ЗАДАНИЕ 2. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(практическая часть)
Определение целей стратегического плана
Формулировать цели следует на основе выявленных в ходе анализа внешней и внутренней среды проблем. Одной из наиболее простых и эффективных методик, позволяющих выстроить дерево целей и определить действия по его реализации, является «Зеркало прогрессивных преобразований». Освоить эту методику Вы можете, выполнив задание № 1.
Задание 1.
Познакомьтесь с алгоритмом методики «Зеркало прогрессивных преобразований»:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий.
7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Ниже представлен образец работы с данной методикой на примере конкретной ситуации № 2 (см. УЭ 4).
ПРИМЕР:
1. Постановка проблемы:
Недостаточные условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения.
2. Причины:
(формулировка с «не» и «нет»)
Не разработаны организационные механизмы социального партнерства |
Нет мотивации к выбору профиля |
Нет достаточной ресурсной базы |
»
Ситуация «минус |
Ситуация «плюс» |
3. Цель:
Создать условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения.
4. Задачи:
5. Мероприятия, ответственные
6. Ресурс:
Кадровый:
-методическая служба школы во главе с научным руководителем;
- центр занятости района;
- кабинет профориентации ИПКРО;
- региональный центр программы «Достижения молодых»;
Временной: 2 года
Материально-технический и социальный:
- социальные партнеры, попечители, Совет школы
- бюджет образовательного учреждения;
- производственная и проектная деятельность учащихся
7. Продукт:
Целевая программа «Партнерство»;
Пакет методических материалов;
Макет ученического портфолио;
Каталог профессий;
Нормативно-правовые документы школы, в том числе, договор о социальном партнерстве
8. Критерии эффективности:
Мы будем считать условия достаточными, если не менее 80% выпускников успешно освоят технологический профиль, если будут востребованы не менее 90 % методических материалов и каталог профессий, если регулярно (1 раз в месяц) будет проводиться выставка профессий, если, аргументируя свой выбор профиля, учащиеся будут использовать свой портфолио.
А теперь заполните «Зеркало прогрессивных преобразований», выбрав наиболее актуальную проблему Вашей образовательной организации.
Зеркало прогрессивных преобразований
1. Постановка проблемы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Причины:
(формулировки с «не» и «нет»)
![]() |
3. Цель:
4. Задачи:
Мероприятия
Ресурс
Продукт
Критерии эффективности
Задание 2.
Выберите одну из сформулированных Вами приоритетных целей и заполните матричную таблицу, которую можно использовать как один из вариантов оформления стратегического плана. Заполнив ее, Вы сможете максимально полно систематизировать и структурировать все направления и элементы стратегического плана.
Базовая форма матричной таблицы
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Индикаторы достижения результата | Партнеры | Ответственные | Ресурсы |
Итак, у вас готов рабочий вариант стратегического плана. Используя процедуры разработки миссии, предложите вариант организации обсуждения плана коллективом Вашей школы.
Разработка и реализация стратегического плана невозможна без эффективной коммуникации. Выбрать оптимальные средства информационного взаимодействия можно разными способами. С одним из них Вы можете поработать, выполнив задание № 3.
Задание 3.
Пользуясь таблицей «Оценки эффективности средств коммуникации», определите для себя наиболее эффективные средства коммуникации, проставив в графы таблицы баллы от 1 до 5, затем баллы суммируйте. Наиболее эффективным будет средство коммуникации, набравшее максимальное количество баллов.
Оценки эффективности средств коммуникации