Глава I Предпринимательство: его сущность и формы




1.1..История предпринимательства

История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах[1].

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. — Компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникала и в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникли первые акционерные банки. Так, в

1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в

1695 г. — Банк Шотландии. В конце ХVIII — начале XIX в. акционерная форма организации банковского дела получила широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм начала распадаться на сотни, тысячи паев вкладчиков — владельцев акций. Все более расширялась пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становилось все труднее выживать, им оказывались нс под силу нововведения, зато широкое развитие получали средние и крупные фирмы.

Вес чаще звучит идея получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия: менеджер — руководитель, организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.

Говоря о современном, третьем этапе в развитии предпринимательства (с 1970-х годов прошлого столетия и до наших дней), Л.О. Блинов и И.Н. Шапкин выделяют пять характерных тенденций [2]:

1. Рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, приведший к «индивидуализации*» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерийного производства. В этих условиях малое предприятие, должным образом оснащенное, становится нс менее конкурентоспособным, чем крупное производство.

2. Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно-технологические системы, созданные на основе новейшей технологии, уже нс предъявляют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевление современных средств производства существенно снижает инвестиционный барьер для создания и начального этапа развития нового предприятия.

3. Существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего передовую технику, малый бизнес превратился в нс менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, наличие творческой атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. В условиях малого бизнеса весь цикл изобретение—освоение—готовый коммерческий продукт существенно сокращается по сравнению с циклом крупных компаний (в среднем — в 1,5—2 раза).

4. Радикальное изменение государственного подхода к.малому бизнесу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие.

5. Интернационашзация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и др.

Наблюдается рост сотрудничества крупного бизнеса с малыми и средними компаниями в рамках различного рода договорных отношений. Особенно это получило развитие в деятельности японских и немецких компаний, где непрерывно растет доля мелких поставщиков комплектующих деталей и изделий в стоимости готовой продукции крупных предприятий. Определенную рать сыграло и развитие системы франчайзинга, о чем подробно будет рассказано ниже.

За последние годы наблюдается последовательный рост удельного веса частных предприятий и организаций в общем их числе. Так, если на начало 1995 г. доля частных предприятий и организаций составляла 62,5%, в 2000 г. — 74,6, то на 1 января 2004 г. их удельный вес в общем числе предприятий и организаций составил 78,1%.

1.2.. Понятие предпринимательства, организация предпринимательской деятельности

Что же подразумевается под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?

Эти понятия впервые употребил английский экономист конца ХXI — начала ХVI в. Р. Кантильон. По его мнению, предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ[3].

Позже известный французский экономист Ж. Б. СэСй (1767—1832) в книге «Трактат по политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединение, комбинирование трех классических факторов производства — земли, капитала, труда[4]. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, за его способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка**. Предприниматель, считает он, — это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

К сожалению, классики — основатели экономической науки нс очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность нс стала предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и Д Риккардо (1772— 1823) представляли экономику как саморегулирусмый механизм, в котором творческому предпринимательству нс находилось места. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и сеть, по Смиту, компенсация собственнику за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности.

Книга А. Смита была опубликована в том же году, что и Декларация независимости США. По мнению Р. Хайлбронсра, Л. Тароу и других экономистов, трудно сказать, какой из этих двух документов имеет большее историческое значение. Декларация, считают они, прозвучала как призыв к созданию общества, основанного на «жизни, свободе и стремлении к счастью». Труд Смита объяснял, как именно такое общество должно работать.

Все участники рынка, пишет Смит, подгоняются стремлением «сделать деньги» для себя, улучшить свое положение. Каким же образом рыночное общество нс позволяет заинтересованным только в своем успехе, жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Может ли на такой опасной антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?

Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным механизмом рыночной системы — механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, промышляющему лишь об улучшении своего положения противостоит на рынке толпа людей с тем же стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем другие производители аналогичной продукции, трудно будет найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Итак, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.

Рынок выдаст тс товары, полагает Смит, которые желает получить общество, и в том количество, которое последнему требуется. Таким образом, Смит показывает, что рыночная система — могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества веем необходимым, и эта система саморегулируется. Однако Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

Д. Риккардо видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисто-эксплуататорс.

Лишь на рубеже XIX—XX вв. началось осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл (1907—1968) первым добавил к упомянутым трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

Американский экономист Дж.Б. Кларк (1847—1938) несколько видоизменил тройственную форму Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал, капитальные блага — средства производства и земля, деятельность предпринимателя, труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату-. Или, как писал Кларк: «Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталисту — то, что создается капиталом, а предпринимателям — то, что создается фут потей координирования»[5].

Известный американский экономист австрийского происхождения Й. Шумпетер (1883—1950) в книге «Теория экономического развития», которая вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как «новатор». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые функционируют как его активный элемент.

По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф. фон Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а нс вид деятельности. Последнее представляется очень важным.

Ряд функций, например принятие решения, несение ответственности, связывают предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером нс следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, понятие «предпринимательство» шире понятия «управленческая деятельность». С другой — эффективное управление (менеджмент) со всеми его современными функциями по силам нс каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента:

Такие характеристики, как личный риск, реакция па финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше.

Основное качество менеджера — способность «внести организованность в неструктурированную организацию — далеко нс всегда присуще лаже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предприниматслю-новатору приходит хороший управляющий — менеджер.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня понятия «предприниматель» и «менеджер» нередко совпадают, хотя один из них — собственник, а другой — управляющий. На деле многие собственники 1 2 3 выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

Вплотную к понятию «предприниматель примыкает понятие «предпринимательство».

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в Средние века — антрепренер) и «предпринимательство»[6].

• 1725 г., Р. Кантильон: предприниматель — это человек, действующий в условиях риска;

• 1797 г., Бодо: предприниматель — лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием;

• 1876 г., Ф. Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;

• 1934 г., Й. Шумпетер: предприниматель — это новатор, который разрабатывает новые технологии;

• 1961 г., Д. Маклелланд: предприниматель — это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;

• 1864 г., П. Друкер: предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;

• 1975 г., А. Шапиро: предприниматель — это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу;

• 1985 г., Р. Хизрич: предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в «Энциклопедическом словаре предпринимателя»:

Предпринимательство — самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Предприниматель (фр. епТгергепеиг) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с пенными бумагами.

Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»:

Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли. Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли па основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства — указание на необходимость сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица становятся субъектами предпринимательства обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут принимать форму различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.

Хозяйственная ассоциация — это договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно-хозяйственной деятельности для решения определенных задач. Ее участники объединяют лишь часть своих финансовых и материальных ресурсов. Они могут входить и в другие хозяйственные объединения предприятий без согласования с другими членами ассоциации. Эта форма объединения предприятий менее жесткая, чем концерн.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

• экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства — получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

• хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание Шумпетер и Маршалл. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений; Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они нс только создают новый порядок, но и, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.

Более правильной представляется оценка предпринимателя, данная Шумпетером: как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации жизни общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По мнению Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрушение*, являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.

 

 

1.3..Виды предпринимательства

 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным основаниям: виду деятельности, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.п.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе[7].

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство нс может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций).

По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Об индивидуальном предпринимательстве говорят тогда, когда собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников. 

Известны организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности заключаются в том, что каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада и действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они нс согласны с этими действиями.

Товарищества подразделяются на две группы: полные (с неограниченной ответственностью) и коммандитные (с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.

Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью нс отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность веем своим имуществом.

Наиболее распространены акционерные общества (АО). Им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. Участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативом. В деятельности кооператива обязательно личное труд о век и иное участие его членов, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн — это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач.

Консорциум представляет собой объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции, например осуществления значительных инвестиций в крупный промышленный проект; при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, поскольку ответственность делится на всех участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между ними. Картели1 — скрытое соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Новой организационно-экономической формой предпринимательства стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

 

 

Глава 2. Значение предпринимательства в современной экономике

2.1. Роль предпринимательства в экономике

2.2.Проблемы и перспективы развития предпринимательства в РА

Заключение

Список использованной литературы


[1] Горфинкель В.Я., Г.Б. Поляк. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся но экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / 5-е изд., перераб. и дон. — М.: ЮНИ ТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).С.6

[2] Блинов А. О., Шапкин И.М. Малое предпринимательство. Теория и практика: Учебник. М.: Дашков и К', 2003.

[3] Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще. (Впервые опубликована в 1755 г.).

[4] Сэй Ж.Б. Трактат аолитической экономии М.1896г

[5] Кларк Дж.Б. Распределение богатства, 1934г

[6] Хизрич Р., Питерс М. Пред11ринимательсгво. идн Как завести собственное дело и добиться успеха; Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Про1ресс, 1990.

[7] [7] Горфинкель В.Я., Г.Б. Поляк. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся но экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / 5-е изд., перераб. и дон. — М.: ЮНИ ТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).С.24



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: