоянии. Они служат платформой, где каждый человек может граждане могут взаимодействовать и быстро делиться информацией, мнениями, получить доступ к различным информационным источникам, а также выразить свои интересы в виртуальном пространстве. В социальной сети «преобладает обезличенный характер коммуникации», которая заменяет живое общение через употребление таких инструментов общения, как мемы, лайки, репосты, комментарии.
Такие особенности устройства сетей как ризомность, доминирование слабых связей при отсутствии единого центра, практически отсутствие информации о членах сетевого сообщества, так как люди объединены не по социальным признакам, а по интересу к решению той или иной проблемы. Именно вокруг проблемы и создаются контакты, что привлекает людей различных социальных слоев, возраста, имущественного положения.
Это не просто социальное пространство, а площадка для общения, создания сообществ и движений и обсуждения важных проблем, волнующих общество. Граждане используют платформы, в которых они могут выражать требования к существующим структурам власти. Необходимо отметить и высокую скорость распространения, получения информации и обмена ею в социальных сетях, что способствует мобилизации граждан на участие в акциях. Интернет-платформы и социальные сети позволяют координировать коллективные действия в определенных формах акций, поэтому они стали площадкой для политической коммуникации и организации масс.
Социальные сети, с точки зрения онлайн-мобилизации, важны для обмена информацией и предоставления каналов для коммуникации сторонников с организаторами. Они становятся местом ведения мобилизационной пропаганды в период обострения информационных войн. Массовый человек, обитающий в социальных сетях, становится главной мишенью пропаганды, преподносимой ему в виде жареных фактов, шокирующих заголовков, в том особом лексическом поле, для которого свойственно взвинчивать психику, понуждать к активной реакции на эту пропаганду, выставлять лайки, строчить комментарии, окрашивать свою аватарку в цвета французского флага. Важным преимуществом социальных сетей является их свойство формировать иллюзию активной позиции, что и создает благоприятную почву для мобилизационной пропаганды, которая всегда сопутствует войнам, в том числе и информационным.
Информационную поддержку протестным движениям создают группы в социальных сетях. Мобилизационные или «протестные» технологии, используются всеми противоборствующими сторонами. К участию в их информационном сопровождении привлекаются политические элиты, эксперты, политически активная часть общества, журналисты. Ряд ведущих политических журналистов («лица» каналов) сегодня выступают в роли политических функционеров, политических лоббистов или мессий.
Отсутствие эффективного контроля над социальными сетями становится их несомненным преимуществом при организации несанкционированных выступлений и протестных движений. Ведь активистами и вербовщиками различных движений могут быть люди ничем не примечательные и не проявляющие агрессии в повседневной жизни. Появилось понятие «слактивист» (от анг. «slacker» (бездельник) и «activism» (активизм), означающее людей, не принимающих участия в реальных выступлениях, но активно распространяющих сведения о различных выступлениях в соцсетях. Эта периферия протестного движения усиливает звучание информационного потока, создает вокруг информационное эхо, что усиливает успех акций.
Относясь к средствам достижения коллективной идентичности, мобилизационная пропаганда может служить как высоким, так и низменным целям. Н. Дэвис, формулируя правила пропаганды, указывает на принцип упрощения, для которого характерно видеть мир в черно-белом цвете. Это пропагандистское правило хорошо усвоено экстремистскими объединениями, не допускающими понимания мира как сложного, многоцветного и многоголосого. В своей борьбе за власть они должны разделить мир на своих и чужих, врагов и друзей; им нужно наэлектризовать людей, эмоционально завести, чтобы затем манипулировать ими. Отключить способность самостоятельно мыслить, заставить подчиняться группе, в любой момент набрасываться на инакомыслящих — все это легко сделать с помощью социальных сетей. Последнее и есть принцип искажения, сформулированный Дэвисом, инакомыслящий должен быть оклеветан и осмеян.
Несомненным преимуществом социальных сетей является их мобильность в организации протестных движений, в которых главным участником является молодежь. Ведь именно молодежное протестное движение является основной ударной силой любой цветной революции. Вовлечь в протестное движение молодежь проще всего: она сама активно ищет любые возможности для социализации, приобретения или повышения своего социального статуса и ради этого готова участвовать в рискованных акциях, в том случае, если организаторы этих акций обещают быстрый и гарантированный успех. В этом поиске молодые люди довольно быстро сами выходят на вербовщиков, готовящих активистов для цветной революции. При вступлении в контакт с вербовщиком последний начинает формировать у молодого человека устойчивую мотивацию к участию в протестных акциях, точно просчитывая реакции собеседника и играя на таких чертах характера любого молодого человека как юношеский максимализм, обострённое чувство справедливости (при отсутствии собственного опыта восстановления этой справедливости), нетерпеливость (стремление достичь всего и сразу, здесь и сейчас), потребность в признании. Последняя потребность у молодых людей, идущих в цветные революционеры, часто выражается в стремлении обрести социальный статус, выделяющий его из среды ровесников, причем немедленно.
Основной площадкой для поиска и вербовки молодых людей становятся социальные сети, в которых молодежь проводит значительную часть своего времени. При этом пространство социальных сетей устроено так, что оно само способствует организации пользователей в малые и большие социальные группы, сообщества, которые затем демонстрируют тенденцию к быстрому росту числа участников и их сплочением в результате выстраивания между участниками в процессе неформального общения горизонтальных связей. Помимо горизонтальных связей, устанавливающихся между общающимися между собой участниками виртуальной группы или сетевого сообщества, в любой сетевой группе, по мере роста ее численности, после преодоления определенного порога возникает и вертикальная иерархия, вводящая правила подчинения и управления процессами внутригрупповой коммуникации: в группе появляются администраторы, модераторы, арбитры, авторитетные пользователи (сетевые эксперты), которые составляют управленческий класс или касту. В результате такая сетевая группа не просто сплачивается вокруг одной идеи (или темы), но и становится организованной, с вертикалью управления, обеспечивающей согласованное индивидуальное и групповое поведение ее участников.
Вербовщики используют целый спектр технологий конфликтной мобилизации, их инструментарий очень обширен, его действие основано на знании сетевой психологии, особенностей индивидуального и массового (группового) поведения в социальных сетях, конструировании виртуальной реальности.Как правило, вербовщики и специалисты по сетевой коммуникации не идут в группы и сообщества, которые уже сформировались: они создают в социальных сетях новые группы, имеющие изначально как политическую, так и неполитическую повестку. Причем сегодня неполитизированные группы используются ими чаще, чем политизированные: дело в том, что в группу, изначально заявившую о своем неприятии действующей власти, пойдут только убежденные оппозиционеры, которых ни в чем дополнительно убеждать не надо – это и так готовый электорат для любой цветной революции, по сигналу он первым выйдет на улицы. Вербовщики-политтехнологи цветных революций работают с нейтральной аудиторией, с неопределившимися в своих политических предпочтениях людях, для которых политика – не главное, она лежит на далекой периферии их жизненных интересов.
Эта технология основана на создании в социальных сетях виртуальных сообществ, никак не связанных с политикой, обеспечение этим группам быстрого роста, сопровождающегося ускоренной социализацией и сплочением их участников (путем активизации их гражданской позиции по самым разным вопросам социального характера, побуждающих участников активно общаться между собой и тем самым сближаться), с тем, чтобы впоследствии, когда группа достигнет определенного уровня численности, незаметно для сознания ее участников заменить неполитическую повестку на политическую, а ту, в свою очередь, - на протестную, направленную против действующей власти.
При этом повестка группы остается полностью неполитизированной: она целиком посвящена котятам. Признаков того, что группу для своих целей создали вербовщики из сетевой организации, формирующей протестный электорат для цветной революции – нет ни единого.
Так продолжается до тех пор, пока группа не станет настолько большой, что станет по-настоящему интересной политтехнологами цветной революции. С этого момента повестка группы начинает меняться в сторону политических требований.
Так, во время восстания 2010–2011 годов в Тунисе через интернет молниеносно была распространена информация, позволившая сформироваться движению против диктатуры.Мобилизация протестных настроений через социальные сети была продемонстрирована в 2011 году в Москве, где под лозунгом «За честные выборы» было собрано 100 тыс. человек. В Иране на избрание М. Ахманедижада с акциями протеста выступило несколько миллионов человек, державших связь через Twitter. В мае в России 2012 протесты против выборов президента были организованы через сетевые сервисы Twitter, Facebook и YouTube. Аналогичные выступления были организованы через интернет-порталы по различным поводам в Каире в январе 2011 года, в Португалии в 2011 году, в Лондоне 26 марта 2011 году
Мобильные интернет сети.
Основным трендом интернет-сферы в последние годы является бурное развитие мобильного Интернета и его применения для политической мобилизации.
Сообщества, организуемые внутри мессенджеров, безусловно, можно относить к социальным сетям, так как им присущи основные характеристики социальной сети
- сообщество состоит из взаимодействия нескольких десятков участников-индивидов;
- сообщество складывается для выработки соглашений в процессе обмена имеющимися уееакторов ресурсами;
- сообщество характеризуется горизонтальными неиерархическими отношениями между ее участниками; члены сети не обладают властью друг над другом;
- механизм решения проблем внутри сообщества строится на достижении взаимопонимания в ходе взаимодействия участников сообщества;
- отношения между участниками сообщества строятся на доверии.
Главным преимуществом работы с социальными сетями в мобильном Интернете становится повышение оперативности распространения сообщений среди пользователей социальной сети и работы с обратной связью, так как абонент гораздо чаще выходит в мобильную сеть, чем в стационарную, проводит в ней больше времени и получает информацию практически в режиме онлайн.
Также важным преимуществом мессенджеров по сравнению с социальными сетями стационарного Интернета с точки зрения политической мобилизации является факт отсутствия так называемых киберсимулякров и анонимных пользователей. Это становится возможным благодаря регистрации аккаунта в мессенджере на номер мобильного телефона, зарегистрированного на реального человека. Таким образом, повышается «чистота» и точность охвата в рамках сообщества, снижается вероятность появления информационных вбросов, становится более прогнозируемой обратная связь.
Пожалуй, единственным существенным отличием от сообществ, возникающих внутри социальных сетей в стационарном Интернете, является численность сообществ в мессенджерах, которая на порядок и даже на два ниже. Чаще всего сообщество, объединенное в беседу в мессенджере, состоит из 10-50 участников. В связи с этим возможно именовать данные сообщества микросетями.
Для их объединения вокруг идеи или призыва с целью мобилизации необходима двухуровневая система, вершинами верхнего уровня которой будут агенты политической мобилизации, являющиеся участниками сообщества или группы в одной из «больших» социальных сетей стационарного Интернета (Фейсбук, Вконтакте и т.д.). После появления в ленте такой группы или сообщества очередного призыва или информационного сообщения другого мобилизационного характера, информация тут же одновременно дублируется агентами в свои микросети, причем даже без дополнительной мотивации агентов. Возникает информационная волна второго уровня, привлекающая к обсуждаемой теме все большее и большее количество участников. На выходе получается более мощный результат, обеспеченный гораздо более широким охватом членов гражданского общества.
Таким образом, задействование микросетей мобильного Интернета в мобилизационной технологии повышает охват и в конечном итоге эффективность политической мобилизации.
«Тактические медиа»
В последние годы в структуре новых медиа появились так называемые тактические медиа (Tacticalmedia), которые позиционируют себя как альтернативные официальным -«медиа кризиса, критики и оппозиции». Их возникновение связано со временем падения Берлинской стены, когда в атмосфере свободы произошло возрождение социальных, политических, экономических движений и медиаактивизма. Термин был впервые введён в 1996 г., в манифесте “The ABC oftacticalmedia”, написанном Дэвидом Гарсиа и ГертомЛовинком в преддверии второго фестиваля тактических медиа “next5minutes”.
Сегодня тактические медиа развиваются практически во всем мире, так как представляют собой технологичные средства коммуникации, создаваемые для проведения политических кампаний и акций (сеть «антиподчинения»). Малозатратные «doityourselfo-медиа возникают на информационных платформах общественных кабельных ТВ и в сети Интернет.
Тактические медиа предназначены для «своих», рассчитаны на активность и соучастие. Выражая точку зрения групп меньшинства, tacticalmedia врываются в киберпространство с требованиями социальных изменений; организуют акции против глобальных организаций (G8, G20, WTO) и корпораций (Microsoft, Pepsi, Nike и др.); являются неизменным участником всех «цветных» революций и мероприятий по защите миноритарных групп.
В Италии, например, появляется множество телепроектов, от спутникового канала против войны в Ираке до мелких видеоактивистских групп, особой популярностью пользуется итальянский сайт тактической/боевой Медиа группы (TacticalMediaCrew’s). В России известен проект IndyVideo.ru (www.indyvideo.by.ru), посвящённый видеодокументации социальных акций и воплощающий в себе синтез протестных политических движений и новых технологий, размещенных на платформе «Такт-медиа» (https://www.tact-media.livejournal.com). Сообщество «МедиаУдар» включает художественные проекты, внедряемые в реальные социально-политические практики -защиту окружающей среды, развитие системы альтернативного образования, борьбу с цензурой и диффамацией по отношению к деятелям культуры (https://www.mediaudar.net/ blog/2013/10/13/cekciya-takticheskie-media).
Механизм фукнционированиямассмедиаследующий. Массмедиа придают событиям «важный смысл», озвучивая цели активности, предлагая определённые действия, вовлекая вкооперацию новых агентов, воздействуя на протестную часть социума.
Тактические медиа претендуют на общественный контроль за действиями власти. В оппозиционных СМИ используется тотальная критика существующего строя, внедряются ярлыки «тирании», тем самым обостряются социальные, национальные, идеологические конфликты общества.
Так называемые tacticalmedia, провозглашающие борьбу «с устойчивой тенденцией к репрессиям, эксплуатации, изоляции, отчуждению и корпоратизации», сами порой направлены на деструкцию и разрушение. В социальной практике тактические медиа реализуют функции мобилизации, подрыва, разрушения, создавая пространство критической мысли, направленной против государства, рынка, академической среды, правовых институтов и др.
Учитывая особенности восприятия информации аудиторией, тактические медиа используют не только символический язык ярких мобилизующих образов, распространяемых как эпидемия, но и такие средства внушающего воздействия на коллективное бессознательное, как звук голосов, цвет, пластика движений, лозунги.
Организационный ресурс тактических медиа, оперативность, метафоричность, мобильность, энергетический потенциал определяют силу их воздействия на аудиторию.
В условиях депрессивного развития общества (низкая эффективность правоохранительных органов; люмпенизация, усиление социальных противоречий; борьба властных сил; кризис гуманитарных ценностей), когда снижаются моральные императивы, возможно появление сетей, вовлекающих людей в преступные сообщества (кибертерроризм и киберэкстремизм). Под воздействием информационного прессинга человек теряет способность управления собственным поведением, подвержен деадаптации, в связи с чем увеличиваются риски вовлечения в деструктивные группы. Членами таких деструктивных сообществ, как правило, являются молодые люди, так называемые пассионарные лица. С одной стороны, медиаактивисты, по мнению аналитиков, видят наиболее гармоничный путь развития человеческого общества в использовании «взаимопомощи, открытости и самоорганизации - того, чему учат программы гражданской солидарности, сетевые общества, тактические медиа», а с другой, используют возможности для продвижения идей протеста, инакомыслия и бунта используют камерные технические средства информации (самиздат, бесплатное радио и мини-FM, каналы публичного доступа по кабельному телевидению).
Таким образом, в мобилизационный потенциал тактических медиа чрезвычайно высок. Особенность тактических медиа в том, что они никогда не достигают состояния совершенства; постоянно меняются, потому что решают оперативные задачи, адекватные времени, практически всегда разрушают традиционные представления людей о ценностях и традициях.
Интенсивно завоевывая информационное пространство, сегодня тактические методы начинают определять новую культуру независимой коммуникации (publicdoimen) со своими ценностями, формами и языком.