Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.
Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения.
Конечно, истина конкретна, поэтому могут быть такие деяния, по отношению к которым мораль либо индифферентна (безразлична), либо даже не порицает (осуждает) их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.д. Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию.
Всякое противоправное поведение, как правило, является так же противонравственным. Право приписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях ныне действующей Конституции, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и не удивительно – ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным.
Не случайно право не редко представляют в виде юридически оформленной нравственности, ее норм и принципов. Такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали не редко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Еще Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.
|
В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. «Там где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением». Как видим, они объективно нужны друг другу.
Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможное более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены.
Известно, что разного рода криминогенные (порождающие преступления) элементы в ряде случаев пытаются обойти закон или даже прикрыться им, создать видимость правомерной деятельности. Здесь как раз и призвана в полной мере заявлять го себе мораль, ибо для подобных субъектов самое неприятное – это свет, гласность, моральное разоблачение, бойкот окружающих.
Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм (отрицание общепринятых ценностей, идеалов моральных норм, культуры и т.д.). Преодоление этих явлений – важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы увидеть юридические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.
|
Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельность органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а так же личности правонарушителя. Фактические обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжательства, «низменных побуждений», выступающих мотивами многих правонарушений.
То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопроса о детях, трудовых спорах. Во всех этих случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.
Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы. Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.
|
Список литературы
Основная:
1. Формы (источники) права // Право: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: Юрайт, 2013. – С. 147-156.
2. Административная ответственность: учебник для магистров / А. Б. Агапов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 365 с. - Серия: Магистр
3. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (ЭБС Znanium.com).
4. Административный процесс: Учебное пособие/Губарева Т. И. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (ЭБС Znanium.com).
5. Происхождение и сущность права // Правоведение: учеб- ник /под общ. ред. М.Б. Смоленского. – М.: Академ-центр, 2011. – С. 7-14.
Дополнительная:
Теория права и государства. Ильин И.А. Москва 2003 г.
Венчеров А.Б. Теория государства и права. Учебник 3-е издание Москва 2000
Гражданское общество и правовое государство. Москва 1999 г.
Правоведение. Учебник. М. Н. Марченко. «Проспект» Москва 2004 г.
Г.А. Воронцов. Правоведение Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.
Общая теория права. Бержель Ж.Л. Москва 2000 г.
Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций СПБ 2001 г.
Правоведение. Учебник П.Н. Кириченко «ЮРКНИГА» Москва 2005г.
Правоведение. Учебник Г.И.Гойман ИНФА Москва 2002г.