Условия и методика проведения исследований




 

Перед тем, как организовать маркетинговую деятельность, любое предприятие должно проводиться маркетинговое исследование. Маркетинговые исследования - это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем, потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии, а так же маркетинговой деятельности предприятия.

Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях на рынке ТПН. Как показывает практика, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать, и сопоставлять всю информацию. необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определения объемов продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Объектами рыночного исследования являются тенденция и процесс развития рынка. Включая анализ изменения экономических, научно-технических, законодательных и др. факторов, а тек же структура и география рынка. Его емкость. Динамика продаж, барьеры рынка. Состояние конкуренции, сложившаяся коньюктура, возможности и риски.

Основными результатами исследования рынка являются:

n прогнозы его развития, оценка конюктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха,

n определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки

n осуществление сегментации рынков

Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров(доходы, образование. социальные положения и др.)

Предметом исследования является мотивация поведения потребителей и определяющие ее факторы, изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса. Цель исследования потребителей- сегментация потребителей, выбор целевых сегментов.

Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкретного преимущества на рынке, а тек же найти пути сотрудничества и кооперации возможными конкурентами. Этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучается занимаемая ими доля рынка. реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, организация управления деятельности.

В целях получение сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии присутствовать на выбранных рынках, производится изучение фирменной структуры рынка. Помимо посредников предприятие должно иметь представление о транспортно- экспедиторских, рекламных, страховых, финансовых и др. организациях, создание совокупности маркетинговую инфра структуру рынка.

Главной целью исследования товара является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров запросами и требованиям потребителей, а так же анализ их конкурентноспособности. Исследование товара позволяют получить самые полные и ценные с точки зрения потребителей сведения о потребительских параметрах изделия, а также данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной кампании, выбора наиболее подходящих посредников. Объекты исследования потребителей свойства товаров-аналогов и товаров конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, уровень сервиса, перспективные требования потребителей. Результаты исследований дают возможность предприятие разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей. Повысить их конкурентноспособность, разработать новые товары, выработать фирменный стиль, определить способность патентной защиты.

Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношение цен, который позволяет получить наибольшую прибыль при наименьших затратах. В качестве объектов исследования выступают затраты на разработку. производство и сбыт товаров, степень влияния конкуренции, поведение и реакция потребителей на цены, в результате проведенных исследований товара на цены выбираются наиболее эффективные соотношения "затраты- цена", и "цена -прибыль"

Исследование товародвижения и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации.

Объекты изучения - торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения.

Также анализируются формы и особенности деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявляются сильные и слабые стороны.

Это позволяет определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы. разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения.

Исследование системы стимулирования сбыта одно из важных направлений маркетинговых исследований. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.

Результат исследования позволяют выработать политику "паблик рилейшин", определить методы формирования спроса населения, повысить эффективность коммутативных связей, в том числе и рекламы.

Исследование рекламы предполагает апробацию средств рекламы, сопоставление фактических и ожидаемых результатов от рекламы, оценку продолжительности воздействия рекламы на потребителей.

Стимулирование продвижения товаров на рынок касается не только рекламы, но и других сторон политики предприятия по сбыту, в частности, исследования эффективности конкурсов, скидок, премий и других льгот, которые могут применяться предприятием, в их взаимодействии с покупателями, поставщиками, посредниками.

Исследования внутренней среды предприятия ставят целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды.

Всей этой деятельностью на ЯКХЗ занимается маркетинговый отдел, который устанавливает связи с инностранными партнерами, предлагая "свой" товар.

 


3. Анализ экономической деятельности предприятия ОАО "ЯКХЗ"

 

3.1 Технико-экономические показатели ЯКХЗ

 

Анализ экономической деятельности на макроуровне предусматривает определение эффективности экспорта и импорта продукции по отдельным товарным группам. Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность должна привести к повышению ответственности в обосновании управленческих решений. ОАО "ЯКХЗ" осуществляет внешнеэкономическую деятельность со следующими странами: Беларусия, Россия, США и др.

Для эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности ЯКХЗ, изначально, следует определить основные технико-экономические показатели деятельности завода, которые разместим в таблице 1.

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО "Ясиновский коксохимический завод" позволят определить прибыльность предприятия, сделать сравнительную характеристику показателей за 2001-2003 года.

 

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО "Ясиновский коксохимический завод"

Показатели Годы Абсолютное отклонение, тыс.грн. Относительное отклонение, %
      2002-2001 2003-2001 2003-2002 2002-2001 2003-2001 2003-2002
Чистый доход от продукции, тыс.грн.             24,57 63,3 31,09
Себестоимость реализованной продукции, тыс.грн.             17,18 53,1 30,64
Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения, тыс.грн.           -1368 77,96 7,8 -39,4
Чистая прибыль (убыток), тыс.грн.         -1375 -2047 29,02 -59,4 -68,5
Стоимость имущества, тыс.грн., в том числе: - основных фондов; - оборотных средств, тыс.грн.             8,35 43,5 32,5
Наличие собственных оборотных средств, тыс.грн.                  
Численность работников, чел.                  
Фонд оплаты труда, тыс.грн.                  
Рентабельность продукции, %                  
Продуктивность работы, тыс.грн.                  

 

Согласно приведенным в таблиие 1 данным можно сделать вывод о том, что ОАО ЯКХЗ прибыльное предприятие. За анализирусмьтй период чистый доход от реализации продукции увеличился на 26211 тыс. грн. или 63,3 %, при этом за 2002-2001 года он увеличился на 10174 тыс. грн, а за 2003-2002 года — на 16037 тыс. грн. Ссбестоимоть реализованной продукции также увеличилась за 2003-2002 года на 17163 тыс. грн: на 5555 тыс. грн. за 2002-2001 года (17,2%) и на 11608 тыс. грн. (30,6%) за 2003-2002 года. В основном, это было вызвано тем, что предприятие за исследуемый период улучшило качество выпускаемой продукции, в связи с требованиями потребителей

Чистая прибыль за исслелуемые года изменялась за 2002-2001 года: она значительно увеличилась на 672 тыс. грн., и в итоге составила 2987 тыс. грн., но к 2003 году она уменьшилась на 2047 тыс. грн и составила 940 тыс. грн, за весь период чистая прибыль уменьшилась на 1375 тыс. грн. или 59,4 %. Такие результаты конечно, негативно характеризуют предприятие, но проследив причины, которые вызвали снижение прибыли, можно сказать, что предприятие вьшло из кризиса довольно успешно. Причиной увеличения показателя в 2002 году является ввод в эксплуатацию 5-й батареи ведущего цеха, которая после модернизации могла производить продукцию более высокого качества и в большем количестве. Но так как основной в этом цехе являлась 1-я батарея, которая в связи с износом вышла из эксплуатации в 2003 году, то предприятие понесло значительный ущерб.

Стоимость всего имущества предприятия увеличилась за 2003-2001 года на 126643 тыс. грн, или 43,5, в том числе, за 2002-2001 года стоимость основных средств увеличилась на 3929 тыс. грн. или 1,5 %, а оборотных средств на 20374 тыс. грн. или 74 %; за 2003-2002 года стоимость имущества также увеличивалась на 74508 тыс. грн. или 27,9% и 27832 тыс. грн. или 58,1%соответственно.

Численность работников значительно увеличилась лишь за 2002-2001 годы на 272 человека, а за 2003-2002 годы на 33 человека. Рентабельность продукции за анализируемый период увеличилась лишь на 2 тыс. грн. Или на 18,9%, при этом за 2002- 2001 года она увеличилась на 1,9 тыс. грн., а за 2003-2002 года на 0,1 тыс. грн.

 

3.2 Анализ финансовой деятельности предприятия

 

Отчетным периодом для ОАО "Ясиновского коксохимического завода" является календарный год с 01.01.2002г. по 01.01.2003г.

Вся отчетность составлена в гривнах, единица измерения — тыс. грн. Показатели 2002 г. сравниваются с 2001 г.

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности отвечает таким характеристикам:

- доходчивость и одна значимость толкования;

- уместность;

- достоверность;

- сравнение данных.

При составлении финансовых отчетов граница существенности определялась в соответствии с рекомендациями Министерства финансов и Государственного комитета статистики Украины "Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине" № 996-ХIV от 16.06.1999 г. ОАО "ЯКХЗ" с 01.01.2001 г. введение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности осуществляет с Положениями (Стандартами) бухгалтерского учета.

Годовая инвентаризация на заводе проводятся в установленные сроки и в соответствии с "Инструкцией по инвентаризации основных средств нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств". Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании заводской комиссии.

Амортизация на заводе начисляется согласию п. 8.6. ст. 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий методом уменьшения остаточной стоимости".

На 01.01.2003 г. наличие основных средств по первоначальной стоимости составляет 341806 тыс. грн. За 2002 год сумма инвестиций в основной капитал составила 34530 тыс. грн. В 2002 г на заводе применялся метод оценки запасов по средневзвешенной себестоимости.

По состоянию на 01.01.2003 г. балансовая стоимость запасов составила 29348 тыс. грн. Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2003 г. составляла всего 17506 тыс. грн.

Общая сумма кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2003г. составляло —46086 тыс. грн, при этом основную часть долга составляет кредиторская задолженность за товары, работы, услуги — 23383 тыс.грн.

Аналогично, согласно балансу на 01.01.2004 года, общая дебиторская задолженность составляла 16702.2 тыс. трн., наибольший удельный вес имеет задолженность за товары, работы и услуги - 667%.

Финансовые результаты работы ОАО "ЯКХЗ" следует рассматривать в приведенной таблице 2.

 

Таблица 2. Динамика финансовых результатов предприятия

№ п/п Показатели 2003г. 2002г. Отклонение, тыс.грн.
1. Доход от реализации продукции      
2. Налог на добавленную стоимость      
3. Чистый доход      
4. Себестоимость реализованной продукции      
5. Валовая прибыль      
6. Другие операционные доходы      
7. Другие операционные затраты      
8. Финансовые результаты от операционной деятельности: - прибыль     -1105
9. Другие финансовые доходы      
10. Другие доходы     -29
11. Финансовые затраты      
12. Другие затраты      
13. Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения: - прибыль     -1368
14. Налог на прибыль от обычной деятельности      
15. Финансовый результат от обычной деятельности: - прибыль     -2047
16. Чистая прибыль     -2047

 

Согласно приведенным данным доход (выручка) от реализация продукции за весь исследуемый период увеличилась на 18614 тыс.грн.,это повлекло за собой увеличение выплаты налога на добавленную стоимость на 2577 тыс. грн. Как видно из таблицы 2, предприятие к концу периода 2002-2003 годов получило чистый доход в сумме 67616 тыс. грн,, что на 16037 тыс.грн. больше, чем было на начало. Финансовые результаты от операционной деятельности уменьшились на 1105 тыс. грн., это было вызвано значительным увеличением других операционных затрат - на 18035 тыс. грн. и даже то, что в 2003 году предприятие не несло затрат на сбыт и административных затрат, при увеличении других операционных затрат на 13664 тыс. грн. и валовой прибыли на 4429 тыс. грн.

В итоге финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения к 2003 гону уменьшилось на 1368 тыс. грн.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. Об интересе к финансовому анализу говорит тот факт, что в последние годы появилось много публикаций, посвященных финансовому анализу, активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Для оценки финансового состояния предприятия рассчитываются следующие четыре группы основных показателей:

- ликвидности фирмы;

- оборачиваемости капитала;

- привлечения средств;

- показатели прибыльности.

К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр).

Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера.

Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Кпокр - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг.

Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр.

С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности.

1. Коэффициент общей ликвидности:

 

Кл.о.2001=фNсмр.260/ФNстр.620=47891/26833=1,78

Кл.о.2002=75723/72907=1,04

 

2. Коэффициент быстрой ликвидности:

 

Кл.б. 2001 = Ф№1 стр.260- (∑стр.100-стр140)/стр.620 = 47891-30030/26833 = 0,67

Кл.б. 2002 = 75723-39045/72907 = 0,5

 

3. Коэффициент абсолютной ликвидности:

 

Кл.а. 2001 = Ф№стр. 230+стр240/стр620 = 425/26833 = 0,02

Кл.а. 2002 = 5976/72907 = 0,08

 

Т.к. коэффициент абсолютной ликвидности близок к нулю, то это свидетельствует о том, что предприятие на конец года не распологало наиболее ликвидными активами – денежными средствами.

4. Общий коэффициент покрытия:

 

Кпл. 2001 = Ф№1стр.230+стр020+∑стр.100-стр140 +

+стр170+стр180/стр500 = 86370/600 = 143,95

Кпл. 2002 = 148997/642 = 232,08

 

5. Рентабельность капитала


Rк 2001 =Ф№2стр220/Ф№1стр380 = 485/152250 = 0,0032

Rк 2002 = 1164/155029 = 0,0075

 

6. Коэффициент финансовой устойчивости:

 

Кф.с.2001 = Ф№1стр380+стр430+стр480+стр630/Ф№1стр640 =

= 171503/198336 = 0,86

Кф.с. 2002 = 173734/246641 = 0,7

 

7. Коэффициент общей оборачиваемости капитала:

 

Ко.к.2001 = Ф№2стр035/Ф№1стр380 = 51579/152250 = 0,34

Ко.к. 2002 = 67616/155029 = 0,44

 

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.

В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.


Заключение

 

Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.

Общепризнанным является положение о том, что в условиях развитого рынка организация маркетинговой деятельности - одна из важнейших функций руководителей высшего звена. Одна из основных задач маркетинга - установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, уменьшение неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечение концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Тема выпускной работы меня заинтересовала потому как организация маркетинговой деятельности является сейчас основным пунктом успешной работы предприятия как в национальных границах так и с выходом за рубеж.

В ходе проведенной работы были решены поставленные цели и задачи выпускной работы. В процессе изучения организации международной маркетинговой деятельности было уделено внимание проведению маркетинговых исследований ОАО "ЯКХЗ".

ОАО "ЯКХЗ" занимающийся производством коксохимической продукции, находится в достаточно устойчивом экономическом положении и у него существуют потенциальные возможности для экономического роста. Однако для этого продукция ЯКХЗ должна подвергнуться ряду существенных изменений, направленных на повышение ее конкурентоспособности.

В деятельности ОАО "ЯКХЗ" в соответствии с ее спецификой и системой управления, а также особенностями функционирования маркетинг играет значительную роль.

Специфика работы завода заложена в самой природе финансово-промышленных групп.

Целью деятельности Общества является: получение прибыли в результате осуществления производственной, коммерческой посреднической и др. деятельности в порядке и на условиях, обозначенных действующим законодательством и Уставом Общества.

Предметом деятельности Общества является: производство коксохимической продукции; производство и реализация другой продукции производственно-технического назначения; ремонт и строительство жилых помещений, объектов производственного, бытового и социально-культурного назначения; внешнеэкономическая деятельность; осуществление другой предпринимательской деятельности, которая не противоречит действующему законодательству.

В итоге, следует отметить, что организация маркетинговой деятельности на заводе ведется на высоком уровне, о чем свидетельствует стабильное состояние на предприятии, занятая им определенная "ниша" на отечественных и международных рынках.

 


Список использованной литературы:

 

1. Абдулжанов А.Г., Баширов И.Х. Маркетинг. Исследования. Организация. Внедрение. - Донецк: КАССИОПЕЯ, 2005.-316 с.

2. Азарян Е.М., Донец Л.И. Таможенный маркетинг. - Донецк: Юго - Восток, 2000. С. 192.

3. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.-208 с.

4. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2004.- 408 с.

5. Болт Г. Дж. "Практическое руководство по управлению сбытом": Пер. С англ. / Научн. Ред. и авт. Предисл. Ф.А Крутиков. - М.:Экономика, 2001.- 271 с.

6. Гладина Е. А., Медведев М. И., Муртазалиев М. М. Альбом наглядных пособий по маркетингу: Учеб. Пособие - М: 2003.-150 с.

7. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. Пособие/ пер. С нем. А.М. Макарова; Под ред. И. С. Минко. - М.: Высш. Шк., 2005.- 255 с.

8. Иванец В. М. "Маркетинговая стратегия предприятий АПК". Крымский гос. Аграрный Университет. - Симферополь.: "Таврия", 1999.-348 с.

9. Кириленко И. Г., Макаренко П. М., Мельник Л. Ю. " Рыночная экономика и государственное регулирование": Монография. - Днепропетровск. - Пороги, 2001.- 457 с.

10.Ковалев А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. - М.: 2002, 111 с.

11.Коноплев В.Т. " Международный маркетинг".- Донецк: Юго-Восток, 1999.- 320 с.

12.Крылова Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: Учеб. Пособие / Под ред. акад. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.- 240 с.

13.Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб.: Наука, 2000.-589 с.

14.Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры: Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.- 192 с.

15.Рыбинцев В. О и др. " Каким быть рынку винограда и вина"/ В.О. Рыбинцев, А. Н. Бузни, И. Г. Матчина.- К.: Урожай, 2004.-176 с.

16.Фатхутдинов Р.А "Стратегический менеджмент": Учебное пособие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-Синтез", 1999.-304 с.

17.Чубаков Г.Н Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия (методическое пособие).- М.: ИНФРА - М, 1995.- 224 с.

18.Крымский проект. - Симферополь: "ТИКСИ К", 2007.- 52 с.

19.Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2001.- 320 с.

20.Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю.Корялогов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.- 560 с.

21.Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия.: М.: Внешторгиздат, 1999.- 152 с.

22.Основы маркетинга: Учеб. Пособие/ Р.А. Крыжановский, И.П. Продиус.- К.: УМК ВО, 2002.- 164 с.

23.Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие/ В. Б. Зубик, А.И. Ильин, Г.Я. Кожекин и др.; Под общ. Ред. Р. С. Седегова.- Мн.: Высш. Шк., 2005.- 382 с.

24.Рыночная экономика в 15 книгах. Бьярне Бакка. Малые промышленные фирмы на международных рынках. Маркетинг. Кн. 5. Осло/ Москва: West International Publishing 2002.-311 с.

25.Рыночная экономика в 15 книгах. Харалд Войе, Уве Якобсен. Маркетинг, кн. 2. Осло / Москва: West International Publishing 2002.- 224 с.

26.Финансы Украины: Материалы 2-ой международной научно - практической конференции: г. Днепропетровск, 1998.

27.Сборник научных работ. Днепропетровск: Издательство "Научная книга", 2002.- 154 с.

28.Маркетинг: стратегии, планы, структуры. / Е.П. Голубков - М., "Издательство "Дело" - 2005

29.Современный маркетинг. / под. Ред. В.Е. Хруцкого - М., Финансы и статистика - 2001 г.

30.Основы маркетинга. / Ф.Котлер / - М., издательство "Прогресс" - 2005 г.

31.Маркетинг. Словарь. / Голубков Е.П. - М., Экономика - Дело, 2004г.

32.Какое принять решение? Практикум хозяйствования. / Голубков Е.П./ - М., Экономика, 2000 г.

33.Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований / Под ред.Голубкова Е.П. - М., Экономика, 2005 г.

34.Формула успеха: маркетинг. Завьялов П.С., Демидов В.Е. - М., Международные отношения, 2003 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: