Е. Классификация ОПП по времени (продолжительности)




По времени действия ОПП подразделяются на:

мгновенные (секунды, минуты) — импактные, землетрясения;

кратковременные (часы, дни) — шквалы, атмосферные явления, паводки;

долговременные (месяцы, годы) — космогенные, климатические;

вековые (десятки, сотни лет) — климатические, эвстатические, космогенные.

Стихийное бедствие - экстремальное явление природы катастрофического характера, приводящее к внезапному нарушению нормальной деятельности людей.

К стихийным бедствиям относятся:

- извержения вулканов, землетрясения, цунами, оползни, обвалы, сели, лавины,

- наводнения, ураганы, тайфуны, смерчи,

- смог, град, молнии, лесные пожары и др.

Ливень, снегопад, заморозок, гололедица и другие постоянно наблюдаемые явления могут иметь характер стихийных бедствий при внезапном резком наступлении или при необычно высокой интенсивности. Самыми опасными стихийными бедствиямисчитаются циклоны, тайфуны, засуха и опустынивание.

Наиболее распространенными опасными природными явлениями в мире являются:

- тропические штормы и наводнения (по 32%),

- наводнения – 32%,

- землетрясения (12%),

- засухи – 10%

- другие природные процессы (14%) (рис. 1).

Среди континентов мира наиболее подверженными действию опасных природных процессов являются:

- Азия (38%) и Северная и Южная Америка (26%),

- Африка (14%),

- Европа (14%)

- Океания (8%).

За последние пятьдесят лет количество природных катастроф на Земле увеличилось почти в три раза.

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее тяжелые последствия несут землетрясения, наводнения, засухи, лесные пожары и сильные морозы. [3]

На территории России сейсмический поя с проходит практически по всему югу от Кавказа до Камчатки. Около 40 процентов территории страны, где живет более 20 миллионов человек, является сейсмически опасной, здесь высока вероятность землетрясений с интенсивностью более 6 баллов. Ситуация усугубляется тем, что более 20 процентов территории Российской Федерации, где эксплуатируются атомные, гидро- и тепловые электростанции и другие объекты повышенной экологической опасности, находится в зонах высокой сейсмической опасности. В десятибалльной зоне находятся Чиркейская, Миатлинская, Чирютская гидроэлектростанции, в девятибалльной зоне - Билибинская АЭС, Саяно-Шушинская, Белореченская, Иркутская, Колымская и Усть-Среднеканская ГЭС,в восьмибалльной - Зейская ГЭС. Десятки гидро- и тепловых электростанций расположены в семибалльной зоне, в том числе высокогорная Красноярская ГЭС, Нововоронежская и Кольская АЭС.

В районах Северного Кавказа, Сахалина, Камчатки, Курильских островов, Прибайкалья возможны землетрясения интенсивностью 8-9 баллов. Площадь сейсмоопасных районов, где возможны землетрясения от 8 до 9 баллов, составляет около 9 процентов территории. Наибольшая повторяемость опасных землетрясений (7 баллов и более), которые могут вызывать разрушения, наблюдается на Камчатке, Северном Кавказе. В пределах сейсмически опасных районов России расположено 330 крупных населенных пунктов, в том числе 103 города, крупнейшие из которых Владикавказ, Иркутск, Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатский.

Определенную опасность представляют и слабосейсмичные районы. Прежде всего, это европейская часть нашей страны, в том числе Кольский полуостров, Карелия, Южный Урал, Поволжье, Приазовье, где были засвидетельствованы землетрясения интенсивностью до 5-6 баллов, а на Южном Урале - до 7-8 баллов. Повторяемость таких землетрясений невелика: один раз в 1-5 тысяч лет.

Камчатка и Курильские острова подвержены опасности вулканических извержений: из 69 действующих на территории России вулканов, 29 расположены на Камчатке и 40 на Курильских островах. Потухшие вулканы расположены на Кавказе и в районе Минеральных Вод. На Курило-Камчатской вулканической дуге слабые извержения вулканов наблюдаются практически ежегодно, сильные - раз в несколько лет, катастрофические - раз в 50-60 лет.

С сейсмичностью и подводным вулканизмом тесно связана опасность возникновения огромных морских волн- цунами, воздействию которых в России подвержены участки берегов Камчатки, Курильских островов, Сахалина и Приморья. Под угрозой находятся территории 14 городов и нескольких десятков населенных пунктов. Повторяемость цунами силой 4 балла случаются раз в 50-100 лет, а менее слабые - в 10 раз чаще. Наиболее разрушительное цунами отмечено в октябре 1952 года, когда почти полностью был разрушен город Северо-Курильск, погибло около 14 тысяч человек. Сейчас, когда прошло полвека, повторение цунами вновь возможно.

Подверженность территории нашей страны опасным экзогенным геологическим процессам и явлениям, а также интенсивность этих процессов возрастает с севера на юг и с запада на восток. Оползнеопасные районы занимают около 40 процентов площади России. Наибольшую опасность представляют оползни, которые развиваются на территории 725 городов на Северном Кавказе, Камчатке, Сахалине, в Забайкалье, Поволжье. Что касается лавин, то больше всего ЧС происходит с декабря по март на Северном Кавказе, Алтае, Сахалине и в Забайкалье. Максимальный объем снежных лавин на Северном Кавказе и Алтае может достигать нескольких миллионов кубических метров. А в районах с высокой снежностью (Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Сахалин, Хибины, Северный Урал, Сихотэ-Алинь, Камчатка, Корякское нагорье) возможен сход нескольких лавин за зиму из одного лавиносбора. Наиболее опасны случаи массового схода лавин, своего рода "лавинные бедствия". Во всех горных районах они возможны в среднем один раз в 7-10 лет.

К опасным склоновым процессам относятся и сели, которые подразделяются специалистами по своему составу на водоснежные, водокаменные и грязекаменные. К селеопасным относятся 20 процентов страны, наиболее селеопасные районы - на Северном Кавказе, Алтае, Саянах, Прибайкалье и Забайкалье, Камчатке и Сахалине.

Большую опасность представляют и пульсирующие ледники. Так, резкая подвижка ледника Колка в Кармадонском ущелье в Северной Осетии, происшедшая 20 сентября 2002 г., вызвала огромный водно-ледово-каменный сель, пронесшийся по долине реки Геналдон почти на 15 километров. Тогда погибли более сотни человек, в их числе и члены съемочной группы Сергея Бодрова-мл., был уничтожен поселок Нижний Кармадон, а также несколько баз отдыха.

К числу опасных относятся эрозионные процессы, которые широко развиты в России. Плоскостная эрозия распространена повсеместно, где бывают интенсивные осадки, уже сейчас она затронула 56 процентов площади сельхозугодий. Наиболее интенсивно овражная эрозия развивается в Центрально-Черноземном районе европейской части России.

Практически ежегодно в нашей стране происходят крупные наводнения, а по площади охватываемых территорий и наносимому материальному ущербу эти стихийные бедствия превосходят все остальные. Потенциальному затоплению подвержена территория страны общей площадью 400 тысяч квадратных километров, ежегодно затапливается около 50 тысяч квадратных километров. То есть под водой могут оказаться в разное время более 300 городов, десятки тысяч мелких населенных пунктов с населением более 4,6 миллионов человек, множество хозяйственных объектов, более 7 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По оценкам специалистов, среднемноголетний ущерб от наводнений составляет около 43 миллиардов рублей.

К метеорологическим природным опасностям относятся шквалы, ураганы, тайфуны, градобития, смерчи, катастрофические ливни, грозы, метели, снегопады. Чаще всего обильные снегопады наблюдаются в горных и прибрежных районах, характеризующихся интенсивной циклонической циркуляцией. К таким районам относятся Северный Кавказ, Алтай и Западные Саяны, Приморье, Камчатка и хребет Сихотэ-Алинь. Повторяемость сильных снегопадов здесь бывает чаще одного раза в год, а на Камчатке 5-8 раз за год. На европейской части России повторяемость таких снегопадов значительно меньше - раз в 2-10 лет.

Весьма опасными по своим последствиям являются засухи. Им в наибольшей степени подвержены Поволжье и Северный Кавказ - здесь эти опасные природные явления отмечаются каждые 2-3 года. Засухи, как правило, сопровождаются крупномасштабными пожарами, наносящими огромный материальный ущерб, особенно регионам Сибири и Дальнего Востока. Положение усугубляется еще и недостаточно эффективным противодействием - ведь противопожарные мероприятия дороги, и местные власти не всегда готовы тратить деньги на превентивные меры. По этой причине наблюдения за лесными пожарами ведутся только в зоне активной охраны лесов, охватывающей 2/3 общей площади лесного фонда страны. При этом средняя площадь одного пожара в несколько раз больше, чем в Западной Европе и Северной Америке, что лишь подтверждает невысокий уровень противопожарной защиты лесов в нашей стране.

Исходя из статистики конца XX - начала XXI веков на территории России в среднем происходит 280 чрезвычайных ситуаций в год, вызванных опасными природными процессами и явлениями, при этом наибольшая их повторяемость характерна для Южного и Дальневосточного федеральных округов.

Обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и т. д. возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

На органы управления РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях,

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Силы РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся:

1. Силы и средства наблюдения и контроля:

· службы (учреждения) организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

· формирования государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

· ветеринарная служба Минсельхоза и продовольствия РФ;

· службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхоза и продовольствия РФ;

· геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Минатомэнерго Росси;

· учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;

2. Силы и средства ликвидации ЧС:

· военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

· формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

· формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза и продовольствия РФ;

· военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· формирования ГО РФ территориального и объектового уровня;

· специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, др. войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

· аварийно-технические центры Минатомэнерга РФ;

· службы поискового и аварийно-спасательного полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;

· восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;

· аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России;

Кроме того отработаны вопросы привлечения сил и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда др. министерств и ведомств.

МЧС России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.

Так, например, проводится большая работа по созданию авиаподразделения, внедряются авиационные технологии. В соединениях и воинских частях ГО сформированы парашютные подразделения, создан и успешно действует Центральный аэромобильный спасательный отряд. В Москве проводится эксперимент по использованию авиационных технологий для оказания экстренной медицинской помощи. Этот опыт будет распространяться на др. крупные города и труднодоступные районы страны.

Отрабатывается программа по линии Центра поиска и спасения на морях и водных бассейнах РФ. Развивается и укрепляется поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой службы в республиках, краях и областях.

Практика показывает, что эффективность применения сил и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от того, насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.

Эффективность действия аварийно-спасательных сил зависит также от технической оснащенности. МЧС уделяет большое внимание разработке современного аварийно-спасательного оборудования, образцы которого демонстрируются на ежегодных выставках “Средства спасения”. Лучшие из них запускаются в серийное производство. Осуществляется программа по реформированию и оснащению новой техникой Войск ГО и поисково-спасательных служб (ПСС).

МЧС России, региональные и территориальные органы управления, соответствующие министерства и ведомства осуществляют большую работу по совершенствованию своих сил и средств.

МЧС

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление РСЧС, штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Работа министерства в области защиты населения и территории от ЧС ведется по 3 основным направлениям:

· осуществление комплекса мер по уменьшению риска возникновения ЧС и ущерба от них;

· обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени;

· оперативное реагирование на ЧС.

 

Концепция гражданской обороны в Российской Федерации
на современном уровне

Особое место в государственной политике по проблемам безопасности и защиты личности, общества и государства занимают вопросы ГО, которая в соответствии с Российским законом “О гражданской обороне” организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей, территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданская оборона непосредственно связана с военной безопасностью страны и оборонным строительством, поэтому согласно статье 71 Конституции РФ, она находится в федеральном ведении.

С окончанием холодной войны проблемы военной безопасности утратили былую остроту, но не уделять им должного внимания нельзя. Объективно, источником потенциальной военной опасности для России на настоящем этапе являются локальные конфликты и войны, которые могут иметь затяжной характер, а при определенных обстоятельствах могут принять региональный и даже глобальный характер. В этих условиях станет вероятным ведение военных действий на выживание, требующих от государства чрезвычайного напряжения сил и больших средств для защиты населения и экономики страны.

Причем, характер и объемы защитных мероприятий будут во многом определяться повреждениями объектов ядерной энергетики, химической промышленности, гидротехнических сооружений, магистрального трубопроводного транспорта, складов ядерных боеприпасов, дорого, мостов и т. д.

Совершенствование и дальнейшее развитие ГО планируется и осуществляется с учетом следующих основных принципов государственной политики в этой области:

· ГО - это не отдельная государственная система, а особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспeчением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени и в условиях войны. При этом решение задач ГО является важной обязанностью всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

· ГО - составная часть обороноспособности, национальной безопасности страны, мероприятия которой готовятся заблаговременно в мирное время.

Таким образом ГО - составная часть системы общегосударственных, социальных и оборонных мероприятий, направленных на решение следующих задач:

- защита населения в ЧС мирного и военного времени;

- повышение устойчивости функционирования объектов в ЧС мирного и военного времени;

- проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ при ликвидации ЧС в мирное и военное время.

Ориентированная главным образом на военное время, существовавшая ранее система ГО, по крайней мере на начальном этапе войны с применением современных средств поражения, обязательно столкнулась бы с трудностями из-за отсутствия отлаженных механизмов взаимодействия ее основных структурных подразделений. Нынешняя общегосударственная система защиты населения и территорий от ЧС, органы управления которой организуют заблаговременное выполнение установленных мероприятий ГО (многие из которых предназначены и для защиты и от ЧС) находятся в постоянной готовности в мирное время. Это позволит с большей эффективностью решить задачи военного времени, чем при старой системе ГО. В Федеральном законе “О гражданской обороне”, указе Президента РФ от 8.05.1993 г. “О гражданской обороне” и в ряде др. постановлений Правительства РФ определено отношение власти к вопросам защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени, установлены полномочия и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций по их реализации.

В частности, предусмотрено, что руководители указанных органов и организаций являются по должности начальниками ГО соответствующих республик, краев, областей, автономных образований, районов и городов, министерств, ведомств и организаций. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление всех мероприятий по защите населения и территорий от ЧС в мирное и военное время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: