FEATURES OF DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AGE UNDER THE ANGLE OF THE THEORY OF GENERATIONS.




ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОД УГЛОМ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ.

Шуклина Т.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад №453» г.Нижний Новгород

 

Аннотация. В этой статье я хочу предложить посмотреть на тему воспитания современных детей через призму, так называемой, Теории поколений. Я согласна с тем, что эта теория не так однозначна, но многие современные социологи и политологи признают её и так или иначе обращаются к ней. На мой взгляд, это весомый довод рассмотреть теорию поколений в контексте педагогики и воспитания. Также это становится актуальным, если между воспитателем и воспитанниками большой разрыв между поколениями. Эта статья прольёт свет на некоторые особенности современных детей, продиктованными изменившимися условиями жизни.

Ключевые слова: поколения, дети, условия жизни, поколение Z, родители, ценности, детский сад, воспитание

 

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AGE UNDER THE ANGLE OF THE THEORY OF GENERATIONS.

Shuklina T.V., educator

Kindergarten №453 Nizhny Novgorod city

 

Abstract. In this article I want to propose to look at the topic of raising modern children through the prism of the so-called Theory of Generations. I agree that this theory is not so unambiguous, but many modern sociologists and political scientists recognize it and refer to it in one way or another. In my opinion, this is a weighty argument to consider the theory of generations in the context of pedagogy and education. It also becomes relevant if there is a big gap between the generations between the educator and the pupils. This article will shed light on some of the characteristics of modern children, dictated by the changed conditions of life.

Key words: generations, children, living conditions, generation Z, parents, values, kindergarten, upbringing

 

Как говорит журналист Евгения Тимонова: «У всех животных в природе отношения между родителями и детьми видоспецифичны и передаются из поколения в поколение». Но с человеком этого не происходит, сколько мы слышим о конфликте поколений, конфликте отцов и детей. Что же с нами не так?

Немецкие социологи, а затем и американские исследователи, разработали теорию о том, что каждое поколение отличается от предыдущего. Условия, в которых рождается и развивается то или иное поколение, оказывает на него неизгладимый отпечаток. По словам политолога Екатерины Шульман, родителей и детей отличает не только разница в возрасте (дети моложе, а родители старше), но и набор ценностей. В каждом поколении этот набор будет уникальным.

У Натальи Романенко, психолога и коуча, есть замечательная таблица, которой я воспользуюсь для демонстрации теории. В этой таблице есть название поколения, период и краткая характеристика, чтобы видеть наглядно различия в условиях жизни и ценностях.

Таблица 1 – Наименование поколений, условия жизни и краткая характеристика

Поколения Годы рождения Повлиявшие события Характеристика
Величайшее поколение 1900-1923 Революционные события 1905 и 1907г, коллективизация, электрификация Трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.
Молчаливое поколение 1923-1943 Сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение. Безоговорочная вера врачам.
Бэби-бумеры 1943-1963 Советская оттепель, покорение космоса, СССР-мировая супердержава, холодная война, первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.
Поколение X 1963-1984 Продолжение холодной войны, перестройка, наркотики, война в Афганистане. Готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, индивидуализм, стремление учиться в течении всей жизни, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Y 1984-2000 Распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий, мобильные телефоны, Интернет. Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться, немедленное вознаграждение.
Поколение Z 2000 по наст.время Формируются Как говорят психологи,поколение, которое родилось взрослым; родились с планшетом в руках

 

На данный момент активны три поколения:

-поколение Х (с 1967 по 1984 годы)

-поколение У (с 1984 по 2000 годы)

-поколение Z (с 2000 по настоящее время)

В этой статье я затрону поколение Z, т.к. именно оно является современными детьми, которые ходят в садики и школы.

Об этом поколении ещё говорят, что они «родились с планшетом в руках». Некоторые дети, ещё не научившись разговаривать, уже умеют включать гаджет и ориентироваться в нём. Эти дети рождены в условиях профицита: игрушек, родительского внимания, развивающих центров и развлечений, поэтому поколение центениалов очень трудно удивить.

Т.к. у детей поколения Z очень хорошие, доверительные отношения с родителями, они не спешат взрослеть, сепарироваться от родителей. В свою очередь родители не спешат отпускать своих детей, т.к. наконец пришло то время, когда можно насладиться родительством, для этого сложились очень благоприятные условия. Это говорит нам о тенденции продления времени взросления детей.

Работая воспитателем в садике, я являюсь невольным наблюдателем сцен, как родители отправляют своих детей утром в группу (вторая младшая группа). Помимо долгого ритуала прощания, некоторые (не все!) родители стоят под окнами и наблюдают, как ребёнок ведёт себя, играет или завтракает. Я перечислила это совершенно безоценочно, просто как факт. Пример того, как ценность человеческой жизни возрастает, родители больше опекают своих детей и переживают за них.

Так как это поколение психологи также называют «взрослые при рождении», у них очень развиты коммуникативные навыки. Эти дети умеют общаться со взрослыми (те кто начал хорошо разговаривать) и главное – хотят коммуницировать. Они уже знают и неплохо разбираются в таких вещах как: зарабатывание денег (мама/папа ушли на работу, денежку зарабатывать; мама ходит на работу и покупает мне красивые платья и т.д), в развлечениях, отношениях и конечно же, в свои 3 года, демонстрируют недюжинное развитие в области счёта и знания окружающей среды, в том числе и социальной.

Так как же воспитателю взаимодействовать с современными детьми, дать полезные и современные знания и навыки?

Мне очень понравились размышления канадского эрготерапевта Виктории Прудэй, как развивать и воспитывать новое поколение детей, с учётом новых условий жизни.

1. В настоящее время дети в большинстве своём, получают всё что хотят и когда хотят. Например: захотел есть или пить в дороге - покупаем или ведём в кафе, скучает – родители дают телефон и т.д.

А ведь умение отложить удовлетворение своих потребностей – это умение функционировать в состоянии некоторого стресса. Дети получают «счастье» здесь и сейчас, но смогут ли научиться терпеливо идти к нему во взрослом возрасте?

2. В виду того, что сейчас цифровые технологии набирают обороты, на наших детях это тоже оказывает влияние. Время за гаджетами, в большинстве случаев, не ограничивается одним часом, как советуют психологи и социологи. Многие родители бьют тревогу, в попытке отнять телефон или планшет, многие специалисты говорят о зависимости от гаджетов у детей и взрослых.

Знаменитый психолог и арт-терапевт Украины Елена Тарарина, предложила такой интересный термин – Виртуальная гигиена. Это про правила. Например, мы каждый день просим ребёнка чистить зубы утром и вечером. Это правило. Мы учим, что нужно мыть руки,овощи и фрукты перед тем как есть. И мы должны научить ребёнка правилам использования гаджетов и интернета, если не хотим зависимости от них А перед тем как учить детей, обратить на это своё, взрослое внимание.

3. Из мира современного детства, постепенно уходит рутина. Если с малышами учим буквы и цифры, то в детских центрах это преподносится в виде интересной и увлекательной игры, если скучно дома в дождливую погоду, то полно детских комнат, где весёлые аниматоры и игрушки помогут весело провести время.

А ведь с рутиной дети сталкиваются позже, когда идут в школу и где начинаются монотонные уроки, бесконечные домашние задания, даже монотонное мытьё посуды в старшем возрасте, вызывает дикую тоску. А ведь монотонность тренирует наш мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей.

Поколение современных детей уникально. Это первое поколение, которое растёт без, грубо говоря «ремня» и мы сами не знаем как это получилось. Также это первое поколение с линейной передачей опыта и знаний, где не только родители учат детей, но и дети родителей. Об этом мы часто слышим, что дети – наши учителя. Думаю они нас сильно удивят, это наш «завтрашний день».

Список литературы:

1.Левада Ю. А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5.

2.Романенко Н. Мастер-класс Осторожно родители! 7 инструментов коучинга для взрослых. Междунвродная конференция Коучинговый подход в воспитании

3. Семенова В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность.. — М.: РОССПЭН, 2009.

4. Ядов В. А., Магун В. С., Семенова В. В., Левада Ю. А., Шанин Т., Дубин Б., Данилов В., Олейников Д., Энговатов М. В. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России Архивная копия от 19 июля 2018 на Wayback Machine // — М.: Новое литературное обозрение, 2005. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).

5. https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z/

6. https://www.youtube.com/watch?v=NyJPbr5RD24 (Канал Елены Тарариной на Youtube).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: