Введение
В настоящее время искусство, в частности, музыкальное, транслируясь навязчиво и повсеместно, перестало быть чем-то уникальным, сакральным и праздничным. Вследствие кардинального изменения музыкально-культурной среды, можно говорить о появлении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем, в частности, учащейся молодежью. С появлением психологической направленности проблем восприятия музыки, возникают вопросы по систематизации поступающей звуковой информации, структурной организации перцептивного акта, его схематизации, различий в типах и уровнях организации восприятия музыки, его структуры профессиональными музыкантами и немузыкантами. Актуальными также являются вопросы, связанные с интерпретацией слушателем музыкального произведения, включения в смысловые контексты субъекта восприятия и понимания
Процессы рецепции стояли в центре проблемного поля психологической науки со времен ее зарождения. Особое место здесь принадлежит проблематике образа: в частности, образ является основной теоретической категорией такого авторитетного исследовательского направления, как гештальтпсихология. Однако в настоящее время процессы генезиса и рецепции образа рассматриваются преимущественно в категориях когнитивной психологии, зачастую демонстрирующей механицистскую интерпретацию этих процессов (R. L. Gregory, H. B. Barlow).
Психологические и метафизические контексты восприятия некоторых живописных образов эпохи Ренессанса
Цель настоящего параграфа - на примере нескольких произведений живописи Высокого Возрождения охарактеризовать специфику рецепции образа в означенную эпоху, что потребует от нас реконструкции целого ряда актуальных для данного историко-культурного периода рецептивных контекстов. Это, во-первых, метафизический контекст: аллегорическое содержание, присваиваемое изображениям художником и "считываемое" аудиторией, трактовалось в русле идей ренессансного неоплатонизма. Во-вторых, контекст прагматический: медико-биологические представления эпохи, имевшие аристотелианские истоки, позволяли приписывать изображению определенные терапевтические функции. При этом изображение воспринималось не только как средство симпатической магии, но и как своеобразное дидактическое руководство, и как источник непосредственного психосоматического воздействия. Наконец, контекст бытовой - ритуальный - и эстетический, сохраняющий свою актуальность до настоящего времени. Одна из важных задач настоящего исследования - представить все эти контексты как стороны единого пространства рецепции образа: разбор сложных и противоречивых взаимоотношений обозначенных модусов восприятия живописного изображения позволит нам выявить специфику ренессансной рецепции образа. Предметом нашего анализа будут "Спящая Венера" (или "Дрезденская Венера") Джорджоне, "Венера Урбино" Тициана и - в меньшей степени - "Венера и Купидон" Лоренцо Лото; ряд важных для нас положений, проясняющих идейный подтекст этих произведений, мы обнаруживаем в трактате Марсилио Фичино "О жизни".
|
В нашей работе мы опираемся на исследования в области исторической психологии, истории искусства, теории культуры, обладающие парадигматическим значением в комплексе наук о Ренессансе (Э. Панофский, Ф. Йейтс, А. Шастель), а также привлекаем ряд работ отечественных и зарубежных ученых, освещающих отдельные стороны возрожденческой рецептивной культуры (…Ю.В. Иванова). Наше исследование будет полезно для уточнения историко-психологической трактовки явлений культуры рассматриваемого периода. Кроме того, настоящая работа должна вновь продемонстрировать важность рассмотрения историко-культурной специфики рецептивного опыта для адекватного психологического анализа образного восприятия.
|
Психосемантика восприятия музыкального искусства учащейся молодежью с разным уровнем музыкальной компетентности
Концептуальной основой исследования выступили разработки отечественных и зарубежных исследователей в рамках психосемантического подхода (Ч. Осгуд, Танненбаум, Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко): концепция семантического пространства как операционального анализа индивидуальной системы значений (В.Ф. Петренко), восприятие и оценка музыкальных произведений, построение музыкального семантического пространства (Л.Я. Дорфман, Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьев, П.А. Сабадош, М. Imberty, I. Crickmire). Отечественная психосемантика базируется на методологических позициях школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и близкой ей школы С.Л. Рубинштейна.
Экспериментальная парадигма психосемантики включает в себя использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта. При всем том, адекватность использования классического семантического дифференциала (СД) в оценке музыкального произведения сегодня остается дискуссионным.
|
На основе данных, полученных в результате проведенного направленного ассоциативного эксперимента, был сконструирован набор шкал музыкального семантического дифференциала с 7-балльной градацией выраженности каждого признака, представляющий собой перечень 32 пар антонимичных прилагательных и включающий в себя категории: эмоционально-оценочные, эстетические, тембральные (отражающие синестетические характеристики музыкального звука), социальной идентичности.
Объектами восприятия для оценивания явились последовательно предъявляемые с магнитофона (запись на СD) 7 фрагментов музыкальных произведений, представляющие собой законченные музыкальные построения длительностью от 55 с. до 1 мин.10 с. каждый: 4 классических произведения различных исторических эпох и эмоциогенного содержания (согласно теории моделирования музыкальных эмоций В.И. Петрушина), а также 3 современные музыкальные композиции разных стилей. Интенсивность звучания (сенсорного раздражения) всех произведений фиксировалась на одном уровне. Эксперимент проводился в группах и занимал 45 минут.
Общая численность респондентов, охваченных исследованием, составила 367 человек обоих полов, в возрасте от 14 до 27 лет: школьники старших классов, студенты ССУЗ и ВУЗ г. Самары с разным уровнем музыкальной компетентности.
Показательны результаты осуществленного нами факторного анализа (STATISTICA 6.0 for Windows, метод главных компонент, вращение "Varimax", обеспечивающее необходимую контрастность матрицы факторных нагрузок).
Так, в восприятии классической музыки реципиентами с высоким уровнем музыкальной подготовки выявлена устойчивая пятифакторная категориальная структура восприятия с собственным значением факторов ≥2,0. Определяющими явились факторы: "эмоционально-эстетический", "сложность", "активность", "субъектная направленность", "оригинальность". Эмоционально-эстетический фактор включает в себя дифференцированные эмоциональные характеристики и эстетические категории. Когнитивная сложность произведения представлена логичностью, сосредоточенностью, напряженностью, осмысленностью, а активность восприятия характеризуется субъектной, т.е. интровертной его направленностью.
Категориальная организация восприятия классической музыки учащейся молодежью с низким уровнем музыкальной компетентности характеризуется устойчивой четырехфакторной структурой. Определяющими факторами выступили: "эмоционально-оценочный", "социальная идентичность", "активность", "объектная направленность". Восприятие данных групп реципиентов характеризуется непосредственно-чувственным уровнем, где существенную роль играют эмоционально-оценочные характеристики и категории социальной идентичности; активность обусловлена объектной направленностью восприятия.
По результатам факторного анализа групповых матриц оценок современных музыкальных композиций во всех образовательных группах реципиентов было получено четырехфакторное решение. В группах учащейся молодежи с высоким уровнем музыкальной подготовки определяющими явились факторы: "эмоционально-эстетический", "напряженность", "социальная идентичность" и "сложность". Существенное значение в оценке музыкальных произведений приобретают категории напряженности/расслабленности, а также характеристики социальной идентичности. Факторами влияния в молодежных группах с низким уровнем музыкальной компетентности являются: "социальная идентичность", "эмоционально-оценочный", "напряженность" и фактор "активности".