Лекция 2. Управление образовательными системами на уровне государства, города (района), образовательной организации (учреждения)
Понятие «управление». Функции управления. Управленческий цикл. Принятие решений. Переработка (трансляция) информации. Менеджмент.
Управление – это деятельность, воздействие, влияние, взаимодействие.
Управлени е является видом профессиональной деятельности, взаимодействия, влияния субъектов (руководителей образовательных организаций, государственных и общественных органов управления образованием) на изменение об ъекта, т.е. образования как системы, процесса, результата и ценности в соответствии с поставленными целями.
Это также процесс постановки цели, прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля изменений в образовании как системы, процесса, результата и ценности в соответствии с поставленными целями, т.е. выполнение функций управления руководителями образовательных организаций.
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.
Комбинация функций, их последовательность лежит в основе управленческого цикла, который повторяется, воспроизводится при решении управленческих задач.
Функции управления определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
|
Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.
Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления.
Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (постановка цели).
Таким образом, если управление - это воздействие, значит существуют:
- среда (система управления);
- средства (механизм управления);
- действия (процесс управления).
Понятие «управление» и «менеджмен т» часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия.
«Менеджмент » − английское слово, в переводе оно означает «управление».
Тем не менее, в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах.
Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям, менеджмент означает управление этой организацией.
Профессор Д.А. Новиков в своей монографии «Теория управления образовательными системами» приводит разные определения управления:
- управление – процесс организации, в результате которого в управляемой системе появляется организация как свойство … любая образовательная система (объект управления) является организационной системой;
- управление – элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности;
|
- управление – направление движением кого/чего-нибудь, руководство действиями кого-нибудь;
- управление – воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения;
- если управление осуществляет субъект, то управление следует рассматривать как деятельность.
Такой подход: управление – вид практической деятельности (управленческая деятельность), многое ставит на свои места – объясняет «многогранность» управления и примиряет между собой различные подходы к определению этого понятия.
Функциями управления, по мнению автора, являются:
- планирование (мониторинг и анализ текущего состояния образовательных систем, прогноз развития образовательных систем, целеполагание, планирование);
- организация (распределение функций и ресурсов);
- стимулирование (стимулирование (мотивация));
- контроль (контроль и оперативное управление, анализ произведенных изменений)
Новиков Д.А. подчеркивает:
- в образовательных, организационных, социально-экономических системах (где и управляющий орган и управляемая система являются субъектами) управление является деятельностью (управляющих органов) по организации деятельности (управляемых субъектов).
2. Принципы и содержание управления системой образования
Управление системой образования (образовательной системой) осуществляется на принципах:
- законности,
- демократии,
- автономии образовательных организаций,
|
- информационной открытости системы образования
- и учета общественного мнения
- и носит государственно-общественный характер.
Управление системой образования включает в себя:
- систему взаимодействующих республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти городов (районов) и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- осуществление стратегического планирования развития системы образования;
- принятие и реализацию государственных программ ЛНР, Российской Федерации, федеральных (республиканских) и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
- проведение мониторинг а в системе образования;
- информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных (республиканских) государственных органов, органов исполнительной власти городов (районов), осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- государственную регламентацию образовательной деятельности;
- независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
- подготовку и повышение квалификации р аботников федеральных (республиканских) государственных органов, органов государственной власти городов (районов), осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.