Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода, реки, моря, океаны.
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой “ Вы слыхали о воде?”
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить!-
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите, где в природе можно встретить воду?
Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Речная
Воспитатель: А в роднике - Дети: родниковая.
В море - Дети: морская.
В болоте - Дети: болотная.
Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?
Дети: пресная.
Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.
Чтение рассказа:
Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?
|
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?
Дети: Пить, купаться.
Воспитатель: А растениям нужна вода?
Дети: Да. Без воды они погибнут.
Игра “ Скажи наоборот”
Из одного крана течет холодная вода, а из другого…горячая.
В чайнике вода чистая, а в луже … грязная.
Река глубокая, а ручеек… мелкий.
В ведре воды много, а в стакане… мало.
В реке вода пресная, а в море … соленая.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и пошли домой.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воды. А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию. Для этого мы послушаем правила поведения в лаборатории.
Вспомним правила друзья!
В группе как ведем себя?
Говорим по-одному,
Не мешаем никому.
Если хочешь отвечать,
Руку нужно поднимать!
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.
4. Опыты:
Опыт № 1: Вода – жидкость.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.
Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.
Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2
|
Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.
Опыт № 2: Вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?
(ответы детей)
Воспитатель: Книга какая?
(ответы детей)
Воспитатель: Блюдце какое?
(ответы детей)
Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?
(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.
Опыт № 3: Вода – прозрачная.
Воспитатель: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой № 2, а другую в стакан с молоком №3.
Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?
(ответы детей)
Воспитатель: А в стакане с молоком?
(ответы детей)
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 3.
|
Опыт № 4: Вода – бесцветная.
Воспитатель: Посмотрите на стаканчик с водой № 2 и молоком № 3.
Воспитатель: А у молока есть цвет? Какой?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она какая?
Дети: Бесцветная.
Воспитатель: Правильно. Делаем вывод- вода бесцветная.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 4.
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.
Физкультминутка:
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!
Опыт № 4: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик № 4 и понюхайте водичку. Есть запах у воды?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?
Дети: Да. Пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 5.
Опыт № 6: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № 5.Есть у воды вкус?
(ответы детей).
Воспитатель:
А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Дети: Вода будет соленой, кислой.
Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 6.
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось проводить опыты? Что мы с вами сегодня узнали? Давайте повторим.
5. Итог:
Дети вместе с воспитателем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.