Комплексы отрасли психологии.




Комплексы отрасли психологии можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие собой интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.Общая психология исследует индивида, выделяя в нём познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

 

 

Заключение

Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

1) предмет, с которым они связаны;

2) связи с другими отраслями знания

3) общие или частные проблемы, которые они изучают;

4) методы, которые они используют.

Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на основании более чем одного из перечисленных критериев. В зависимости от предмета исследования выделяется огромное количество разделов психологического знания, например психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т. д. Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например психология творчества, психология посттравматического стресса и т. п.На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, какпсихофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда можно сказать однозначно, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей смежной науки. В течение всего психологические знания накапливались не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучение

 

Список литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 2009. с. 391.

 

2. Вересов Н.Н. Психология управления. М. 2010г. – с. 129.

 

3. Волков Б.С. Методы исследований в психологии, Москва, 2009г. –с. 369.4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 2008 – с. 154.

 

5. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2011.С.9 -13.

 

6. Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 2009. — с. 40 — 67.

 

7. Иванников В.А. Психология сегодня. — М., 2007 – с. 98.

 

8. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад. 2008. с. 316.

 

9. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009 – с.658.

 

10. Немов, Р.С. Общие основы психологии: Кн. 1 / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2008. – с. 688.

 

11. Рубенштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. – 2-е изд. – М., 2009. – с. 123.

 

12. Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — с. 352.

 

13. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2009. - с. 298

 

14. Щербатых Ю.В. Общая психология. М., СПб. Питер. 2010.с. 16-19.

 

15. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский М., 2008.- с. 245.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: