Установите различия между терминами: «потребность», «мотив», «цель». Как они соотносятся?




В психологической теории необходимо различать такие понятия, как потребность, мотив, цель. Именно эти конструкты используются современной психологией для обозначения причин человеческого поведения, и каждый из них имеет своё содержание, объём, специфическое значение. Понятие «потребность» используется в биологии и выражает объективную нужду организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем. Животное, которое нуждается в пище, будет проявлять поисковую активность. При нахождении предмета, способного удовлетворить потребность, при употреблении пищи напряжение, вызванное голодом, снижается, а далее «снимается». Данный механизм обеспечивает выживание животного мира. Это относится и к другим видам потребностей (например, потребность в воде, кислороде, уринации и т. д.), которые неустранимы и природосообразны. Многие потребности являются врожденными.

Если рассматривать потребности как психические явления, то следует различать их следующим образом. Во-первых, витальные, неустранимые потребности. Они обеспечивают существование организма (в кислороде, воде, пище и т. п.). Во-вторых, такие потребности, которые обеспечивают жизнь, деятельность, но не само существование, жизнь человека как личности (потребность поделиться, познавательная потребность и т. д.). А.Н. Леонтьев справедливо указывал на то, что человеческие потребности возникают в зависимости от культуры, в которой человек живет; в таком смысле они производятся культурой, обществом. Потребность – это испытываемая человеком нужда в том, что способно эту потребность удовлетворить. Это внутреннее состояние, обладающее динамикой, цикличностью.

Предмет потребности – это то объективное, ради чего совершается деятельность, направленная (и побуждаемая) предметом потребности – мотивом. Мотив (от лат. «moveo» – двигаю, т. е. двигатель; то, что двигает) как предмет потребности может быть идеальным, вещественным – воспринимаемым, воображаемым или мнимым. Данный как в восприятии, так и существующий только в воображении, мысли.

Современная психология под мотивом понимает внутренние силы поведения; то, что активизирует, точнее, динамизирует движение, деятельность (внешнее поведение, внутренние психические процессы), а также то, что может породить фрустрацию – невозможность удовлетворения требований динамических и активизирующих сил. К мотивам относят различные динамические структуры – электрический раздражитель, эмоциональные переживания, зарплату, чувство долга, потребность самопожертвования и т. д.

Если за деятельностью всегда стоит мотив, то за следующим, ниже лежащим уровнем в макроструктуре человеческой деятельности – действием стоит цель.

Имеется и еще одно различие мотивов, которое проводит А.Н. Леонтьев. Это мотивы потенциальные, мы их можем не знать, скрытые, но уже существующие, и мотивы актуальные (актуальнодействующие), позволяющие осуществить целеобразование, действие. Целеобразование – функция мотивов; порождение новых целей в деятельности. В этом случае мотивы выполняют ещё одну, очень важную функцию в структуре деятельности – определяют зоны целей, отбирают цели и их фиксируют.

Что такое цель? В психологической литературе много трактовок. Целью называют любое предвосхищение будущих полезных для организма результатов (П.К. Анохин, Э. Толман) или даже формальное описание конечных ситуаций, задаваемых в любой системе (в том числе технической). В теории деятельности термин «цель» связывается с осознанным отражением будущих результатов действия.

Как указывал А.Н. Леонтьев, соотношение мотивов и целей неоднозначно. Одним и тем же действием можно разную систему отношений реализовать (один, два, множество мотивов). Допустим, имеется цель поездки в Москву. Человек едет в Москву. Ради чего осуществляет поездку? Ради того, чтобы посетить музеи, театры. Ради того, чтобы встретиться с друзьями. Мотивов за одним действием может быть множество. Может быть и другое соотношение – один мотив выполняет функцию целеобразования – отбирает, фиксирует цели, точнее, цепочку целей.

Имеется и ещё одна составляющая соотношения мотивов и целей – их совпадение, точнее, трансформация действия в деятельность (механизм сдвига мотива на цель, другой вариант – механизм превращения цели в мотив), иначе – осознание мотивов, их возвышение, что характерно для зрелых личностей.

Иногда перед человеком возникают цели, которые он стремится достигнуть ради чего-нибудь постороннего этим целям. Динамика движения показывает, что иногда эти цели, достигаемые ради чего-то другого, постороннего этим целям, превращаются в самоцели, то есть приобретают собственную ценность (собственный смысл), начинают преобразовывать, приобретая сами побудительную силу. Обычно так формируются познавательные мотивы.

Итак, понятия «потребность», «мотив», «цель» используются современной психологией для объяснения причин человеческого поведения. Каждое из данных понятий имеет своё содержание, объем, специфическое значение, и их не следует употреблять синонимично. Дифференцирование этих понятий, установление соотношения между ними проведено А.Н. Леонтьевым, и эта позиция представляется наиболее перспективной. Неоднозначное соотношение потребностей и мотивов, с одной стороны, мотивов и целей – с другой, позволяет обозначить новую проблему – создание диагностического инструментария, релевантного каждому из конструктов (учитывая их дифференциацию и классификацию) в целях прогноза поведения, деятельности человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: