Корабли Садко возвращаются из долгого путешествия.




Опера «Садко»

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу.

Весной 1894 началось создание музыки оперы «Садко»

В процессе работы над оперой началось сближение Римского-Корсакова и либреттиста В. И. Бельского, в будущем — его близкого друга и постоянного сотрудника.

Осенью 1896 года опера была завершена.

Первоначально предполагалось, что опера будет поставлена в Мариинском театре в следующем сезоне. Однако обстоятельства сложились иначе.

 

24 января 1897 года состоялся доклад директора театра императору, на котором Николай II собственноручно вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».

Так было решено поставить оперу в Москве в Частной опере Саввы Мамонтова

 

Декабря 1897 года состоялась премьера.

Опера состоит из 8 картин

Вступление представляет собой музыкальную картину моря и имеет подзаголовок «Окиан-море синее».

Звучащий океан. Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.

Картина.

Веселый пир купцов в Новгороде. Музыкальный язык оперы воссоздает древнерусский былинный дух.

Тут появляется новгородский гусляр Садко, «поклон ведя по-ученому. В руках у него гусельки яровчатые» (яровчатые — то есть сделанные из дерева явора)

Садко не хочет славить богатство купцов, он корит их за пустую похвальбу. Сам же он мечтает о странствиях, и если бы у него была золотая казна и славная дружина, не сидел бы он сиднем в Новгороде, не бражничал бы, а накупил бы товаров новгородских и отправился бы к «синему морю далекому».

Центральным эпизодом первой картины служат речитатив и ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Садко поет степенно, на былинный лад.

Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, ос корбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру да печкам светлым.

Картина.

Берег Ильмень-озера

Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка»

Песня сочинена Римским-Корсаковым в жанре народных протяжных лирических напевов и является одним из лучших в русской классической музыке образцов творческого воспроизведения народного песенного стиля.

В этой песне Садко изливает свою печаль и заветные думы. Выразительная мелодия, плавная, с распевами содержит типичные обороты народных лирических песен.

Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается ветерок, вода в озере начинает колыхаться, шумит тростник. Вдали плывёт стая лебеде й.Они превращаются в прекрасных девушек. Всё происходящее с поразительной рельефностью и красочностью передаётся музыкой. Глиссандо арфы прерывает песню Садко, и проходит знаменитая гамма (тон-полутон), связанная с характеристикой Морского царя (морская гамма Р-Корсакова).

По просьбе Волховы Садко заводит весёлую хороводную песню «Заиграйте, мои гусельки»

Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье.

Картина.

«Пристань в Новгороде»

Появляется Садко. Он выходит на середину площади и заявляет, что знает про чудо-чудное: есть в Ильмень-озере рыба-золото-перо! Настоятели и все новгородское купечество отвергают возможность такого чуда. Тогда Садко предлагает «биться о велик заклад». Настоятели и Садко ударяют по рукам.

Из озера слышится голос царевны морской, обещающей Садко золотых рыбок. Закидывает Садко сеть в Ильмень-озеро и — о чудо-дивное! — вынимает ее с тремя рыбками-золото-перо. Все в изумлении. Садко держит в руках золотых рыбок. Невод вытаскивают на берег. И вдруг вся рыба в нем превращается в золотые слитки, блестящие на солнце. Три рыбки обернулись слитками золота. Самым богатым стал Садко в Новгороде.

Собрал Садко дружину, накупил товаров и снарядил корабли.

Дружина готовится к отплытию, а Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский (песня ВАРЯЖСКОГО ГОСТЯ - «О скалы грозные дробятся с ревом волны»), индийский (песня ИНДИЙСКОГО ГОСТЯ -«Не счесть алмазов в каменных пещерах») и веденецкий (Песня ВЕДЕНЕЦКОГО ГОСТЯ -«Город каменный, городам всем мать, славный Веденец» (Венеция)) — каждый по очереди поют о своей стране.

Садко обещает гостям посетить их страны и прощается со своими согражданами.

Хор «Высота ли, высота поднебесная», написан на тему былины «Соловей Будимирович». Под звуки этого хора отчаливают корабли «Садко»

 

Картина.

Корабли Садко возвращаются из долгого путешествия.

Но Сокол-то корабль один на море стоит» — стоит, словно удерживаемый неведомой таинственной силой. Садко догадывается: двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил.

Сцена погружения Садко в глубину океана. Музыка интермеццо изображает погружение Садко в глубину океана. Гусляр ударяет по струнам. В ответ как отзвук слышны девичьи голоса (хор поёт без слов) и призывное пение Морской царевны. В ремарке сказано: «Вода волнуется. Садко вместе с доской дубовою опускается в бездну морскую».

Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов - золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Сцена появления Видения - Старчища Могуч Богатыря (баритон). Монолог Видения написан в стиле церковных старинных напевов. В целях создания глубокого музыкального контраста Римский-Корсаков вводит орган, звучание которого, вместе с деревянными и струнными инструментами, несколько напоминает церковный хор.

Картина.

Садко с царевною морской становятся рука об руку возле куста ракиты. Царь с царицею обводят их трижды вокруг куста под пение свадебной песни («Рыбка шла, плыла из Новогорода»).

Свадебная песня непосредственно переходит в пляски царства подводного. Общая пляска становится все более и более неистовой. Окиан-море разбушевался. Сквозь прозрачные стены терема подводного видятся тонущие корабли.

Неожиданно откуда ни возьмись появляется Видение-Старчище Могуч-богатырь в одежде калики перехожего, освещенный золотистым светом. Он тяжелой палицею свинцовой выбивает у Садко гусли. Пляска мгновенно останавливается. Страшилище призывает Садко вернуться в Новгород и послужить ему песней.

Картина

Садко спит на крутом бережку. Склонясь над ним, стоит царевна морская.

Царевна Волхова поет Садко колыбельную песню («Сон по бережку ходил»). Она прощается с Садко: «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя, туманом легким растекусь и быстрой речкой обернусь». И действительно, в конце колыбельной песни она превращается в алый утренний туман..

Колыбельная песня Волховы. Прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера,- одна из лучших в опере и наиболее ценимая самим автором. В центре этой сцены находится образ Волховы, развитие которого достигает здесь завершающей стадии. Как и Снегурочка, Морская царевна почти становится человеком, но вслед за тем растворяется в мире природы, порождением которой она была. Царевна Волхова превращается в речку.

Картина.

Финал. Песня Садко и хора. Финал начинается песней-рассказом Садко о своих странствиях и приключениях.

В заключительных тактах финала торжественные восклицания хора «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» сливаются с мощным звучанием у оркестра темы «окиан-моря синего».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: