Отступление первое. БОГИ— ЗВЕРИ




Об этой книге

 

Свет идет с Востока — утверждали сыны Ромула, подразумевая под светом свет знаний. И те же римляне, вслед за греками, называли всех, кто не разговаривал на их языке, варварами, не делая исключения даже для своих учителей. Странная сложилась ситуация. Неужели собственная культура греков и римлян была столь низка, что Восток казался им кладезем мудрости? А почему не Север, где тоже обитали «варвары»?

До жителей Средиземноморья докатывались иногда глухие слухи о северных народах, искажаемые в меру понимания древнего рассказчика. Страны лысых, длинноухих, козлоногих, собакоголовых — таков Север в сочинениях античных историков и писателей. Это представление проникло со временем и к самим северным народам, являвшим собой некогда целостную общность, а после ее распада уничижительно отзывавшимся о своих соседях. Особенно доставалось славянам. Дошло до того, что их закоснелым «варварством» средневековые казуисты обосновывали истребительные войны против них, бушевавшие на протяжении веков, и тотальное уничтожение их культуры…

Со школьной скамьи мы знаем, что «история древнего мира» — это Шумер, Вавилон, Индия, Египет, Греция, Рим, еще несколько царств. В этом перечне нет народов Северной Европы, словно их и не существовало, словно это не они сокрушили одряхлевший Рим. Но если внимательнее вглядеться в летопись человечества, то становится ясно, что дело обстоит не совсем так. А вернее — совсем не так.

На географической карте можно легко выделить как бы три пояса, протянувшихся от Атлантики до Японии. Первый вполне достоин называться «поясом Тота» — по имени египетского бога мудрости. В этом поясе властвовали боги— звери, а государства, охватывавшиеся им, имели много сходных черт в своих культурах и жизненных укладах. Их объединяла и роднила еще одна немаловажная деталь — тайное учение, известное высшему жречеству. Это учение знали и на Крите, где родился Зевс и где ярким светом засияла самая древняя цивилизация Европы. Вот этот-то свет и струился с Востока в Грецию и Рим, образовывавшие второй пояс мудрости — «пояс Гермеса», ибо так называли эллины египетского Тота. Греки полагали даже, что их первопредки прибыли на Балканы из Египта и Финикии, занеся в Европу таинственное учение Востока. Следы этого учения можно отыскать и в мифах, и в сочинениях философов. В этом поясе боги были зверями уже наполовину (Минотавр, Пан), а многие выступали в человеческом обличье. Сходство верований, переплетение имен и мифов обоих поясов поразительно!

Дальше к северу, где раскинулся холодный и угрюмый «варварский мир» (с чем были согласны и греки и римляне) и откуда совершали дерзкие набеги на Египет «народы моря», все это, казалось бы, исчезает. Ясна и причина: отсутствие письменности в те времена, а в более поздние — гибель языческих культов и культур от рук христиан. Истребив именем Христа славянское прошлое в западных землях и не сумев проникнуть в восточные, сохранявшие свою самобытность еще некоторое время, завоеватели заговорили о «загадочной славянской душе», о некоем «особом пути развития» славян и об их особом «варварстве» (разумеется, не идущем ни в какое сравнение с их собственным).

Но если реконструировать, например, древние легенды Ирландии, обнаружатся самые настоящие чудеса. Ирландия, отрезанная от материка морем и долго развивавшаяся сама в себе, создала такой эпос, что похожего, пожалуй, не найти во всей Европе. Но это только на первый взгляд. Подобно тому, как греки «выводили» себя из Египта, так первопоселенцы Ирландии подчеркивали, что они прибыли на остров из Греции. И выстраивается цепочка преемственности культур: Египет — Крит — Греция — Рим — Северная Европа. Из Ирландии мифологические мотивы тянутся обратно па континент — к кельтам, германцам, славянам, и причудливые имена персонажей ирландского эпоса постепенно обретают куда более привычное для нас звучание… И наконец, самое главное — оказывается, «северным варварам» тоже ведомо было тайное учение первых двух поясов. А это говорит о многом — прежде всего о том, что североевропейские жрецы на равных состояли в едином братстве высших иерархов «пояса Тота» и «пояса Гермеса». И что те же «загадочные» славяне всегда стояли в единой шеренге европейских и индоевропейских народов как общность с не менее славной культурой и традициями, чем их соседи. «Загадочность» же славян, действительно исстари выделявшая их из общей семьи древних племен, заключается лишь в том, что они никогда не отказывали в праве на естественное развитие своим соседям, -тогда это не было принято, и миролюбие принималось за слабость.

Пространства, где обитали северные народы, бесспорно заслуживают названия третьего— пояса мудрости — «пояса Луга», по имени центрального персонажа ирландского эпоса, известного славянам как Светобог или Свантевит. Боги и полубоги северного пояса предстают в основном в человеческом облике, хотя некоторые черты животных сохранили и они. Мифы и легенды славян не раз заставят вспомнить Египет и Крит, Грецию и Финикию, Индию и Черную Африку…

Осколки тайного учения Востока (нашедшие, кстати, отражение и в Библии) помогают проследить духовные связи ушедших поколений во времени и пространстве, они подтверждают былое единство всей Индоевропы и ее народов (в этом смысле показательна история Африки), взаимосвязь всех трех поясов мудрости. Они высвечивают точки соприкосновения этих поясов и заставляют по-новому взглянуть на картину древнего мира в целом. Они выводят на историческую арену народы, неизвестные в «поясе Тота», презиравшиеся в «поясе Гермеса», но заложившие совместно с ними основы того, что мы теперь называем мировой цивилизацией.

Напрасно читатель стал бы искать где-нибудь сведения о поясах мудрости или предлагаемую трактовку понятий «народы моря», «славяне», «руссы». Одни могут сказать: «Это домысел». Другие скажут: «Гипотеза». Но всякая гипотеза— это эмбрион открытия; иногда он недонашивается, иногда умирает. А бывает — становится теорией. Многие гипотезы, ставшие теориями и даже фактами, объявлялись сперва домыслами: все, что противоречит нашим представлениям, мы называем заблуждениями, а поскольку у всякого свои заблуждения, то, значит, общество состоит из заблуждающихся. Применительно к древнейшей истории этот парадокс представляется неразрешимым: есть разные варианты мифов и имен их персонажей, есть плохо стыкующиеся между собой гипотезы о миграциях народов. Приходится выбирать что-то одно… или предлагать собственные конструкции.

Пусть же каждый сделает свой выбор.

Автор

 

Туда, туда, где Изанаги

Читала «Моногатори» Перуну,

А Эрот сел на колени Шанг—Ти,

И седой хохол на лысой голове

Бога походит на снег,

Где Амур целует Маа—Эму,

А Тиэн беседует с Индрой,

Где Юнона с Цинтекуатлем

Смотрят Корреджио

И восхищены Мурильо,

Где Ункулункулу и Тор

Играют мирно в шашки,

Облокотись на руку,

И Хоккусаем восхищена

Астарта, — туда, туда!

 

В. Хлебников

 

ПРЕЛЮДИЯ

 

Златится мед, играет меч

с мечом…

Обряд исполнили священный,

И, мрачные, воссели пред холмом,

И внемлют арфе

вдохновенной.

А. Одоевский

 

Хорошо, славно было на Британских островах до потопа. Не о них ли тосковал в VIII веке до н. э. греческий поэт Гесиод, упоминавший Острова Блаженных — средоточие вечного счастья и весны где-то в Западном Океане? Позднее, правда, утвердилось мнение, что речь шла о Канарском архипелаге. Но можно ли поручиться, что это действительно так? А римский поэт Августовой эпохи Гораций, призывавший соотечественников переселиться на эти острова, чтобы избежать ужасов гражданской войны, — не слышны ли в его строках отзвуки неведомых легенд о великих волнах миграций, захлестнувших когда-то эти клочки суши в океане? Ведь на «классические» Острова Блаженных попадали лишь праведники— одиночки, и боги, знавшие в этом толк, производили довольно строгий отбор душ. А тут — всем гуртом…

При чтении строк Горация трудно отделаться от ощущения, что они — скорее порождение фантазии итальянского поэта, нежели свидетельство очевидца: именно такой идиллической Аркадией предстает перед нами Ирландия в гимнах бардов, вплоть до некоторых деталей, которые трудно измыслить эмпирически.

Дуплистые дубы. Горные водопады. Отсутствие змей. Умеренный климат. Удаленность от исхоженных античными мореходами трасс. Когда на Эрин (Западный остров) — так называли тогда Ирландию — прибыла откуда-то с востока некая Кессаир, или Кесар, с немногочисленными спутниками, они застали там примерно такую картину. Кессаир была единственной дочерью прародителей человечества — Бита и Биррен. Спасаясь от неизвестного нам потопа, она вместе с ними, а также со своим мужем Финтаном, сыном Ларом и невесткой Бальмой села на корабль, и волны принесли ее к острову Инисмор из группы Аран (у западных берегов Эрина), а затем к берегам Мунстера. Предание о Кессаир барды передавали глухими полунамеками. Видимо, им самим мало что было известно о ней. Можно, однако, допустить, что некоторые ее черты перешли постепенно на волшебницу Моргану из цикла легенд о короле Артуре, а остров Аваллон, где он почил последним сном, — один из Островов Блаженных.

Бардическая традиция сообщает, что Кессаир недолго наслаждалась прелестями Зеленого Эрина: над островом повисла кровавого цвета Луна в пене облаков, облака эти затвердели и просыпались каменным дождем, потом море внезапно захлестнуло Ирландию, и все люди погибли, исчезли, не оставив никакого следа. То было первое, «допотопное» племя иров — народа, получившего свое имя по последнему слогу имени Кессаир. Каким-то чудом спасся один лишь Финтан, успевший превратиться в лосося, а после отступления воды — в ястреба и затем в разных земных животных и насекомых. Он-то и стал впоследствии первым в мире бардом, поведавшим в священной «Книге пчелы» последующим поколениям предысторию Ирландии и Британии.

После того как морские воды схлынули, обновленной, похорошевшей Ирландией, восставшей из Хаоса, заинтересовались фоморы. Финтан не сообщает, откуда они взялись и кто они такие вообще. Со страниц средневековой «Книги завоеваний Ирландии» фоморы предстают то воинственными и угрюмыми морскими великанами (само море называлось равниной Тетраха по имени их предводителя), однорукими и одноглазыми, то демоническими мизантропами, чинившими ковы всему миру. по-ирландски fomoire означает «нижние демоны», то есть демоны низшего ранга. Но вполне вероятно, что это слово родственно латинскому шаге или готскому marei — море. Однако характер самих фоморов, какими они выведены в древних сказаниях, может навести и на мысль о связи с греческими богинями судьбы Мойрами, тоже личностями достаточно демоническими. Впоследствии Тетрах, ужасный ликом, вошел в фантастические песни бардов как муж богини войны Бадб и бог загробного мира, расположенного на островах, и утвердился в этом качестве в сагах.

Согласно сказаниям, фоморы явились откуда-то из Африки через Пиренейский полуостров, гоня перед собою стада овец, и обосновались на скалистом островке у северных берегов Ирландии, превратив его в неприступную крепость. С тех самых пор север — несчастливая часть света для ирландцев. Впрочем, фортификационные хлопоты пришельцев выглядят явно излишними, потому что нападать на фоморов было некому, и их природная свирепость и коварство пропадали втуне, но зато это лишний раз свидетельствует об их беспримерном трудолюбии. Они обожали труд ради него самого. По пути к Ирландии везде, где фоморы останавливались на отдых, они проводили досуг весьма своеобразно -либо сооружали каменные башни в пустынных местностях, либо громоздили мегалитические каменные столбы — кромлехи — из тридцатитонных глыб, высекая на них таинственные изображения. Этим «столпотворением» отмечен весь их путь.

Завершив устройство своего острова— крепости Торинис воздвижением стеклянной башни, фоморы обратили внимание на свежевымытый морем Изумрудный Эрин. И увидели, что он весь был загроможден камнями, кроме одной долины. Фоморы дружно взялись за дело и управились с ним в два счета. Их. стараниями Ирландия получила еще четыре пронзительно— зеленых овечьих пастбища, а усеивавшие их обломки скал и камней превратились в аккуратные кромлехи, расставленные в самых нужных для колдовства местах (к слову заметить, в гаэльском и валлийском innis — не только остров, но и пастбище, заливной луг). Во всех пяти долинах фоморы пасли овец и уже посматривали в сторону соседней земли — Альбиона, где работы для их великаньих рук было невпроворот. Но тут явились новые пришельцы — ровным счетом тысяча мужчин и женщин.

Их привел некто Партолан. И не исключено, что путь ему указали сами фоморы: партоланяне, как назвали барды спутников Партолана, прибыли тоже через Испанию, возможно, передвигаясь от башни к башне, от кромлеха к кромлеху. По тем временам это был вполне цивилизованный народ, что обеспечило партоланянам быстрый и полный успех в разгоревшейся войне с фоморами — первой в тех краях. Фоморы благоразумно убрались на свой островок и затаились там, наблюдая за дальнейшим развитием событий.

Партоланяне обосновались в Ирландии, казалось, всерьез и надолго. Численность их увеличилась вчетверо. Они расселились по всему острову, разделив его на четыре области, обзавелись хозяйством и принялись бойко торговать. На острове появились отличные дороги, а ка дорогах — постоялые дворы, где притомившийся путник мог получить добрую порцию жарейрй баранины с пивом или заключить какую-нибудь торговую сделку, если представлял свидетельство солидного поручителя. Они постигли науку врачевания: партоланянин Слане (Здоровье) стал первым лекарем в истории Ирландии (если здесь можно употребить слово история), его имя было впоследствии присвоено одному из целебных источников. Партоланянам иногда приписывают и расчистку четырех долин, произведенную фоморами, ведь они тоже были великанами, судя по тому, что сумели без особого труда справиться с фоморами. Впрочем, здесь, возможно, тот случай, когда ум победил силу…

Но век их оказался недолог: внезапно партоланяне вымерли все до единого в течение одной недели, не успев оставить потомства, от какой-то загадочной эпидемии, именуемой в некоторых рукописях «моровой язвой». Что ж, звучит вполне правдоподобно: в средние века, когда сочинялись эти рукописи, страшнее чумы ничего не могли себе представить. Очень может быть, что эпидемия совпала с очередным наводнением. Это случалось нередко. О таких бедствиях упоминают, например, греческие сказания. Когда троянский царь Лаомедонт попытался обмануть богов, принявших облик смертных, пишет мифограф Аполлодор, «Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон — морское чудовище, приносимое приливом и похищавшее всех встречавшихся на равнине людей». В сходном положении, сообщает собиратель мирового фольклора Дж. Фрэзер, оказались и вполне реальные жители Багдада в 1831 году, «когда река опрокинула городские стены и в одну ночь разрушила не менее 7 тысяч домов, в то время как свирепствовавшая кругом чума производила страшное опустошение среди населения». Подобными примерами пестрят городские хроники разных стран на протяжении веков.

После странной гибели партоланян берега Ирландии, как уверяют предания, никто не тревожил лет тридцать, и все это время оставались под водой ее плодородные обширные равнины… Фоморы вновь было почувствовали себя хозяевами этих земель. Но тут явились греки, — их привел через Скифию сын некоего Агномина Немед (Святой), искусный политик. Полулегендарный хронист IX века Ненний, очевидно, сам не слишком доверяющий своим источникам, заявляет в «Истории бриттов», что Немед «плыл по морю полтора года. Но так как его ладьи были разбиты, он высадился на сушу в Ибернии (Ирландии. — А. С.) и пребывал там многие годы». Его ум, по-видимому, тоже возобладал над первобытной силой фоморов, потому что те вели себя при нем тише тихого, а греки тем временем продолжили расчистку острова, начатую их предшественниками. В результате Ирландия, разделенная теперь уже не на четыре, а на три области, приобрела еще четыре озера и дюжину прекрасных долин.

Однако после смерти Немеда и жены его Махи все пошло у греков вкривь и вкось. Начались раздоры между тремя сыновьями — Старном, Иарбонелом и Фергусом — и их сторонниками. Этим воспользовались фоморы и вскоре обложили пришельцев тяжелой данью. Наконец терпение немедян лопнуло, и они отрядили гонцов на родину предков с отчаянным призывом о помощи. Помощь была оказана. В Ирландию явилось многочисленное войско, сопровождаемое жрецами и какими-то невиданными дотоле на севере ядовитыми животными, о коих ничего больше не известно. Грекам удалось изгнать фоморов из Ирландии. Однако «впоследствии, — продолжает Ненний, — они увидели посреди моря стеклянную башню и, разглядев на башне людей, попытались вступить с ними в беседу, но те упорно хранили молчание (так как не принадлежали миру людей. — А. С.). И они поспешили в море на всех циулах (судах. — А. С.) своих… чтобы осадить эту башню…».

Окрыленные недавним успехом, немедяне бросились на штурм острова— крепости, чтобы обеспечить себе беззаботное существование, раз и навсегда избавившись от опасных соседей, и… Во время битвы море снова ринулось на сушу, и в этой круговерти живые завидовали мертвым. Фергус (его имя переводят по-разному: мужская сила, храбрец, победитель, военачальник) погиб у стен Стеклянного замка. Спаслось лишь три десятка греков — по девять на каждого из сыновей Немеда (священное число) — и столько же гречанок: они остались в Ирландии на циуле, разбитой штормом, и не участвовали в нападении. Совершенно подавленные этой катастрофой и опасаясь судьбы партоланян, о которой поведали фоморы, два уцелевших сына Немеда бежали из Ирландии: Старн со своим отрядом — в Грецию, а Иарбонел — на какие-то «северные острова».

Ирландия опустела на два столетия. Но на востоке о ней помнили.

Шли годы. Старн переселился в мир иной. Однако потомки его и девятерых спутников оказались столь плодовитыми, что вскоре стала ощущаться острая нехватка жизненного пространства. Для Греции, особенно островной, это было не в новинку: с подобных проблем началась в VIII веке до н. э. ее Великая колонизация. Каменистая местность, выжигаемая солнцем, давала мало возможностей для идиллического существования, и людям приходилось в поте лица обустраивать свою жизнь: потомки Старна превращали каменные террасы и глиняные пустоши в плодородные поля и луга, неустанно принося на них землю в кожаных мешках. Однако плодами их труда завладевали вожди племен, не знавшие иных радостей, кроме звона оружия, и тогда-то отчаявшиеся земледельцы вспомнили о своей второй родине. Из тех же самых мешков они сшили лодки — карры — и во главе с Делом (Храбрецом, Прославленным) вышли на них в море, ориентируясь по семи известным им навигационным звездам. Как видим, по крайней мере священную семерку они знали хорошо.

До Ирландии, согласно сагам, греки добрались тоже за семь дней. Здесь они получили имя фир-болг: по одной версии оно означает — люди с кожаными мешками, по другой — неистовые, по третьей — лучники: bolg по-ирландски — колчан. В Ирландию они прибыли 1 августа (по другой версии — 1 мая, в праздник Бельтана, знаменующий начало лета), теплые дни были на исходе или, наоборот, только наступали, и фир-болг незамедлительно принялись за благоустройство острова, превратив лодки снова в мешки. Память о себе они оставили надолго: вся южная Ирландия стала называться Волга.

Общественное устройство Ирландии быстро приближалось к ахейским образцам. Ее поделили на пять областей — по числу сыновей Дела (вспомним пять долин фоморов). В каждой был свой главный пиршественный зал (бруид) и росло собственное Мировое Дерево — священный дуб. Но для религиозных целей условно сохранили и четыре прежние партоланские области, соприкасающиеся между собой на холме Уснеха. В них возникли четыре религиозных центра — Темра (Холм) или Те— мора (Дом удачи), Таилтиу (или Талтиу — по имени одной из королев), Уснех и Тлахтга. Собственно, территория имела четырехчастное деление по числу сторон света, пятая же, центральная, часть была общей — своеобразной «гостиной», ее правитель — риаг — диктовал договоры и повелевал остальными четырьмя, как завещал еще Финтан: «Знание — на западе, битва — на севере, изобилие — на востоке, музыка — на юге, власть — в центре». Такой «гостиной» и была Темра. В ее дворце, окруженном семью мощными валами, позднее хранился пятиугольный камень Лиа Файл (Светлый, или Камень судьбы) — символ священной власти короля. Громким криком он приветствовал того из садившихся на него, кому было предначертано носить венец. Инис Файл (Светлый остров) стал у поэтов названием всей Ирландии, а камень Лиа Файл был впоследствии перевезен в Англию. Это тот самый Сконский камень (вероятно, от гаэльского sgonn — глыба, масса), что красуется и сегодня в подножии британского трона в Вестминстерском аббатстве, где коронуются властители империи морей. В его форме как в зеркале отражена модель политического деления Ирландии того времени.

В Уснехе хранилась и другая святыня, тоже пятиугольная, — Лиа Раинн (Камень делений). Около него друид Миде впервые в Ирландии зажег потом священный огонь Бригиты — богини поэзии, мудрости и тайного знания, научившей ирландцев ночному языку свиста. Друиды, утверждает легенда, прибыли в Ирландию вместе с фир-болг, и это дает нам возможность хотя бы приблизительно датировать это переселение: многие исследователи сходятся на том, что культ друидов кельты принесли в Ирландию не раньше чем в конце VI века до н. э.

На севере и северо-востоке страны возникло самое мощное королевство — Улад (современный Ольстер), а позднее столицей уладов сделался город Эмайн—Маха, чьи следы уводят примерно к 450 году до н. э. (местечко Невен—Форт, километрах в трех западнее города Армага). На юге и юго-западе, в Мунстере, а тогдашнем королевстве Луахар, обосновалась народность эраинов, их столицей была Темра Лохра. Позднее Луахар разделился на Западный и Восточный, а еще позднее — на Северный и Южный. На северо-западе, в теперешнем Коннахте, жили германрады, их столицей был поначалу Ирос Домнан, но после того как улады потеснили их к западу, они выстроили в долине Маг— Ай новую королевскую резиденцию — Круахан— Ай (у нынешнего Раткрогана), просуществовавшую до 648 года. Наконец, на юго-востоке возникло королевство Лейнстер (сегодня графство с тем же названием), где жили лагены. Все эти народности имели жизненный уклад, во многом похожий на ахейский, а их риаги напоминают греческих племенных вождей — басилевсов времен Приама и Нестора. Впоследствии все они были подчинены уладами, ставшими безраздельными хозяевами Ирландии. Но ненадолго.

Вскоре в Ирландию хлынула новая волна переселенцев — родичей фир-болг. Они именовали себя туата де дананн, то есть Племена Богини Дану. «Племена» — название традиционное. В более точном переводе с ирландского слово «туат» означает — могущественный, сильный народ (в собирательном смысле) и властелин, сильный правитель (применительно к личности). Их привел Нуаду — потомок, второго сына Немеда — Иарбонела — с тех самых «северных островов», где они когда-то укрылись после битвы с фоморами (в гаэльском языке, между прочим, tuathal — север). Туатов связывают также то с их богом Даной, то с кельтской богиней Луны Данаэ (римской Дианой), то с гомеровскими данайцами. Известно также, что грек Данай, основатель пелопоннесского Аргоса, был переселенцем из Египта и что имя Дана носил город в Малой Азии, его упоминал, например, греческий историк IV века до н. э. Ксенофонт. И уже значительно позже прибытия туатов в северные моря их имя оказалось увековеченным в названиях города и реки в Англии — это нынешний Донкастер на реке Дон.

«Им были ведомы и волшебство, и магия, и друидизм, и колдовство, и хитрость… и они превосходили мудрецов-язычников в волшебствах и науках… дьявольских искусствах… во всех видах благородных тонкостей» — так характеризует туатов древняя рукопись. Они знали целебные травы и зелья. «В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание и дьявольское ремесло…» — повествует сага. Друид Морфее подарил им камень Лиа Файл -тот самый, что вскрикивал под претендентом на престол (хронология здесь явно хромает, но это ничуть не смущает мифотворцев, с такими противоречиями мы еще встретимся не раз). Его «коллега» Эсрас дал туатам безотказно разящее копье, которым потом владел бог Луг (о нем речь пойдет дальше), поскольку копье (по-кельтски — slga, отсюда русская слега) созвучно имени этого персонажа. Друид Самиас вручил им котел Дагды — своеобразную скатерть— самобранку, а друид Ускиас научил владеть мечом их вождя Нуаду: «Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и был он воистину неотразим». Экипированные таким образом, туаты прибыли в Ирландию и сожгли свои корабли, дабы противостоять искушению возвратиться назад. Это означало, что они пришли в эти места навсегда. «Гарь и дым, исходившие от кораблей, окутали тогда ближние земли и небо. С той поры и повелось считать, что появились Племена Богини из дымных облаков», — указывает легенда. Хотя сказания уверяют, что туаты прибыли на множестве пестро разукрашенных кораблей прямиком из Греции, все же можно предположить, что по крайней мере часть этих низкорослых, но вечно молодых и прекрасных божеств присоединилась к флоту в Стране лета — Кельтике. Некоторые из них входят в пантеоны кельтских племен, например Огма. Среди прочих выделяются своей популярностью Гоибниу, брат Огмы и отец Бригиты Дагда (Хороший, Добрый), Диан Кехт, Нуаду. Но ярче всех блистал, конечно, Луг, сын Киана и внук бога— лскаря Диан Кехта. Если фир-болг выделяли Луга лишь как покровителя и хранителя верховной власти, то для туатов это прежде всего творец— демиург, своего рода Прометей. Как почти во всяком пантеоне, у туатов были свои триады, например бронзовых дел мастер Кредне, бог— кузнец Гоибниу и божественный плотник Лухта (эти имена произошли от названий их профессий). Их так и называли — боги трех ремесел. Возможны и варианты — скажем, братья Бриан, Йухар и Иухарба. Вероятно, эти триады почитались в образе священного дуба, как мы увидим это в Ромове — религиозном центре языческой Пруссии. Однако триады триадами, а Луг один умел псе, и это вызывало особое восхищение. Он разработал календарь и ритуалы многих праздников. Он ввел разнообразные игры и состязания. Он изобрел новые виды оружия — например копье Ассал, возвращающееся наподобие бумеранга.

Предания гласят, что Луг присоединился к туатам где-то по пути и, прежде чем быть принятым в их компанию, подвергся суровой проверке, дабы доказать, что он и вправду умеет делать все и одинаково хорошо. Быть может, имелся в виду тот комплекс знаний, что зафиксировал в XII веке в своем учебнике стихосложения оркнейский ярл (наместник) Рогнвалд Кали: «…игра в тавлеи, знание рун, кузнечное (ювелирное) мастерство, чтение книг, лыжи, стрельба, гребля, игра на арфе, стихотворство». После окончания экзамена Лугу присвоили эпитет Самилданах — «мастер широкого профиля». Этим сн был приравнен к египетскому богу Тоту и греческому Гермесу — обладателям всей массы явных и тайных знаний, накопленных на Земле…

Первые, с кем пришлось столкнуться туатам по прибытии на остров, были, естественно, фир-болг. Туаты потребовали у них уступить власть над Ирландией. В противном случае пусть спор решится оружием. фир-болг выбрали второе.

Но были еще фоморы. Опасаясь войны на два фронта, туаты собрались на совет и постановили первым делом заключить мир с фоморами. Этот вопрос был улажен традиционно — посредством брака: туат Киан, сын Диан Кехта, женился на Этне, дочери одноглазого правителя фоморов Балора. От их брака, как потом стали считать, и родился Луг.

После этого туаты сочли себя достаточно подготовленными для захвата власти. Битва с фир-болг состоялась при Маг—Туиред (Мойтур). Победа туатов была полной. Сто тысяч фир-болг полегли на поле сечи, среди них был и их правитель Эохайд (Всадник, Конник). Остатки воинства бежали на север к фоморам и осели там на островах.

Но вот незадача: в этой баталии Нуаду отрубили руку вместе с чудесным мечом. Правда, Диан Кехт и Кредне изготовили ему новую — из серебра, двигавшуюся не хуже прежней. За это он получил прозвище Аргатлам — Серебряная Рука. Но с таким физическим недостатком Нуаду уже не мог оставаться у власти, и королем стал Брее, муж Бригиты.

Несчастливым было начало его царствования. Короли фоморов Индех, Элата и Тетрах, воспользовавшись тем, что туаты вышли из боя заметно обескровленными, обложили Ирландию тяжелой данью. Умолкли барды и филиды, прекратились празднества, исчезли справедливость и изобилие. Между племенами начались раздоры.

Наконец терпению туатов пришел конец, и они отправили посланников к королю Бресу с требованием сложить с себя венец. Однако Брее уже вошел во вкус власти. Он уговорил дать ему доцарствовать положенное семилетие, а сам тем временем вступил в сговор с фоморами, дабы с их помощью принудить туатов к повиновению. Брее вместе со своей матерью отправился в Торинис, где «предстала перед ними бескрайняя равнина со множеством людских сборищ». Миссия его увенчалась успехом. Балор и еще один владыка фоморов Индех собрали несметное войско, и «сплошная вереница их кораблей тянулась от Островов Чужеземцев до самой Ирландии. Дотоле не знала Ирландия силы грозней и ужасней, чем войско фоморов». Вместе с фоморами двигались люди из Озерной Скифии — вероятно, Шотландии.

Измена Бреса вернула престол Нуаду. Он начал подготовку к войне и не силой хотел одолеть, а знаниями. Одного за другим опрашивал Нуаду лекарей, возниц, кузнецов и друидов, кто из них в чем горазд. Разумеется, недостатка в талантах не было. Друид Фигол, например, посулил Нуаду: «Напущу я три огненных ливня на войско фоморов, и отнимутся у них две трети храбрости, силы и доблести». В таком же духе выступали и другие.

Но заявление Фигола особенно любопытно: точно такие же огненные ливни то и дело низвергаются на страницах «Илиады» Гомера. Случайность? Возможно. А вот и еще одна. В особую заслугу полубогам и героям ставится умение играть в буанбах («длительный бой»), фидхелл («знание дерева») и брандуб («черный ворон»). Все эти три игры, чрезвычайно популярные в Ирландии, приписывались, как уже было сказано, Лугу. Что они собой представляли, неизвестно. С той или иной долей вероятности можно судить лишь о фидхелле: это было нечто среднее между шашками, известными еще в Древнем Египте, и шахматами, тогда еще не изобретенными. Поле доски делилось на пять частей, как сама Ирландия, и задачей каждого из четырех игроков было свергнуть пятого — верховного правителя. Выигрывал тот, кому удавалось, сохраняя собственную безопасность, окружить «правительственную армию», то есть добиться положения, которое мы назвали бы патом, а ирландцы— кро Луга (кольцо Луга). Эта игра имела как сакральное значение, вызывая в памяти каменные кольца кромлехов, так и политическое, поскольку в точности воспроизводила иерархию ирландских правителей. Барды отмечали при этом: «Надо сказать, что хотя игра в фидхелл и была придумана во времена Троянской войны, в ту пору еще не знали ее ирландцы, ибо разрушение Трои и битва при Маг— Туиред случились в одно время». И в обеих битвах фигурируют огненные ливни! Мы, конечно, не можем ручаться, что барды не были знакомы с поэмами Гомера и греческой мифологией. Но кто сможет уверить в обратном?

Очень многие сюжеты или детали ирландского эпоса воскрешают в памяти нечто знакомое, где-то не раз уже слышанное. Приведу еще один сюжет. Властитель фоморов выступает в роли морского чудовища, требующего человеческих жертв, и герою Кухулину — ирландскому Гераклу — приходится выручать дочь правителя, приготовленную в жертву и дожидающуюся своей участи на берегу моря. Это почти в точности история эфиопской царевны Андромеды, освобожденной Персеем. Но не только. «Мотив помощи заточенному герою, — поясняет знаток русских былин Б. Н. Путилов, — со стороны дочери царя (князя и т. п.) известен в эпосе тюркском, южнославянском и др. Девушка, принадлежащая враждебному лагерю, помогает герою освободиться, бежит вместе с ним, становится его женой и т. д.». Пример тому — критская царевна Ариадна, оказавшая помощь Тесею в поисках выхода из Лабиринта. Как видим, мотив этот существует и в мужском и женском вариантах. Сказки всех народов буквально пестрят ими.

Вторая битва при Маг— Туиред стала ключевым моментом в легендарной истории Ирландии. Продолжалось это побоище несколько дней, от зари до зари. Разумеется, выиграли его туаты. А фоморы были навечно изгнаны из Ирландии. Они ушли в Лохланн, или Лох— лин, — «страну озер». Географически самая близкая к Ирландии «страна озер» — Шотландия, хотя обычно источники указывают на Скандинавию и особенно — Ютландию.

После этого эпохального побоища было такое пророчество:

 

Не увижу я света, что мил мне,

Весна без цветов,

Скотина без молока,

Женщины без стыда,

Мужи без отваги,

Пленники без короля,

Леса без желудей,

Море бесплодное,

Лживый суд старцев,

Неправые речи брегонов,

Станет каждый предателем,

Каждый мальчик — грабителем,

Сын возляжет на ложе отца,

Отец возляжет на ложе сына,

Зятем другого тогда станет каждый,

Дурные времена,

Сын обманет отца,

Дочь обманет мать…

 

«Новые времена» наступили быстрее, чем могли рисовать в своем воображении туаты. На остров, по остроумному замечанию английского ученого Дж. Хокинса, «явились самые многочисленные и лучше всех организованные из всех легендарных охотников поживиться за чужой счет». Эта новая волна пришельцев связана с именем Миля (Миледа, Милйда, Милезия или Дам— хоктора) и его сыновей. Как и их предшественники, они прибыли из Испании, куда еще раньше переселились из Египта. Согласно легенде, Миль разглядел однажды с крыши своего дворца смутные очертания какой-то северной земли в туманной дали. А может быть, с башни наподобие фоморовой: существует и такой вариант, ибо последний слог имени Дамхоктор означает — вышка, башня.

Во всяком случае, этот эпизод довольно живо напоминает библейскую картину переселения Авраама из Ура в Ханаан. «…Можно думать, — сообщает Дж. Фрэзер, — что патриарх, покидая родной город в поисках обетованной земли и оглядываясь на исчезающие вдали за пальмовыми рощами дома, бросил свой прощальный взор на знаменитый храм города Ура. Возможно, что в представлении потомков Авраама высокий столп, окутанный туманом времени и пространства, принял гигантские размеры упирающейся в небо башни, откуда в старину различные народы Земли отправились в далекое странствование».

Снарядив корабли, Миль отплыл к увиденной земле вместе со своими сыновьями. Во время этого плавания им повстречались в море три богини — Банб, Ериу и Фодла. Каждая из них предложила назвать остров своим именем. Поэт и провидец Амарген (или Амарйин), плывший с Милем, принял условие и при этом уверил приглянувшуюся ему Ериу, что главным будет ее имя, а взамен получил предсказание о вечном владычестве над островом потомков Миля — милезян. Действительно, имя Банб в качестве названия Ирландии фигурирует довольно редко. Зато названия Эрин, Эйре, скорее всего, данные обитателями Британии и переосмысленные греками в Иерну (Священную), дошли до наших дней. Самих ирландцев (по крайней мере некоторые их племена) называли ирами: от гаэльского ear или iar — запад, предел, граница, либо от ir — зеленый, свежий по-валлийски, лук — по-ирландски (напомним, что фир-болг по одной из версий тоже означает «лучники»; слова «фир» и «ир» — близнецы). В мифах имя Банб иногда фигурирует как другое имя — Кессаир.

На пути переселенцев поджидало немало испытаний: и гибель некоего Донна (Черного, Смуглого по-гаэльски), утонувшего у скалистого островка близ юго-западного побережья Ирландии и «основавшего» в том месте Тех Дуинн (Дом Дон<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: