1. Фундаментные рамы двигателей выполняют цельными, либо составными и делают их чугунными, стальными или из алюминиевых сплавов. Фундаментная рама — основа для остова. Внутреннее пространство, образуемое рамой и блоком цилиндров, называется картером. В фундаментной раме изготовлены постели для рамовых подшипников и упорного подшипника, (см. рис. 35).
2. Рамовые подшипники — на них укладывается коленвал, в них же он и вращается. Рамовые подшипники бывают толстостенные, залитые баббитом Б83, Б88 и тонкостенные, с несколькими слоями антифрикционных металлов: свинцовистая бронза, оловянистый баббит, алюминиевые сплавы, медь и др.
На фундаментную раму устанавливается станина, которая является промежуточной деталью между рамой и цилиндрами. У крейцкопфных двигателей станины выполняются в виде вертикальных колонн, у тронковых двигателей средней мощности станины коробчатого типа. Анкерные связи (стальные шпильки) стягивают станину с рамой.
Поршневые кольца. Крейцкопфы и штоки.
1. Поршень воспринимает давление газов и передает его коленвалу через шатун. Поршень обычно изготавливают из чугуна или алюминиевых сплавов. Поршень состоит из головки, канавки для поршневых колец, юбки, канавки для стопорного кольца и бобышки, в нижней части поршня канавки для маслосъемных колец.
У двигателей МАН, Зульцер, Гетаверкен и др. поршни составные: верхняя часть из кованной стали, нижняя из чугуна, с охлаждением верхней части маслом. У двигателей МАН, Зульцер тронковые поршни имеют медные противоизносные кольца.
2. Поршневые кольца служат для уплотнения поршня в цилиндре, предотвращения попадания масла в камеру сгорания и отвода тепла от поршня в стенку цилиндра. Изготавливаются кольца из чугуна. Для ускорения приработки колец и повышения износостойкости применяются различные покрытия колец: лужение, оксидирование и пр. Иногда в кольца завальцовываются бронзовые пояски из антифрикционного материала.
По назначению кольца бывают компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца имеют прямоугольное сечение. Число компрессионных колец зависит от давления газа и диаметра цилиндра и обычно составляет 3-5 у быстроходных двигателей и 6-7 у тихоходных.
Маслосъемные кольца служат для удаления избыточного масла со стенок цилиндра и не допускают его попадания в камеру сгорания. Их ставят: над бобышками — одно, и второе — внизу на тронке. Чтобы кольцо не заело при нагревании, в нем делается разрез — замок. Замки поршневых колец бывают прямыми, косыми и ступенчатыми.
Наибольшему износу подвержены два верхних поршневых кольца. Кольда выходят из строя не одновременно: сперва — верхнее, а затем — среднее и нижнее.
3. Поршневой палец служит для шарнирного сочленения поршня с шатуном. Поршневые пальцы для тихоходных двигателей изготавливаются из мягкой углеродистой стали, а для быстроходных — из хромоникелевой стали. Поверхность пальцев цементируют и закаляют, часто хромируют, В зависимости от посадки в бобышках поршня бывают неподвижные и плавающие. Для предотвращения осевого перемещения пальца в бобышках фиксируются пружинными кольцами.
Крейцкопфы и штоки.
У больших малооборотных двигателей (диаметр цилиндра больше 500 мм) энергия движения от поршня к коленвалу передается по двухступенчатой схеме через крейцкоифный механизм, Поршень соединяется с крейцкопфом с помощью штока. Шток поршня, всегда круглого сечения, соединяется с поперечиной. Шток крепится к поршню с помощью круглого фланца на шпильках. Шток с поперечной крейцкопфа соединяется посредством цилиндрического хвостовика с гайкой на конце. Вильчатый шток имеет две опорные поверхности для поперечины.
Крейцконфные двигатели оснащены также ползунами и параллелями, воспринимающими давление газов.
Шатуны.
Шатун — основная деталь шатунно-кривошипного механизма, преобразующего возвратно-поступательное давление поршня во вращательное движение коленвала. Шатуны изготавливают штамповкой или поковкой из углеродистой стали высокого качества. Шатуны делают обычно круглого сечения, а в быстроходных двигателях — двутавровыми. Верхняя головка шатуна неразъемная. В нее запрессовывают бронзовую втулку с канавками на рабочей поверхности. Нижняя головка шатуна, соединяющая его с шейкой вала, разъемная. Крышка нижней головки шатуна крепится к телу шатуна двумя или четырьмя шатунными болтами с гайками или без них. В нижнюю головку вставляются вкладыши мотылевого подшипника. Шатунные болты устанавливаются в калиброванные отверстия головки и затягиваются корончатыми гайками, зафиксированными шплинтами. От проворачивания болты предохраняют фиксирующими штифтами или выступами на головке. В V - образных двигателях могут быть и обычные шатуны, и прицепные шатуны, которые соединяются с главными шатунами.