Глава II. Экспериментальная.




 

1. Диагностика психического развития младенцев в возрасте 6-8 месяцев.

Во второй главе нашей работы мы будем рассматривать следующие проблемы:

¨ во-первых, действительно ли возможна диагностика психического развития младенцев;

¨ во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни;

В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику:

Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной.

В результате проведенного исследования мы продиагностировали 10 младенцев и получили следующие результаты:

№ 1. Мальчик Ваня, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 16 лет, беременность – 1, роды – 1, курит. На учете в женской консультации стояла с 16 недель. Течение беременности: II триместр – ОРЗ, угроза прерывания беременности, III триместр – анемия, водянка беременных. Роды преждевременные в 35-36 недель, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Вес ребенка при рождении 2100,0 грамм. Послеродовый период без особенностей.

При диагностике выявили следующее:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметами Движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
6 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Гулит Четко берет игрушку из рек взрослого, но удерживает ее в руке плохо, не может перекладывать из одной руки в другую   Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямленных руках Пытается переворачивается со спины на живот, Не пытается ползать На вопрос «где» не находит знакомый предмет, который находится в одном и том же месте. Кратковременно гулит Ест с ложки полугустую и густую пищу, а сосет из бутылки

 

 

№ 2. Девочка Марина В., возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 31 год, беременность - 7, роды - 3. На учете в женской консультации стояла с 8 недель. Течение беременности: I триместр – угроза прерывания, II триместр - обострение герпетической инфекции, III триместр – анемия и токсикоз беременности. Роды преждевременные в 33-34 недель, вес при рождении 1650,0 грамм, оценка по шкале по Апгар 3-7 баллов. В послеродовом периоде перенесла пневмонию.

При диагностике выявили:

возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметами Движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
8 месяцев Знакомых людей узнает, на чужих не реагирует. Ориентировочные реакции присутствуют, знакомые голоса узнает, различает интонацию Радуется воспитателю, другому ребенку, берет у них игрушки из рук. Берет иг­рушки из разных по­ложений занимается ими недолго, но без учете свойств предмета, не подражает действиям взрослого. Переворачивается с живота на спину. Передвига­ется, переставляя руки или немного ползая. Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки. На вопрос «где» не находит ни одного предмета, которые находятся на постоянных местах. По слову взрослого не выполняет разученные ранее действия. Произносит отдельные слоги (начало лепета) Ест полугустую и густую пищу.

 

 

№ 3. Девочка Вика, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяца. Матери 17 лет, 1 беременность, курит. На учет в женскую консультацию встала в 22 недели. Течение беременности: триместр III - анемия, легкая водянка беременных. Роды преждевременные в 36-37 недель, быстрые, вес ребенка 2500,0 грамм, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Послеродовой период без осложнений. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметами Движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
6 месяцев Знакомых людей узнает Проворачи­вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По разному реагирует на спокойную и плясовые мелодии. Во время бодрствова­ния возникает комплекс оживления Громко смеется на эмоцио­нальное обращение, радуется другому ребенку Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.   Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямлен­ных руках, не переворачи­вается со спины на живот. Рефлекс опоры сохранен, но быстро истощается.   Гулит Во время кормления бутылочку не придерживает.

 

№ 4. Мальчик Алеша, возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 1,5 месяца. Матери 33 года, 1 беременность, курит. В женской консультации не наблюдалась. Роды преждевременные в 32-33 недель. Вес ребенка при рождении 1700,0 граммов, оценка по шкале Апгар 4-7 баллов. Послеродовый период без особенностей. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
  8 месяцев Знакомых людей узнает. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) Узнает го­лос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. По разному реагирует на свое и чужое имя. Громко смеется на эмоцио­нальное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит. На других детей внимание не обращает. Уверенно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ими без учета свойств предмета. Переворачивается со спины на живот и обратно. Самостоятельно садиться, но встать не может. Переступает, держась за барьер.     На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах, не выполняет ранее разученные действия.   Начало лепета. Пьет из бутылки, которую сам держит, ест с ложки.

 

№ 5. Мальчик Саша, возраст 6,5 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Матери 27 лет, беременность 4, роды 1, курит. В женской консультации стояла на учете с 12 недель. Течение беременности: I триместр – угроза прерывания, кольпит, ОРВИ, III триместр – водянка беременных. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные (ягодичное предлежание), аспирация околоплодными водами, вес 3500,0 грамм, оценка по Апгар 4-7-8 баллов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
6,5 месяцев Узнает воспитателей, не реагирует на незнакомых. Проворачи­вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Узнает го­лос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит Четко берет игрушку из рук взрос­лого, но плохо удержи­вает в руке игрушку Недолго ле­жит на животе, подняв корпус и опираясь ладони вы­прямленных рук. Пытается перевора­чиваться со спины на живот. При поддержке под мыши ровно устойчиво стоит, но быстро утомляется.     Подолгу пе­вуче гулит Ест с ложки полугус­тую и гус­тую пишу

 

№ 6. Девочка Женя, возраст 8 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Матери 16 года, беременность 1. В женской консультации не наблюдалась, роды домашние (предположительно 38-39 недель). Вес ребенка 3000 грамм, кефалогематома левой теменной области, трещина левой теменной кости. Послеродовый период без особенностей.

При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
8 месяцев Узнает близких людей, на чужих не реагирует Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Интонацию не различает, на чужое имя не реагирует. На других детей не реагирует, радуется на эмоциональное обращение к ней воспитателя. Игрушки берет неуверенно, плохо их удерживает. Самостоятельно не садится, поворачивается со спины на живот, обратно только с помощью. Не ползает. На вопрос «где» не реагирует. Гулит Пьет из бутылки, с ложки ест неаккуратно.

 

№ 7. Девочка Оля, возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Мама 18 лет, в анамнезе токсикомания, наркомания. Беременность 2, роды 1. В женской консультации на учете не стояла, роды преждевременные в 35-36 недели. Вес ребенка 2300,0 грамм, родился в тяжелой асфиксии, оценка по Апгар 2-5-7 баллов. Первые 5 суток находился на искусственной вентиляции легких. Послеродовый период: двухсторонняя пневмония, носитель гепатита «С». При диагностике выявили:

Возраст Зри­тельно-ориенти­ровочные реакции слуховые ориенти­ровочные реакции эмоции и социаль­ное пове­дение движения руки и действия с предме­тами движения общие подгото­витель­ные этапы развития понима­ния речи подгото­витель­ные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
7 месяцев Знакомых людей узнает, по внешнему виду не отличает близких от чужих. Повора­чивает голову в сторону невиди­мого ис­точника звука и находит его. Уз­нает го­лос близ­кого че­ловека. Громко смеется на эмо­цио­наль­ное об­ращение, радуется другому ребенку. Радуется воспита­телям, психо­логу. Четко бе­рет иг­рушку из рук взрос­лого, удержи­вает в руке иг­рушку плохо. Действия с ней не произво­дит: не стучит, не размахи­вает, не перекла­дывает. Перево­рачива­ется со спины на живот, обратно с помощью. Само­стоя­тельно не садится. Передви­га­ется, перестав­ляя руки или не­много ползая. Ровно ус­тойчиво стоит при под­держке под мышки. На вопрос «где?» не реагирует, предмет, неоднократно называемый и находящийся в одном и том же месте не ищет. Гулит Держит бутылку, пьет из нее. Хорошо ест полугустую пищу с ложки.

 

№ 8. Девочка Марина Н., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяцев. Мама 28 лет, беременность 7, роды 4, курит, часто употребляет алкоголь. В консультации наблюдалась с 16 недель. Течение беременности: II триместр – анемия, микоплазмоз, III триместр – водянка беременных. Роды срочные в 40 недель, вес ребенка 3600,0 грамм, в родах тугое двукратное обвитие пуповины вокруг шеи с удушением, на пуповине истинный узел, тяжелая асфиксия, затрудненное выведение плечиков. Апгар 4-6-7 баллов. Послеродовый период: перелом правой ключицы, гипертензионно-гидроцефальный синдром. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
7 месяцев Узнает знакомых людей. Узнает знакомые голоса Различает интонацию речи Кратковременно комплекс оживления Преобладают отрицательные эмоции Игрушкой стучит, размахивает, удерживает в руке непродолжительно   Самостоятельно не садится не встает, с трудом переворачивается с живота на спину и обратно, немного ползает На вопрос «где?» не показывает знакомый предмет Произносит отдельные слоги, начало лепета Пьет из чашки, кушает с ложки

 

№ 9. Мальчик Сережа. Б., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Мама 25 лет, беременность 2, роды 1. Наблюдалась в женской консультации с 8 недель. Течение беременности: I триместр – легкий гестоз, II триместр – анемия, гипотония, угроза прерывания беременности, III триместр – угроза преждевременных родов. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные, отслойка нормально расположенной плаценты, кровопотеря 500 мл. Вес ребенка 2900,0 граммов, оценка по Апгар 6-8 балов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
7 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) Узнает го­лос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. Громко смеется на эмоцио­нальное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит Уверенно берет иг­рушки из разных по­ложений и подолгу занимается ими, пере­кладывает из одной руки в другую, Переворачивается с живота на спину, Передвига­ется, переставляя руки или немного ползая.   Произносит отдельные слоги (начало лепета) Держит сам бутылочку и пьет из нее. Хорошо ест с ложки полугустую пищу.

 

 

№ 10. Мальчик Сережа М., возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяцев. Мама 31 год, беременность 11, роды 5, курит, регулярно употребляет алкоголь. По беременности не наблюдалась. В анамнезе пролеченный сифилис в 30 недель. Роды преждевременные 36-37 недель, вес ребенка 2100,0 граммов, оценка по Апгар 7-8 баллов. Послеродовый период: профлечение сифилиса 21 день. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
7 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду Реагирует на незнакомых Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи реагирует на свое и чужое имя Плясовые движения под плясовую мелодию   Радуется воспитателю Ползет на встречу ребенку   Игрушками занимается долго, разнообразно без учета свойств предмета Переступает, держась за барьер Самостоятельно встает и садиться На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах   Начало лепета Пьет из бутылки, которую держит сам. Ест в ложки полугустую и густую пищу, не снимая ее губами.

 

Из данных диагностики видно, что все дети отстают в психическом развитии в разной степени. Опираясь на теоретическую часть можно сделать вывод, что причиной этого отставания являются следующие факторы:

- патологии беременности такие как: инфекционные, вирусные, венерические заболевания матери во время беременности; алкоголизм и прием наркотиков женщиной и др.

- осложнения родов такие как: асфиксии, аспирация околоплодными водами, родовые травмы, кровотечения и др.

 

2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни.

2.1. Анализ беременностей и родов матерей диагностируемых детей.

Мы проанализировали выписки из роддомов всех диагностируемых детей, в которых было отражено течение беременности и родов их мам. Для удобства восприятия информации эти данные мы внесли в таблицу № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей»

Таблица № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей»

  Беременность     Роды
  Наличие акушерских патологий (гестоз, нефропатия, угроза прерывания беременности, анемия и др.)   100%   Роды срочные (38-40 недель) Из них оперативные /кесарево сечение/     40%   20%
  Наличие внутриутробной инфекции (сифилис, герпес, микоплазмоз, гепатит «С», ОРЗ, ОРВИ.     60%     Роды преждевременные (28-37 недель)     60%
  Наличие различных зависимостей (алкоголь, курение, наркотики)       70%   Роды домашние   10%
Стояли на учете в женской консультации     60% с I триместра 30%
со II триместра 20%
с III триместра 10%
  На учете в женской консультации не стояли     40%

 

Из данной таблицы мы видим, что беременность у мам исследуемых детей протекала с отклонениями. Из них: с акушерской патологией (100%), очень высокий процент наличия внутриутробных инфекций (60%) и различных зависимостей (70%).На учете по беременности стояли 60% женщин, из них половина встали только во 2 и 3 триместре. 40% женщин во время беременности не наблюдалась у врачей. Больше половины родов всех исследуемых детей приходится на преждевременные (60%). Среди срочных родов 20% - оперативные, путем экстренного кесарева сечения.

 

2.2. Выделение различных групп женщин в зависимости от течения беременности и родов.

По течению беременности и родов можно выделить 4 группы женщин. Данные приведены в таблице № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов».

Таблица № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов».

 

 

Группы женщин %
I. Женщины, наблюдавшиеся по беременности и родившие в срок  
II. Женщины, не наблюдавшиеся по беременности и родившие в срок  
III. Женщины, наблюдавшиеся по беременности и родившие раньше срока  
IV. Женщины, не наблюдавшиеся по беременности и родившие раньше срока  

 

Из данной таблицы видно, что количество женщин, наблюдавшихся во время беременности и родившие в срок и родивших раньше срока одинаково (30%). Такое же количество женщин, не наблюдавшихся во время беременности и родивших раньше срока. Женщины, которые не наблюдались в женской консультации и родили в срок составляют 10%.

2.3. Выделение уровней отклонений в развитии.

Все полученные данные о психическом развитии детей мы соотнесли с нормой. По степени соответствия возрастным показателям всех диагностируемых детей мы разделили на 3 группы. Данные привели в таблице № 3 «Уровни отклонений в развитии».

Таблица № 3. «Уровни отклонений в развитии».

 

Уровни отставания в развитии Отставание от нормы (в месяцах) Отставание по количеству показателей на 1 ребенка Количество детей (в % от общего числа обследуемых)  
Значительный На 3 и более 5 и более 30 %
Средний От 2 до 3 От 3 до 4 40 %
Незначительный От 1,5 до 2 От 1 до 3 30 %

Значительному уровню отклонений психического развития младенцев соответствует очень большое отставание от нормы (на 3 месяца и более) и количество показателей на 1 ребенка достаточно высокое (5 и более). Отставание от нормы при среднем уровне отклонений психического развития соответствует от 2 до 3 месяцев, и количество показателей снижается до 3. Незначительный уровень отставания в развитии составляет отставание от нормы от 1,5 месяцев до 2, количество показателей не должно превышать 3. Если сравнить количество детей, то можно придти к следующему выводу: количество детей со значительным уровнем и с незначительным уровнем одинаковое (30/30%), немного больше детей со средним уровнем отклонений в психическом развитии(40%).

 

2.4.Соотнесение уровней отклонений психического развития младенцев с

течением беременности и родов.

Мы соотнесли уровни отклонений психического развития младенцев с группами женщин, которые выделили в пункте 2.2. (см. таблица № 3). Наши данные мы занесли в таблицу № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов».

Таблица № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов».

 

Уровни отставания в развитии Группы женщин
I II III IV
Незначительный 20% - 10% -
Средний 10% - 10% 20%
Значительный - 10% 10% 10%

 

Незначительный уровень отклонений психического развития младенцев мы можем наблюдать только у I (стояли на учете, срочные роды) и III(стояли на учете, роды преждевременные) группы женщин, причем у первой он в два раза выше (соответственно 20%/10%). У I, III, IV группs женщин мы наблюдаем, средний уровень отклонений, при этом самый высокий у IV группы – 20%, а у I(стояли на учете, роды срочные) и III (стояли на учете, роды преждевременные) группы соответственно по 10%, в II группе женщин такие дети отсутствуют. Значительный уровень отклонений мы видим в II, III и IV группе женщин, при этом количество детей одинаковое (10%).

Т.о. мы можем сказать, что даже при нормальном течении беременности и родов возможны отклонения в развитии ребенка, при этом процент выявленных отклонений увеличивается в ситуациях преждевременных родов, значительные отклонения в развитии ребенка однозначно диагностируются при отсутствии контроля за ходом беременности и осложненными родами.

 

3. Выводы:

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

· Во-первых, выявление отклонений психического здоровья у детей на первом году жизни возможно, и его необходимо проводить для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки.

· Во-вторых, физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин.

· В третьих, значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами.

· В четвертых, количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет.

 

 

Заключение.

Нормальное течение беременности и родов очень важно для удовлетворительного физического и психического развития ребенка. От того насколько ответственно отнесется женщина к своей беременности, зависит будущее ее малыша.

Целью данной работы являлось выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни и выявление взаимосвязи между протеканием беременности и родов и психическим развитием ребенка первого года жизни.

Данная цель требовала решения следующих задач:

1. Провести диагностику психического развития младенцев.

2. Выявить факторы, вызывающие отклонение в развитии.

3. Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых детей.

4. Установить закономерности между течением беременности и родов и здоровьем малышей.

5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Анализ результатов исследований показал, что выявление отклонений психического развития младенцев возможна и необходима для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки. Физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин. Значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами. Количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что нормальное физическое и психическое развитие младенца обусловлено неосложненным, контролируемым течением беременности и родов получила подтверждение.

 

Литература.

1. Авдеева Н.Н, Мещерякова С.Ю. Психология вашего младенца. – М., 1996.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1985.

4. Блонский П.П. Педология. - М., 2000.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – Сп-б., 2001.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. – М., 1989.

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.-Л., 1983.

8. Журба Л.Т. Неврологическое обследование новорожденного. – М., 1968.

9. Журба Л.Т., Мастрюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей 1 года жизни. – М., 1981.

10. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. – М., 1986.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

12. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985.

13. Лич П. Младенец и ребенок. – М., 1988.

14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1996.

16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.

19. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития М., 1995.

20. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.

21. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет). – М., 1960

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: