А.С. Пушкин в жизни и творчестве Марины Цветаевой.




Тема урока: Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

(1892 – 1941)

Цели урока: дать представление о жизни М. Цветаевой, её творчестве, тесными узами связанном с её жизнью; показать, чем интересна поэзия Цветаевой.

 

Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить,

т.е. обретать смысл ивес – только преображённая, т.е. – в искусстве.

Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретилиписать, я бы отказалась от океана и рая.

М. Цветаева.

 

Ход урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой, вписавшей в историю русской поэзии новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу.

Работа над темой урока.

М. Цветаева родилась в Москве сентября (8 октября) 1892 г., с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трёхпрудном переулке.

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, она стала символом судьбы, тоже горькой и пылающей творчеством.

 

Она родилась в семье профессора Московского университета, искусствоведа, основателя Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева (был сыном священника, «выбился в люди» самостоятельно, благодаря своим способностям).

Мать – Мария Александровна Мейн (младше мужа на 21 год) – происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Она была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна, владела 4 европейскими языками, писала стихи, переводила.

Писать стихи Марина Цветаева начала оченьрано – в шесть лет. И уже в 17 лет, в 1910 г., ещё ученицей гимназии, на собственные деньги Марина выпустит свою первую книгу стихов «Вечерний альбом».

В стихах Цветаевой абсолютно отсутствует эволюция. Она сразу начинает писать как мастер. В рецензии на первую книгу Цветаевой Валерий Брюсов писал «о полном овладении формой». Восторженно о сборнике отзывался и Максимилиан Волошин.

Максимилиан Волошинсам пришел в дом Цветаевых на Трёхпрудном. Между ним

и М. Цветаевой возникла дружба.

Летом 1911 г. По приглашению М. Волошина Марина проводит лето в Коктебеле. Здесь встретилась с Сергеем Эфроном (ей шёл 19-й год, ему 18-й). Они нашли друг друга мгновенно и навсегда.

Конец января 1912 г. – венчание Цветаевой с Эфроном. Вскорости у них рождается дочь Ариадна.

1912 г. – вышел второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь».

1913 г. – сборник (избранное) «Из двух книг».

Первые два сборника – почти полудетские стихи, очень искренние, непосредственные и чистые.

1913 – 1915 г. в сборнике «Юношеские стихи» (не был опубликован) – поиск своего нового «я», становление её как поэта.

И стихам М. Цветаевой действительно настал черёд. Я думаю, и вы знаете их, может быть, не зная, кто их автор.

Летом 1916 г. пишет цикл из 11 стихотворений, посвященных Анне Ахматовой.

Кто ещё из русских поэтов удостоился таких высоких слов!

А между тем был уже канун революции, и надо думать, совершенно не случайно, а повинуясь интуиции, она стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. Стихи 1916 – 1917 г. и дальнейших годов составили книги «Вёрсты» (вышли в 1921 г.). Россия, родина входят в её душу и стих.

Поэтический синтаксис Цветаевой выражает стихийныйнапор неостановимо хлещущей жизни. Строки она, повинуясь интонации, безжалостно рвёт на отдельные слова и даже слоги, но и слоги своевольно переносит из одного стихового строчечного ряда в другой, даже не переносит, а словно отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией. От слушателя – читателя она требует почти физического напряжения, внимательного и сосредоточенного вслушивания.

Исключительно важную роль играют в цветаевских текстах и знаки препинания:

Весь поэт на одном тире…

Держится…

Это её любимый знак. Оно как бы указывает на тайные смыслы, одновременно соединяет и разъединяет слова. Нередко тире, вопреки всем законам пунктуации, ставится Цветаевой исключительно для того, чтобы подчеркнуть важность каждого сказанного слова.

Поэзия Цветаевой – это «письмо к человеку». Она обращается как бы к некоей аудитории или к толпе, собравшейся на площади. Её поэзия подобна речи или даже проповеди.

13 апреля 1917 г. у М. Цветаевой родилась вторая дочь, Ирина. С 1918 г. Сергей Эфрон был в рядах белой армии. А Марина Цветаева – в Москве, ничего не зная о муже. Потеряла ребёнка (Ирина умерла от голода), терпела нищету. Лишь позднее выяснилось, что Эфрон волною отступления был унесён в Чехию, стал эмигрантом.

Её лирика годов революции и Гражданской войны проникнута печалью и страстной, почти отчаявшейся надеждой. Она пишет книгу «Лебединый стан» (вышедшую за границей через несколько десятилетий), где прославляет белую армию просто за то, что в её рядах был её любимый. Пишет поэмы «Царь-Девица», «На Красном коне», «Переулочки».

В мае 1922 г. с 10-летней дочерью Алей уезжает за границу к мужу – в Прагу. Здесь (1924 г.) пишет «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Эту дилогию Пастернак назвал «лучшею в мире поэмой о любви».

В 1923 г. в Берлине, в русском книгоиздательстве «Геликон» выходит книга стихотворений, написанных в последние годы перед эмиграцией «Ремесло», а также издаёт книги «Царь-Девица», «Стихи к Блоку», «Психея».

1 февраля 1925 г. родился сын Георгий. Переезжают в Париж.Здесь завершает поэму «Крысолов», работает над поэмой «Лестница».

1928 г. – выходит последний прижизненный сборник «После России» (стихи 1922 -1925 гг.)

В первые годы в эмиграции активно участвует в русской культурной жизни. Но постепенно оказывается в изоляции. Новаторство её поэзии не получило должной оценки эмиграции. Более охотно издатели брали её прозу. Цветаева публикует небольшие рассказы, воспоминания о поэтах-современниках (Волошине, Брюсове, Пастернаке, Маяковском и др.)

18 июня 1939 г. вслед за дочерью и мужем с сыном возвратилась в Советский Союз. Она не застала сестру Асю в Москве – та была арестована. Вскоре арестовали дочь Алю, а потом и Сергея Эфрона. Дочь была приговорена к 8 годам лагерей, Эфрона расстреляли в августе 1941 г.

Во время эвакуации попала сначала в Чистополь, потом – в Елабугу. 31 августа 1941 г. – измученная, потерявшая веру в возможность жить, она покончила жизнь самоубийством.

Глубоко символично, что могила М. Цветаевой так и осталась ненайденной, затерявшись где-то среди безвестных холмиков на елабужском погосте. Разве кто-нибудь видел соловьиный некрополь? Птицы не умирают. Они исчезают в августовском небе, чтобы вернуться весной.

А.С. Пушкин в жизни и творчестве Марины Цветаевой.

Чтение и анализ стихотворений из цикла "Стихи к Пушкину".

Сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину". Она напишет книгу прозы: “Мой Пушкин”.

В третьем стихотворении цикла «Станок» А. С. Пушкин утверждается как равный собеседник. «Отношение Цветаевой к Пушкину как к единомышленнику, товарищу по «мастерской». Ей ведомы и понятны все тайны ремесла Пушкина - каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого слова».

Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался, был М. Волошин. Главное, что он отметил в её стихах – искренность. Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет пророческие строки: «Моим стихам, написанным так рано…»

 

Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»

Её первые сборники действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал». Её стихи восхищали многих символистов, однако не пользовались особой популярностью у широкого круга читателей. Сама Марина не примыкала ни к одному литературному направлению. Все это поэтесса предвидела, и изложила в своем стихотворении, подчеркнув при этом, что «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И это действительно произошло.

У произведения «Моим стихам, написанным так рано …» есть еще одна отличительная особенность. Оно состоит всего из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании.

 

С Сергеем Эфрон они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу, куда Марина приехала с сестрой Асей по приглашению Волошина. Она собирала камушки на пустынном морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, и который чудом уцелел и по сей день. Они обвенчались в январе 1912 г., а 5 сентября 1912 родилась их дочь Ариадна.

Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века. Но особое место занимал в душе Цветаевой А.Блок. Он был ее поэтическим кумиром, но она не была знакома с ним лично. Цветаева посвятила ему цикл стихов.

Основные темы цикла – преклонение перед талантом поэта, стремление постичь тайну духовной жизни художника, рассказ о любви, в котором переданы тончайшие оттенки чувств.

 

Домашнее задание: прочитать очерк Цветаевой «Мой Пушкин», подготовить сообщение «Пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: