Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Совокупность приемов и методов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов как способ стимулирования развития их сил, конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной жизненной ситуации способствует достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.
Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются:
• по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др),
• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);
• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы
Ø индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
Ø работа с группой (в группе семьей и через семью);
Ø работа в общине (в микросоциальной среде)
Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве основании методологии исследования проблемы теории социальной работы), а с другой — выявить методы самой социальной работы. Существуют, как известно, разные основания для классификации методов: сбор информации, ее обработка; эмпирические исследования; теоретическое моделирование. С другой стороны, существуют методы, которые используются для решения социальных проблем клиентов, стимулирования развития их собственных сил и деятельности в целях изменения неблагоприятной жизненной ситуации. И те и другие методы чрезвычайно важны для теории и практики социальной работы.
|
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен:
• установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;
• изучить и уяснить проблему;
• мотивировать необходимость социальной помощи;
• концептуализировать проблему;
• определить и исследовать предполагаемое решение;
• выбрать стратегическое направление;
• реализовать решения проблемы и др.
Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.
Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.
Существует несколько теорий, регулирующих методы социальной работы с группой:
• теория поля рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;
• теория социального обмена предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействия, ожидая вознаграждения, и готовы пожертвовать чем-то взамен;
• теория социальных систем предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.
К групповым методам могут быть отнесены совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:
• анкетный опрос в целях выяснения биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей опроса;
• социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы. В результате социометрической процедуры составляется социометрическая матрица, социопрограмма (позволяющая наглядно представить структуру межличностных отношений в группе), вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности;
• референтометрия — способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида, а также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;
• коммуникометрия — способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.
Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:
• групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
• деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;
• модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;
• социально-психологический тренинг — активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности.
Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются: жизненной позиции; идеологических устоев; культуры и образования; состояния здоровья;
возраста; пола; социального положения; целевой направленности; трудовых навыков; культурно-досуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик.
|
|
Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умение решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (постредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.
1. Методы психологического исследования:
а) наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя;
б) эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента:
• лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий;
• естественный эксперимент — проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни;
• формирующий эксперимент — сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.
2. Диагностические методы — выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности. Особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей.
3. Психогенетические методы — выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность.
4. Лонгитюдные методы — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности.
5. Методы исследования жизненного пути ~ изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах и нормативных жизненных кризисах.
6. Метод психологической помощи — повышение психологической компетенции человека, выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Он включают в себя:
а) методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему нервно-психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы;
б) методы психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний.
7. Полифункциональные методы предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно можно отнести:
а) беседы (интервью) — метод получения информации о личности, установления контакта, метод психологической диагностики и исследования, а также оказания психологической помощи (клиническая беседа или интервью), способствующий осознанию клиентом собственных внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения;
б) метод анализа продуктов деятельности — рисунков, графических проявлений разного рода, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.;
в) моделирование — получение информации о психических процессах, состоянии и поведении человека при помощи математических, социальных и других моделей, которые в данном случае замещают или представляют изучаемую систему.
Социально-экономические методы — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.
Их цель — формирование оптимальных социальных нормативов, создание эффективной системы социальной защиты населения, повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы.
В социальной работе используются следующие экономические методы:
а)статистические;
б)математические;
в) анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий (метод принятия оптимальных решений);
г)балансовый;
д)индексный;
е)выборочный;
ж) технологический анализ рядов динамики и др