Тема урока: Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
(1892 – 1941)
Цели урока: дать представление о жизни М. Цветаевой, её творчестве, тесными узами связанном с её жизнью; показать, чем интересна поэзия Цветаевой.
Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить,
т.е. обретать смысл ивес – только преображённая, т.е. – в искусстве.
Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретилиписать, я бы отказалась от океана и рая.
М. Цветаева.
Ход урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой, вписавшей в историю русской поэзии новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу.
Работа над темой урока.
М. Цветаева родилась в Москве сентября (8 октября) 1892 г., с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трёхпрудном переулке.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, она стала символом судьбы, тоже горькой и пылающей творчеством.
Она родилась в семье профессора Московского университета, искусствоведа, основателя Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева (был сыном священника, «выбился в люди» самостоятельно, благодаря своим способностям).
Мать – Мария Александровна Мейн (младше мужа на 21 год) – происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Она была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна, владела 4 европейскими языками, писала стихи, переводила.
Писать стихи Марина Цветаева начала оченьрано – в шесть лет. И уже в 17 лет, в 1910 г., ещё ученицей гимназии, на собственные деньги Марина выпустит свою первую книгу стихов «Вечерний альбом».
В стихах Цветаевой абсолютно отсутствует эволюция. Она сразу начинает писать как мастер. В рецензии на первую книгу Цветаевой Валерий Брюсов писал «о полном овладении формой». Восторженно о сборнике отзывался и Максимилиан Волошин.
Максимилиан Волошинсам пришел в дом Цветаевых на Трёхпрудном. Между ним
и М. Цветаевой возникла дружба.
Летом 1911 г. По приглашению М. Волошина Марина проводит лето в Коктебеле. Здесь встретилась с Сергеем Эфроном (ей шёл 19-й год, ему 18-й). Они нашли друг друга мгновенно и навсегда.
Конец января 1912 г. – венчание Цветаевой с Эфроном. Вскорости у них рождается дочь Ариадна.
1912 г. – вышел второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь».
1913 г. – сборник (избранное) «Из двух книг».
Первые два сборника – почти полудетские стихи, очень искренние, непосредственные и чистые.
1913 – 1915 г. в сборнике «Юношеские стихи» (не был опубликован) – поиск своего нового «я», становление её как поэта.
И стихам М. Цветаевой действительно настал черёд. Я думаю, и вы знаете их, может быть, не зная, кто их автор.
Летом 1916 г. пишет цикл из 11 стихотворений, посвященных Анне Ахматовой.
Кто ещё из русских поэтов удостоился таких высоких слов!
А между тем был уже канун революции, и надо думать, совершенно не случайно, а повинуясь интуиции, она стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. Стихи 1916 – 1917 г. и дальнейших годов составили книги «Вёрсты» (вышли в 1921 г.). Россия, родина входят в её душу и стих.
Поэтический синтаксис Цветаевой выражает стихийныйнапор неостановимо хлещущей жизни. Строки она, повинуясь интонации, безжалостно рвёт на отдельные слова и даже слоги, но и слоги своевольно переносит из одного стихового строчечного ряда в другой, даже не переносит, а словно отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией. От слушателя – читателя она требует почти физического напряжения, внимательного и сосредоточенного вслушивания.
Исключительно важную роль играют в цветаевских текстах и знаки препинания:
Весь поэт на одном тире…
Держится…
Это её любимый знак. Оно как бы указывает на тайные смыслы, одновременно соединяет и разъединяет слова. Нередко тире, вопреки всем законам пунктуации, ставится Цветаевой исключительно для того, чтобы подчеркнуть важность каждого сказанного слова.
Поэзия Цветаевой – это «письмо к человеку». Она обращается как бы к некоей аудитории или к толпе, собравшейся на площади. Её поэзия подобна речи или даже проповеди.
13 апреля 1917 г. у М. Цветаевой родилась вторая дочь, Ирина. С 1918 г. Сергей Эфрон был в рядах белой армии. А Марина Цветаева – в Москве, ничего не зная о муже. Потеряла ребёнка (Ирина умерла от голода), терпела нищету. Лишь позднее выяснилось, что Эфрон волною отступления был унесён в Чехию, стал эмигрантом.
Её лирика годов революции и Гражданской войны проникнута печалью и страстной, почти отчаявшейся надеждой. Она пишет книгу «Лебединый стан» (вышедшую за границей через несколько десятилетий), где прославляет белую армию просто за то, что в её рядах был её любимый. Пишет поэмы «Царь-Девица», «На Красном коне», «Переулочки».
В мае 1922 г. с 10-летней дочерью Алей уезжает за границу к мужу – в Прагу. Здесь (1924 г.) пишет «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Эту дилогию Пастернак назвал «лучшею в мире поэмой о любви».
В 1923 г. в Берлине, в русском книгоиздательстве «Геликон» выходит книга стихотворений, написанных в последние годы перед эмиграцией «Ремесло», а также издаёт книги «Царь-Девица», «Стихи к Блоку», «Психея».
1 февраля 1925 г. родился сын Георгий. Переезжают в Париж.Здесь завершает поэму «Крысолов», работает над поэмой «Лестница».
1928 г. – выходит последний прижизненный сборник «После России» (стихи 1922 -1925 гг.)
В первые годы в эмиграции активно участвует в русской культурной жизни. Но постепенно оказывается в изоляции. Новаторство её поэзии не получило должной оценки эмиграции. Более охотно издатели брали её прозу. Цветаева публикует небольшие рассказы, воспоминания о поэтах-современниках (Волошине, Брюсове, Пастернаке, Маяковском и др.)
18 июня 1939 г. вслед за дочерью и мужем с сыном возвратилась в Советский Союз. Она не застала сестру Асю в Москве – та была арестована. Вскоре арестовали дочь Алю, а потом и Сергея Эфрона. Дочь была приговорена к 8 годам лагерей, Эфрона расстреляли в августе 1941 г.
Во время эвакуации попала сначала в Чистополь, потом – в Елабугу. 31 августа 1941 г. – измученная, потерявшая веру в возможность жить, она покончила жизнь самоубийством.
Глубоко символично, что могила М. Цветаевой так и осталась ненайденной, затерявшись где-то среди безвестных холмиков на елабужском погосте. Разве кто-нибудь видел соловьиный некрополь? Птицы не умирают. Они исчезают в августовском небе, чтобы вернуться весной.
А.С. Пушкин в жизни и творчестве Марины Цветаевой.
Чтение и анализ стихотворений из цикла "Стихи к Пушкину".
Сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину". Она напишет книгу прозы: “Мой Пушкин”.
В третьем стихотворении цикла «Станок» А. С. Пушкин утверждается как равный собеседник. «Отношение Цветаевой к Пушкину как к единомышленнику, товарищу по «мастерской». Ей ведомы и понятны все тайны ремесла Пушкина - каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого слова».
Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался, был М. Волошин. Главное, что он отметил в её стихах – искренность. Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет пророческие строки: «Моим стихам, написанным так рано…»
Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»
Её первые сборники действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал». Её стихи восхищали многих символистов, однако не пользовались особой популярностью у широкого круга читателей. Сама Марина не примыкала ни к одному литературному направлению. Все это поэтесса предвидела, и изложила в своем стихотворении, подчеркнув при этом, что «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И это действительно произошло.
У произведения «Моим стихам, написанным так рано …» есть еще одна отличительная особенность. Оно состоит всего из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании.
С Сергеем Эфрон они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу, куда Марина приехала с сестрой Асей по приглашению Волошина. Она собирала камушки на пустынном морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, и который чудом уцелел и по сей день. Они обвенчались в январе 1912 г., а 5 сентября 1912 родилась их дочь Ариадна.
Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века. Но особое место занимал в душе Цветаевой А.Блок. Он был ее поэтическим кумиром, но она не была знакома с ним лично. Цветаева посвятила ему цикл стихов.
Основные темы цикла – преклонение перед талантом поэта, стремление постичь тайну духовной жизни художника, рассказ о любви, в котором переданы тончайшие оттенки чувств.
Домашнее задание: прочитать очерк Цветаевой «Мой Пушкин», подготовить сообщение «Пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой»