Дополнение к №33.Призвание Матфея. Лк.5:36-38




Мф.9:9

Об этом повествует как сам Матфей, так и другие два Евангелиста - Марк и Лука, причем только Матфей называет себя этим именем, а другие - Левием. Иудеи имели обычай носить два имени. Выйдя из дома после совершенного Им чуда исцеления расслабленного, Господь увидел человека, сидящего на мытнице, то есть у сбора пошлин, или податей, по имени Матфей, или Левий, и сказал ему: «Следуй за Мною»: будь Моим учеником (см. прим. к Мф. 4:19 и дал.). И тот тут же встал и последовал за Иисусом. Надо бы добавить, что мытари, или сборщики податей, к числу которых принадлежал Матфей, считались у евреев самыми грешными и презренными людьми, так как взимали с народа подати в пользу римского правительства. К тому же право на это взимание податей они брали на откуп у римского правительства, и в своей непомерной жажде к наживе взимали с народа больше, чем следовало, почему и заслуживали к себе общую ненависть.

Такова сила слова Господа, что мытарь, человек зажиточный и жадный, бросил все и последовал за Ним, не имевшим где и голову приклонить. Но это доказывает вместе с тем, что грешники, сознающие свой грех и готовые искренне раскаяться, ближе к Царству Небесному, чем гордящиеся своей мнимой праведностью фарисеи. (Таушев).

Левий Матфей, вероятно, был откупщиком на службе у Ирода; сидя «у сбора пошлин» в Капернауме, он скорее напоминал таможенного чиновника, собирающего таможенные пошлины с товаров, которые провозили через этот город по близлежащим торговым путям. (Культ-истор. комментарий).

Мф.9:10

Обрадованный призывом Господа Матфей пригласил к себе в дом («Иисус возлежал в доме его (Матфея)» Мк.2:15) Иисуса и Его учеников и устроил им «большое угощение » (Лк.5:29). По восточному обычаю, приглашенные на обед или ужин не сидели за столом, а возлежали вокруг невысокого стола на особых приставных скамьях или диванах, облокотившись левой рукой на подушку. (Таушев).

Ободренные снисходительностью Господа к человеку, которого молва людская считала грешником, как и всех ему подобных, многие товарищи его по ремеслу — сборщики податей, может быть, приглашенные самим Матфеем по сему случаю, и грешники — люди, по мнению иудеев и особенно фарисеев, не доброй нравственности и поведения, пришли и участвовали в угощении, вместе со Спасителем и Его учениками. (Лузин).

Некоторые комментаторы считают, что слово «грешники» может относиться ко всем, кто ел пищу, нарушая законы о ритуальной чистоте, но, вероятно, это определение относится ко всем, кто вел греховную жизнь, нимало не заботясь о своей репутации в религиозном обществе. (Культ-истор. комментарий).

Мф.9:11

Это-то (возлежание Иисуса с мытарями и грешниками) и дало повод фарисеям осудить Господа за такое сближение с грешниками. Сидеть или возлежать (по восточному обычаю) за одним столом означает известную близость между собою сидящих или возлежащих. Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? - обратились они к ученикам Иисуса. Св. Златоуст поясняет эти слова так: «Клевещут перед учениками на Учителя с худым намерением, желая отвлечь учеников от Учителя», поскольку набрасывают на Господа тень, как на ищущего дурного общества и тем выражают подозрение, что и сам Он едва ли праведен, потому что входит в общение с грешниками и мытарями. (Таушев) (Лузин).

Мф.9:12

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные »: здоровые — праведные, больные — грешные (ср. Мф. 9:13). (Лузин).   

Смысл этих слов в том, что не чувствуют нужды в Спасителе мнимые праведники, каковы фарисеи, но чувствуют эту нужду грешники. Место врача - у постели больного, как бы говорит Господь, - Мое место возле тех, кто болит сознанием своих духовных немощей, и Я с ними, с мытарями и грешниками, как врач с больными. (Таушев).

Я пришел теперь, говорит Господь, не как Судья, но как Врач: поэтому и смрад терплю. (Феофилакт).

Мф.9:13

«Пойдите, научитесь »: чтобы оправдать образ своих действий в глазах фарисеев и обличить их неразумные подозрения, Господь отсылает их к пророческому слову, дабы они научились и вразумились.«Говоря: «пойдите, научитесь » — обличает их еще и как невежд. Вы, говорит, доныне не научились, так хотя теперь пойдите и узнайте» (Феофил.). — Пойдите в синагогу, где читаются Моисей и пророки, и научитесь; или пойдите, возьмите книги пророческие и научитесь. (Лузин).

Фарисеи считают, что праведность заключается в принесении установленных законом жертв, но при этом они забывают слова Божьи, сказанные устами пророка Осии: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжений » (Ос. 6:6). Это не значит, чтобы Бог чрез пророка осуждал жертвы, приносимые Ему при разных случаях: ибо жертвоприношения учреждены Им же самим чрез законодателя Моисея. Господь имеет в виду, что жертвоприношения и все формальное благочестие без любви к ближним, без дела милосердия ничего не стоит в глазах Бога. Жертвы суть внешние Действия, которые могут быть совершаемы без соответствующего им чувства. Господь не отвергает значения и достоинства жертвы; жертва хороша, если она есть выражение внутреннего чувства и сопровождается таковым чувством; но если она только — внешнее действие без внутреннего чувства, каковы по большей части были жертвы само- обольщенных фарисеев, то такая жертва не только не приятна, но противна Богу (Ис. 1:11-18). Господь говорит как бы так: Бог предпочитает этим внешним обрядам закона выражение любви к ближним, какое является, например, в милосердии к ним; эта любовь и заставляет Меня искать общения с мытарями и грешниками, чтобы показать свою милость к ним, в которой они так нуждаются и которой они так ищут. (Таушев) (Лузин).

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, или, иными словами, Господь пришел для того, чтобы грешники покаялись и исправились, Он пришел призвать к покаянию не тех, кто считает себя праведником[3] и воображает, будто ему не в чем каяться, зная, что Его усилия будут бесполезны в отношении к ним, даже могут возбудить их злобу и ненависть к Нему, но тех, кто смиренно сознает себя грешником и просит у Бога милости и спасения, ищут сего, каковы те, с которыми Он возлежит теперь. Правда, Господь пришел спасти всех, в том числе и мнимых праведников, но пока они не оставят мечтания о своей праведности и не сознают себя грешниками, призвание их будет бесплодно, и спасение для них невозможно: ибо в сем состоянии они не способны принять слова призвания и получить спасение. (Лузин) (Таушев).

Мф.9:14

Потерпев в этом поражение (см. Мф. 9:13), фарисеи переносят свои обвинения на учеников Господа, и в этом к ним присоединяются ученики Иоанна Крестителя, которые, как мы уже говорили, считали своего учителя выше Иисуса и относились с завистью к Его все более возрастающей славе. Св. Иоанн Креститель был строгий постник и, конечно, приучал учеников своих к таким же строгим постам. Ученики Иоанна, без сомнения, знали из его же свидетельства о Мессии, что он — предтеча сего Мессии и, как видно, не могли дать себе отчета в том, почему ученики самого Мессии не постятся, почему Мессия освобождает их от постов. Вероятно, в это время он был уже в темнице, и ученики его еще усилили по этому поводу свой пост., чтобы выразить тем свою скорбь, и, может быть, удивлялись, почему ученики Иисуса Христа не соединяют своего поста с их постом, чтобы выразить скорбь свою о заключении в темницу такого учителя, который крестил даже и их Учителя. Фарисеи[4] же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов, и вот они спрашивают у Господа: Почему мы и фарисеи постимся много [5], а Твои ученики не постятся? — «Не постятся »: т.е. менее постятся, а не то, чтобы совсем не постились. Господь отвечает им тремя сравнениями или уподоблениями. (Лузин) (Таушев).

Мф.9:15

На это Господь отвечает им словами их же учителя: Могут ли печалиться сыны чертога брачного пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Это значит: ведь ваш учитель назвал Меня Женихом, а себя - другом Жениха, которому надлежит радоваться; поэтому Мои ученики, как сыны чертога брачного, радуются, пока Я с ними, и с этой радостью несовместим слишком строгий пост, как выражение скорби, печали. Когда наступят для этого другие дни, и они останутся в мире одни, тогда и будут поститься. В память этих слов Господа наша святая Церковь и установила пост Страстной седмицы, примыкавшей к посту св. Четыредесятницы, и пост по средам и пятницам, именно в те дни, когда отнялся у нас Жених - дни предательства, Его страданий и крестной смерти. (Таушев).

«Могут ли они печалиться, пока с ними жених? » Для них это — время радости и веселья; в это время всякая печаль для них неуместна, и пост, как выражение печали, не своевременен. Мысль без иносказания такая: пока Я нахожусь с Моими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, — это для вас время скорби и поста; Я еще с Моими учениками и — это для них время радости и веселия (Феофил., ср. Злат.). — «Отнимется у них жених »: как отнят Иоанн у его учеников. Это, очевидно, указание Господа на свою смерть. — «Тогда будут поститься »: выражая свою скорбь, они будут налагать на себя пост. Разумеется, конечно, не постоянное пощение, так как и церковь установила определенные посты, а не постоянный пост. Смысл: когда Я буду взят от них телесно, тогда будут они выражать свою скорбь и постами, а теперь еще для них время радости и веселия (ср. Злат. и Феофил.). (Лузин).

Мф.9:16 - 17

(ст.16) Говоря, что для Его учеников еще не настало время поститься, Господь развивает дальше эту мысль. (Таушев).

(ст.16) «Никто к ветхой одежде »[6] и пр.: если одежда довольно поносилась и явилась на ней дыра, то благоразумнее к разорвавшемуся месту пришить заплату из поношенного же, а не нового, твердого; иначе новое отдерет и дыра будет больше. (Лузин).

(ст.16-17) По толкованию св. Златоуста, новая заплата и молодое вино - это строгий пост, строгие требования вообще, а ветхая одежда и старые мехи - это немощность, слабость учеников, еще не подготовленных к несению больших подвигов. Господь имеет в виду следующее: Я нахожу неблаговременным налагать на Моих учеников, еще слабых, пока они не обновлены, не возрождены благодатью Святого Духа, бремя строгой жизни и тяжких заповедей. Здесь Господь защищает Своих учеников от нареканий с истинно отеческой любовью и снисхождением к ним. (Таушев).

(ст.17) «Мехи ветхие »: на Востоке, особенно во время путешествий, для сохранения вина, употребляли и употребляют мехи, приготовляемые из кожи животных особенным образом для этой цели (бурдюки). От долгого употребления они ветшают, и тогда небезопасно вливать в них молодое вино, более крепкое и сильное; оно может прорвать мех, а потому для молодого крепкого вина нужны и мехи новые, крепкие. Смысл и этой приточной речи тот же, что и предыдущей: новое вино — пост, ветхие мехи — слабость учеников, которой не должно обременять (ср. Феофил., Злат.). (Лузин)    

Лк.5:39

«И никто, пив старое вино » и пр.: продолжение той же приточной речи, сообщаемое только евангелистом Лукой. – Вино (виноградное) чем дольше стоит, чем более стареет, тем более приобретает аромата, тонкости, вкуса; вино же новое более остро и резко, а потому только что испивший старого вина не с охотой и не с приятностью будет пить молодое вино. – Смысл этого заключительного приточного изречения, применительно к предшествующим, таков: вы хотели бы наложить на моих учеников теперь же строгие и суровые обязанности ветхого закона, но они только что еще поставляются в новое положение, под новый закон благодати; они начали и только еще начали вкушать сладости Евангелия и не могут еще выносить строгости его. Придет время, что и они будут поститься и строго поститься, не по букве внешней старой, но по духу внутреннему и новому. Но это – не теперь, теперь еще они для этого не приготовлены и время не то: теперь с ними жених, и они должны быть веселы, как на пире жениха. Требовать, чтобы они проводили теперь строгую аскетическую жизнь, как ученики строгого Иоанна, то же, что пришивать новую заплату к ветхой одежде, вливать вино новое в мехи старые, или пить худшее вино после лучшего; это и неприятно и неполезно. (Лузин)    

Такое же извинение ученикам Иоанна содержится и в последней притче о том, что старое вино вкуснее (ст. 39). Господь хочет сказать этим, что для Него вполне понятно то обстоятельство, что люди, привыкшие к известным порядкам жизни и усвоившие себе давно уже определенные воззрения, держатся за них всеми силами и что старинное кажется им приятным... (Лопухин)

Иисус, вероятно, объясняет, почему религиозные люди не одобряли радости учеников Иисуса: для них это было нечто новое. (Культ.-истор. ком.)

не захочет тотчас молодого. Новое не сразу достигает умов и сердец, для этого требуется время, проповедь и работа Духа Святого.

ибо говорит: старое лучше. Букв.: "старое хорошее". Устоявшиеся взгляды и мнения, подобно старому вину, всегда кажутся лучше (правильнее), поскольку они привычны и укладываются в традиционный образ жизни. (Новая Женевская учебная Библия)

 

Дополнение к №33.Призвание Матфея. Лк.5:36-38

Новая Женевская учебная Библия:

Лк.5:36

Притча имеет прямое отношение к упрекам фарисеев и является продолжением ответа Иисуса, изложенного в ст. 31-35.

никто не приставляет заплаты. В свете ком. к 5,36-39, эти слова, очевидно, означают, что нельзя прилагать отдельные моменты проповеди Христа о благодати к старому мировоззрению, т.е. оправданию законом.

к ветхой одежде. Мышление фарисеев уподобляется отжившей свой век одежде.

новую раздерет, и к старой не подойдет. Смешение закона и благодати невозможно.

Лк.5:37

молодого вина. Нового учения. Вино в Библии часто служит образом-символом откровения Божия. Учение Христа - "молодое вино" нового и последнего откровения Бога.

мехи ветхие. То же, что "ветхая одежда", - старые представления; сознание человека, не воспринимающее новых истин ввиду сложившихся стереотипов.

Лк.5:38

молодое вино должно вливать в мехи новые. Новое откровение Божие должно входить в умы, обновленные проповедью Христа и покаянием.

 

 


[1]«Геннисаретскому или озеру Тивериадскому, на берегу которого лежал Капернаум» (Лузин)

[2] «вероятно, ища уединения, но народ снова стекается к Нему» (Феофилакт).

 

[3] Ни один смертный не праведен пред Богом по своей греховной природе (Пс. 13:3, Рим. 1:18-32, Рим. 3:10-18), но фарисеи, исполняя в точности внешние обряды закона, самомечтательно считали себя таковыми.

[4] Фарисеи иногда постились два раза в неделю, сверх постов общенародных (Лк. 18:12). (Лузин).

[5] «и молитвы творят » (Лк.5:33)

[6] Ев. Лука называет этот образ приведенный Христом «притчей » (Лк.5:36)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: