Канон книг Священного Писания




Слово «канон (kanonos)» по-гречески буквально означает «тростник». В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. Под каноном Св.Писания понимается совокупность книг, признаваемых христианской Церковью, богодухновенными и священными. Все эти книги подразделяются на Священное Писании ВЗ и НЗ.

В состав православного ветхозаветного канона входит 49 книг(некоторые версии добавляют еще одну – 3-ю Ездры); в католическом каноне 46 книг. Почти все они восходят к иудейскому Св.Писанию – Танаху. Корпус текстов Ветхого Завета был окончательно подтвержден только в 90 году на иудейском синедрионе в городе Ямнии(Галилея), и христианская Церковь признала этот корпус, и мы сегодня видим его в Библии(Хотя фактически Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен, канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г.). Восточные христиане восприняли Танах преимущественно в греческом переводе Септуагинты – так называемых «70» толковников»(3-2в. До РХ), Западные христиане – в переводе на латинский язык, сделанном во второй половине 4в. Блж. Иеронимом по настоянию папы Дамаса(366-384гг.). Этот латинский перевод Ветхого Завета получил название Вульгата(что значит «широко известная, распространенная»).

В состав новозаветного канона входят 27 книг. Однако не все из них использовались в Церкви с самого начала ее существования. Сам Спаситель проповедовал устно, а Его жизнеописания(евангелия)стали возникать спустя довольно долгое время после Вознесения. Послания апостолов также первоначально не относились к Писанию, поэтому некоторые апостольские послания(в частности, послание Павла к Лаодикийцам) оказались ныне утрачены. Другие послания апостола сохранились потому, что с самого начала его проповеди воспринимались как авторитеные учительные тексты.

Хотя в общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, относительно некоторых книг (Иакова, Иуды, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Евреям, Апокалипсиса) долгое время сохранялось сомнение. К началу 3 века во всех Церквах каноничными считались 4 Евангелия,13 посланий ап. Павла, 1-е послание Петра и 1-е послание Иоанна. В отношении остальных книг НЗ существовали расхождения – так, на Востоке считали каноничным 14-е послание Павла к евреям(оно упомянуто в списке свт.Афанасия Александрийского), а на Западе оно каноничным не считалось. Наоборот, Откровение Иоанна Богослова было на Западе в числе канонических книг(ср.кодекс Муратори), а на Востоке(особенно в Сирии) его многие считали апокрифом(правда, эта книга фигурирует в списке Афанасия Александрийского, но здесь очень вероятно римское влияние). Лишь к началу 5в. Новозаветный канон утверждается на Востоке и на Западе в современном виде – с включением Послания к евреям и Откровения.

Принимая в канон священные книги, по проверке из писаний апостольских, о которых возникали споры, Церковь вместе с тем исключила из священных книг писания не апостольские и решительно отвергала все книги подложные, каковы, напр., евангелие "от Евреев," от "Египтян," "Евангелие Никодима," "Евангелие Фомы," "Деяния Павла," "Апокалипсис Петра" и проч. апокрифы, распространенные в церковной среде («апокриф» – скрытый, тайный). Начиная с Иринея Лионского так называют все раннехристианские произведения, которые не вошли в канон. Отнюдь не все из них имеют антихристианский ложный характер. Не стоит забывать, что в раннем христианстве не существовало строгого разделения на канон и апокриф. Некоторые книги, хотя и не были признаны богодухновенными и не входят в канон, тем не менее, рекомендуются Церковью для назидательного чтения, например протоевангелие Иакова, евангелие от Никодима, «Пастырь» Ермы и др. В 4 в. Церковь вынесла окончательно решение по поводу спорных вопросов. В настоящем виде новозаветный канон окончательно был утвержден на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.

Церковь заботливо охраняла неприкосновенность Св. Предания, признавая священным, апостольским только то, которое, несомненно, исходило от апостолов и не противоречило их писаниям. Первыми хранителями апостольского предания были предстоятели церквей, непосредственные ученики апостолов, ими самими поставленные. Они, в свою очередь, передавали предание своим преемникам.

О Св.Предании

В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15);

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2).

Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский (156) пишет «о преданном изначала слове», а сщмч. Ириней Лионский (202) говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», о «церковном предании от апостолов».

Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу:

«Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» (Ин. 17:8).

Согласно Тертуллиану, учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога».

Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:

1) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;

2) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;

3) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.

4)четвертый уровень понимания: Предание как живая память Церкви, самосознание, живущее в Церкви со дня Пятидесятницы. Предание, в принципе, выполняет в Церкви ту же функцию, какую в человеке выполняет память.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: