Общие методические рекомендации по изучению дисциплины




АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

 

Методические указания по изучению дисциплины

для студентов заочной формы обучения

 

специальности СПО

36.02.02 Зоотехния

(базовый уровень)

 

Лиски

2017 г.


 

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии зооветеринарных дисциплин Протокол № 1 от «___»______2017г. Утверждено решением Методического совета ГБПОУ ВО «ЛАТТ» Протокол №__ от «__»______20__г.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины Анатомия и физиология животных. Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 36.02.02 Зоотехния

 

 

Авторы:

Ледовской А.В.,преподаватель ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Рецензенты:

., преподаватель ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»


Содержание

 

Введение. 4

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины.. 5

2. Содержание дисциплины.. 6

2.1. Тематический план учебной дисциплины.. 7

2.2 Тематика обзорных лекций. 11

2.3. Перечень практических занятий. 12

3. Список рекомендуемой литературы.. 13

4. Домашние контрольные работы.. 13

4.1. Распределение вариантов домашних контрольных работ. 13

4.2. Варианты заданий домашних контрольных работ. 13

5. Вопросы для подготовки к экзамену. 34

6.Критерии оценки уровня освоения дисциплины.. 35

 


Введение

 

 

Современная анатомия домашних животных является эволюционной, функциональной анатомией, преследующей цель изучения строения и развития тела, животных в свете причинной обусловленности и видовой специфичности.

Организм животных рассматривается как единое целое. Его строение изучается во взаимодействии органов и систем, а также в аспекте взаимообусловленности строения и функции на фоне развития в онтогенезе и филогенезе. Изучается анатомия по системам с привлечением данных возрастной анатомии и видовой изменчивости с закономерным сочетанием анализа и синтеза в познании структур и процессов.

Дисциплина входит в входит в профессиональный цикл, являясь общепрофессиональной дисциплиной.

Занятия данной дисциплины дают студентам теоретические знания и практические навыки, необходимые для определения топографии внутренних органов, их строения и функции у разных видов животных

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;

- определять анатомические и возрастные особенности животных;

- определять и фиксировать физиологические характеристики животных.

в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию: цитологии, гистологии эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;

- строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; их видовые особенности;

- характеристики процессов жизнедеятельности;

- физиологические функции органов и систем органов животных;

- физиологические константы сельскохозяйственных животных;

- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;

- понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;

- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

- функции иммунной системы;

- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;

- характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов животных.

 

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Работа студента заочной формы обучения при изучении дисциплины «Анатомия и физиология животных» состоит из самостоятельных занятий вне техникума и работы в техникуме в период сессии. Большая часть времени отводится на самостоятельную работу, которую рекомендуется выполнять в следующем порядке:

- Вначале необходимо ознакомиться с тематикой и объемом работы, составить план изучения материала по темам. Одновременно восстановить те вопросы, которые относятся к предшествующим дисциплинам и требуются для изучения «Анатомии и физиологии животных».

Работу по дисциплине следует начинать с изучения особенности строения органов и тканей животных и птиц с учетом функциональной характеристики, а также структурные элементы клеток, тканей и органов.

Следует уяснить себе биологические особенности пищеварения у млекопитающих, особенности строения скелета у разных убойных животных; анатомического и гистологического строения органов животных.

Изучение всего объема материала по отдельной теме необходимо завершить полностью до перехода к изучению следующей темы.

- Необходимо ознакомиться с перечнем практических работ по дисциплине,изучить литературу, методические указания и подготовиться по тематике практических работ.

- Выполнение СРС.

В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу.

 


Содержание дисциплины

Дисциплина «Анатомия и физиология животных» состоит из трех разделов.

Раздел 1. Общая цитология, гистология и эмбриология.

Основные положения и терминология цитологии. Клеточное строение животного организма, его целостность. Жизненные свойства клетки: раздражимость, рост, движение, деление. Строение хромосом. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Понятия о тканях, их классификация.

Морфологические и функциональные особенности тканей.

Раздел 2. Анатомия и морфологии животных.

Понятие о частях тела животного. Строение опорно-двигательной системы, пищеварительной системы, эндокринной и органов дыхания. Видовые и возрастные особенности строения у разных видов животных Система органов кровообращения и лимфообращения. Строение мочеполовой системы, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами. Их видовые особенности. Особенности строения органов домашней птицы.

Раздел 3. Физиология

Физиологические функции органов и систем органов животных. Физиологические константы сельскохозяйственных животных. Особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных.


2.1. Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
   
Раздел 1. Цитология, гистология и эмбриология.
Тема 1.1. Общая цитология Содержание учебного материала:
Клеточное строение животного организма. Строение животной клетки. Химический состав клетки. Жизненные свойства клетки. Строение хромосом. Роль ДНК в передачи наследственной информации.
Лабораторная работа:
  Устройство микроскопа, правила работы с ним. Принципы изготовления гистологических препаратов.
Тема 1.2. Гистология с основами эмбриологии Содержание учебного материала:
Основы эмбриологии. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша; характеристика основных стадий эмбриогенеза. Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их морфофункциональная характеристика. Опорно-трофические ткани, их морфофункциональная характеристика Мышечная и нервная ткани.
Лабораторные работы:
  Изучение и зарисовка гистопрепаратов тканей: эпителиальных, опорно-трофических.
  Изучение и зарисовка гистопрепаратов тканей: мышечных, нервной
Раздел 2. Анатомия
Тема 2.1. Органы, аппараты и системы органов животного организма Содержание учебного материала:
  Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины и топографические обозначения, применяемые в анатомии.
Тема 2.2. Строение скелета Содержание учебного материала:
Общие закономерности строения скелета и его значение. Скелет головы – череп, его развитие и деление на отделы. Синусы черепа. Скелет конечностей.
Практические занятия:
  Определение строения скелета головы – черепа, отделов позвоночного столба, грудной клетки, скелета поясов и свободных конечностей домашних животных разных видов по препаратам, скелетам животных и по таблицам.
Тема 2.3. Мышечная система Содержание учебного материала:
Общая характеристика мышечной системы. Мышцы головы, туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Паховый канал. Мышцы плечевого пояса Мышцы конечностей.
Практическое занятие:
  Определение на сухих и влажных препаратах мышц головы, туловища, конечностей. Знакомство с техникой препарирования мышц. Определение топографии мышц на живых объектах.
Тема 2.4. Система органов кожного покрова Содержание учебного материала:
Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных: волос, потовых, сальных и молочных желез, рогов, копыт, копытца. Строение, значение и развитие волос, типы волос, рогов, копыт, копытец.
Практическое занятие:
  Определение строения кожи и ее производных на препаратах, муляжах, животных и по таблицам.
Тема 2.5. Органы пищеварения Содержание учебного материала:
  Строение, развитие и значение органов пищеварения. Пищевод и желудок.
  Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Тонкий отдел кишечника. Толстый отдел кишечника
Практические занятия:
  Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.
Тема 2.6. Органы дыхания Содержание учебного материала:
Видовое строение и значение органов дыхания. Строение легких и грудной полости, плевра, её взаимосвязь с легкими.
Практическое занятие:
  Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, препаратах, моделях, муляжах, на живых объектах и по таблицам.
Тема 2.7. Система органов крово- и лимфообращения Содержание учебного материала:
Характеристика и значение системы органов крово- и лимфообращения, её связь с другими системами органов Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Строение стенки кровеносных сосудов. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Лимфатическая система и её строение.
Практические занятия:
  Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения, на трупном материале, препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.
Тема 2.8. Органы мочевыделения и размножения Содержание учебного материала:
Строение и значение системы органов мочевыделения, её связь с другими системами. Строение и типы почек. Характеристика органов размножения самцов: семенник и его придатки; семяпровод, семенной канатик; придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка.
Лабораторная работа:
  Изучение и зарисовка гистопрепаратов почек, семенника, яичника, матки.
Практическое занятие:
  Определение строения и топографии органов мочеотделения и размножения самца и самки, на анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.
Тема 2.9. Железы внутренней секреции Содержание учебного материала:
  Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов.
Тема 2.10. Нервная система и органы чувств Содержание учебного материала:
Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Периферическая и вегетативная часть нервной системы: спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, их строение. Органы обоняния, вкуса, осязания.
Практическое занятие:
  Определение строения и топографии головного и спинного мозга, их оболочек, периферических нервов, органов зрения и слуха на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам.
Тема 2.11. Особенности строения органов домашней птицы Содержание учебного материала:
  Биологические особенности строения органов домашней птицы.
Практическое занятие:
  Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на анатомических препаратах, муляжах, на трупном материале или тушке птицы и по таблицам.
Раздел 3. Физиология
Тема 3.1. Система крови Содержание учебного материала:
Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные функции крови. Тромбоциты, их строение и функции. Свертывание крови, регуляция свертывания крови. Группы крови. Резус-фактор. Группы крови сельскохозяйственных животных.
Лабораторная работа:
  Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов.
Тема 3.2. Система кровообращения и лимфообращения Содержание учебного материала:
Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Регуляция работы сердца и ее виды. Движение крови по кровеносным сосудам и факторы его обусловливающие. Регуляция кровообращения. Роль коры больших полушарий в регуляции кровообращения.
Практическое занятие:
  Прослушивание тонов сердца у животных. Наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления крови.
Тема 3.3. Система дыхания Содержание учебного материала:
Лабораторная работа:
  Измерение жизненной емкости легких. Сравнительное определение СО2во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.
Тема 3.4. Система пищеварения Содержание учебного материала:
Сущность пищеварения. Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в желудке, общие закономерности. Пищеварение в многокамерном желудке жвачных. Пищеварение в тонком отделе кишечника. Пищеварение в толстом отделе кишечника у животных. Особенности пищеварения у домашней птицы.
Лабораторная работа:
  Наблюдение инфузорий рубца под микроскопом.
Практическое занятие:
  Наблюдение за приемом корма и воды животными, жвачным процессом. Исследование моторики рубца.
Тема 3.5. Обмен веществ и энергии Содержание учебного материала:
Обмен веществ и энергии. Обмен белков, углеводов, липидов. Роль печени в обмене веществ. Значение воды и минеральных веществ в организме. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного.
Тема 3.6. Теплорегуляция Физиология кожи Содержание учебного материала:
  Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая теплорегуляция, её особенности у животных разных видов. Кожа, её функции. Секреторная функция кожи.
Тема 3.7. Система размножения Содержание учебного материала:
Половая и физиологическая зрелость самцов и самок. Физиология органов размножения самцов, и самок. Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Беременность, её продолжительность у животных разных видов.
Тема 3.8. Система лактации Содержание учебного материала:
  Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов. Рост и развитие молочных желез.
Тема 3.9. Центральная нервная система Содержание учебного материала:
Практическое занятие:
  Исследование рефлексов у животных, торможение рефлексов.
Тема 3.10 Сенсорные системы (анализаторы) Содержание учебного материала:
  Строение и функции обонятельного анализатора, значение его для животных. Вкусовой анализатор, его строение, функции.
Лабораторная работа:
  Наблюдение за реакцией зрачка на свет. Исследование глазного дна у животных, аккомодации, костной и воздушной проводимости. Определение локализации звука.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: