понимания идеологии феминизма»




Тема: «Стереотипы общества как проблема

 

Авторы:

Каверная Екатерина (10-5)

Худокормова Елизавета (10-5)

Кузнецова Евгения (10-5)

Лусинина Анастасия (10-5)

Токарева София (10-5)

 

Научный руководитель: Дубровский С.В.

 

 

Москва

Известное на весь мир феминистское движение существует уже больше века. За этот относительно небольшой для истории промежуток времени женщины стали полноценным членами общества и обрели права, которыми до этого обладали только мужчины. В наше время может сложиться впечатление, что значение слова «феминизм» утратило свой первоначальный смысл. Очень часто сторонников этого движения заочно осуждают за неправоту и бессмысленность их идей, но в чём именно они должны заключаться, такие критики уточнить не способны. В нашей работе мы решили разобраться, что такое феминизм, за что всё-таки выступают те самые феминистки и какие стереотипы относительно них сложились в обществе.

Считается, что сам термин возник в начале 19 века в значении «совокупности качеств, присущих женщине». В то время проводилась аналогия с мужской чертой – мужественностью. Если есть мужественность, есть и феминность, значимость которой отстаивает феминизм.

В истории этапы распространения феминизма в обществе разделили на три волны. Феминизм первой волны периодизируется концом 19 и началом 20 века. «Болевой точкой» у феминисток тех времен было неравенство полов, закреплённое законами. Как вариант разрешения проблемы предлагалось провести реформы в области права и политики. Также женщины боролись за доступ к образованию и обретение избирательных прав и прав собственности. Вторая волна феминизма – конец 60-х годов 20 века. Было предложено абсолютно инновационное, более расширенное понимание неравенства. Сами активисты и исследователи считали, что несправедливость имеет корни в самом общественном устройстве, то есть дискриминация женского пола существует как следствие патриархального порядка, который воспроизводится в публичной и приватной сферах.

Третья волна феминизма зародилась в последнем десятилетии 20 века. Особенность феминизма «третьей волны» заключается в том, что он не пришел на замену предыдущего направления, а существует параллельно с ним. Его появление трактуют как критическую реакцию молодого поколения женщин на радикальный феминизм. Феминизм этого направления не пытается выяснить, кем является современная женщина, а делает упор прежде всего на том, кем она может быть.

Основа феминистской идеологии — права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью. Сторонники феминизма критикуют устоявшиеся в обществе отношения, акцентируя внимание на проблемы неравенства полов, а также защиту прав и интересов женщин. Данное явление распространено по своему миру. Существуют проблемы, актуальные для феминизма абсолютно во всех странах и культурах. Например, изнасилование, кровосмешение и материнство. Во многих странах женщины до сих пор поражены в правах, и феминистки борются за обеспечение их базовыми правами. Например, даже в европейских странах, в Польше и в Ирландии, у женщин, например, нет права на аборт. В России есть официальный запрет на несколько сотен профессий: например, женщины не могут работать сталеварами и шкиперами. В наше время общество (а точнее большая его часть) воспринимает феминизм под давлением огромного количества стереотипов и предрассудков. Прежде нужно пояснить, чем же они различаются.

Предрассудок - это взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей. Стереотип - принятый в исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте. Большинство стереотипов об идеях феминизма идет из-за неосведомлённости людей о том, что это движение действительно представляет из себя. В наши дни нередким случаем является, когда девушки называют себя «феминистками», но совсем не знают, что это значит. Проецируя собственное мнение (зачастую площадкой для этого выступают социальные сети), «феминистки» представляют его общепринятым для данного движения. Они проявляют агрессию к мужчинам и, в общем, ведут себя некорректно и противоречиво. В пример можно привести тот факт, что представительницы этого движения призывают использовать в их адрес особые феминитивы, чтобы не оскорбить их пол (в то время как помимо обид на слова мужского рода в мире есть проблемы посерьезнее), что порядком раздражает окружающих и вводит общество в заблуждение о значении феминизма в нашем обществе. Но мало кто хочет действительно разобраться в сути данной идеологии и понять, за что борются феминистки. Именно поэтому, когда речь заходит про это движение, многие люди мыслят только стереотипами, и складывается совершенно неверное представление и отношение. На сегодняшний день мир, развивающийся в стандартах “рацио”, приводит нас к переосмыслению роли женщины в обществе. Это вводит обычного человека в заблуждение, меняет его взгляд на тему феминизма в целом и порождает множество предрассудков и стереотипов. Причина кроется в разном подходе и оценивании женского и мужского труда, ведь нет единого мнения насчёт сопоставимости одного с другим. Эта разность отношения или же понимания феминизма и является последствием стереотипов, активно обсуждаемых обществом.

Разберём самые распространенные стереотипы о феминизме и их аргументированное опровержение:

1. В обществе бытует мнение, что феминизм - это ненависть к мужчинам, желание побороть и превосходить их во всех сферах общества. На самом же деле, феминизм направлен на борьбу с системным неравенством, а не с мужчинами.

2. “Феминизм - это сексизм”

Феминизм не направлен и, более того, отвергает дискриминацию по какому-либо признаку. Основным посылом движения является равенство каждого человека и устранение превосходства одного пола над другим.

3. “Принципы феминизма против материнства и института брака”

Поддержание принципов феминизма не определят принадлежность к движению чайлдфри, порицинаю браков и совместной семейной жизни.

Указанные выше примеры показывают, насколько сильно стереотипы искажают суть идеологии феминизма. Вследствие, феминизм инверсионно оценивается обществом, вызывает непонимание и недовольство. Несмотря на это, феминизм показывает, что важна сама личность и ее влияние в сообществе, а не гендерная принадлежность.

Руководствуясь разбором самых распространенных стреотипов, можно вспомнить научные работы Гоффмана. По Э. Гоффману, стигма - это особый тип отношения между качеством и стереотипом, а так же термин, использующийся для обозначения качества, выдающего какое-то постыдное свойство индивида. То есть стигма является неким отклонением (дефектом), которое показывает несоответствие с установленными сложившимися социальными нормами. Среди людей, поддержанных стереотипами феминизма в отрицательной стороне этого слова, человек, являющийся феминистом, будет сразу считаться «неправильным», несмотря на его остальные, одобренные обществом, положительные качества. Стигматизация феминизма является проблемой, из-за которой многие люди считают, что поддерживать феминизм даже в здравом смысле этого слова является чем-то плохим и позорным, а те, кто имеют приверженность к феминизму, стараются это скрыть, чтобы не показаться неким аутсайдером в глазах остальных.

Рассуждая о влиянии гендерной теории на формирование стереотипов о феминизме и в целом понимание данного термина, с уверенностью можно сказать, что гендерный подход используется многими людьми из совершенно разных сфер общества для анализа определенных тем, и тема феминизма не исключение. Если углубиться в понимание сути гендерной теории, то можно кратко обозначить несколько важных тезисов. Во-первых, гендерная теория основана на том, что мужчины и женщины биологически сильно отличаются друг от друга не только определенными внешними признаками, но и устройством мозга, гормональным фоном, особенностями восприятия окружающего мира и прочими психологическими признаками. Согласно ей, формирование личности мужчины и женщины абсолютно различно, на него влияет огромное количество внешних и внутренних факторов, таких как воспитание, привычки, поведение социума и манера взаимодействия самой личности с социумом, то есть процесс социализации. Основные же идеи феминизма заключаются в том, что социальный пол личности не обязан совпадать с биологическим, женщины и мужчины равны между собой и могут жить так как захотят без каких-либо ущемлений, давления со стороны общества и стереотипов. Из всего вышенаписанного мы можем сделать вывод, что гендерная теория и идеология феминизма достаточно тесно связаны и имеют влияние друг на друга, несмотря на противоречия. Нельзя не заметить, что гендерная теория имеет достаточно сильное влияние на восприятие феминизма людьми. Отличным доказательством тому являются стереотипы, созданные и распространенные под непосредственным влиянием гендерной теории. Возьмем самый распространенный стереотип 21 века: «Идеология феминизма заключается в борьбе с мужским полом или ненависти к нему». Конечно же, это не имеет никакого отношения к настоящему феминизму, но под призмой гендерного разделения людям свойственно демонизировать феминистическое движение и этот стереотип кажется правдивым. Стоит задуматься над проблемой просвещения общества касательно проблемы ложных стереотипов о феминизме и его понимании априори.

 

Источники:

1. https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf

2. https://cyberleninka.ru/article/v/obraz-sovremennoy-zhenschiny-sotsiokulturnyy-aspekt

3. https://elar.urfu.ru/handle/10995/31962

4. https://feminism-russia.ru/gendernyj-feminizm/

5. https://arzamas.academy/materials/959

6. https://theoryandpractice.ru/posts/17164-pol-mozga-o-chem-nuzhno-pomnit-izuchaya-razlichiya-mezhdu-muzhchinami-i-zhenshchinami

7. https://a-z-gender.net/feminizm-tretej-volny.html

 

Литература:

1. Э.Гоффман «Стигма»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: