УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И
ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
(Педиатрический факультет)
КИРОВ – 2012
УДК 617.089: 611.9 (378.14)
Утверждено на заседании кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Кировской государственной медицинской академии (протокол № ___, от _________________2012 г.).
Заведующий кафедрой топографической анатомии
и оперативной хирургии, доцент Ашихмин С.П.
Учебно-методические разработки для практических занятий студентов по топографической анатомии и оперативной хирургии (педиатрический факультет) / сост.: А.А.Зайков. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2012. – 50 с.
Методические разработки предназначаются для организации практических занятий студентов по изучению топографической анатомии и оперативной хирургии. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен перечень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения материала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. выделено главное в ней.
Методические разработки рассчитаны на студентов педиатрического факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.
Рецензенты: заведующий кафедрой анатомии человека КГМА, доктор медицинских наук, профессор А.Е.Колосов.
© Зайков А.А. - Киров, 2012.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение и преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии на педиатрическом факультете отличается тем, что за меньшее количество учебных часов, отводимых типовой программой, студенту необходимо усвоить фактически больший, чем на лечебном факультете, объем учебной информации. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической работы преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального использования времени студентов на самостоятельную работу, изучение анатомических препаратов и препарирование, на приобретение ими практических навыков.
Методические разработки практических занятий, обобщающие опыт преподавания коллективом кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Кировской государственной медицинской академии, призваны способствовать улучшению подготовки студентов педиатрического факультета по оперативной хирургии и топографической анатомии. В них с определенной последовательностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практическом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен порядок проведения устного разбора материала. В каждой методической разработке приведен перечень используемых на занятиях учебных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме. В методических разработках обращено внимание на топографо-анатомические особенности детского организма и особенности оперативной техники у детей.
Методические разработки составлены на основе типовой "Программы" и "Квалификационных характеристик врача" по разделам "Хирургия", "Педиатрия".
По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, так и для самостоятельной подготовки, а так же в осмыслении основных положений пройденного материала перед экзаменами. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания занятий, но и значительно улучшить их организацию.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для глубокого усвоения изучаемого материала на практическом занятии студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.
Подготовка к занятиям требует большого труда, правильной организации своих творческих возможностей, четкого методического подхода. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:
А) При подготовке к занятию и изучению топографической анатомии той или иной области тела человека:
1. Границы области.
2. Внешние ориентиры (костные выступы, края мышц, сухожилия, борозды, ямки, складки кожи и др.).
3. Послойное расположение тканей в данной области.
4. Характеристика особенностей строения каждого слоя (кожа, клетчатка, фасции и их отроги, фасциальные и костно-фасциальные футляры, их содержимое, межфасциальные и межмышечные клетчаточные щели), прикладное значение этих особенностей в норме и патологии.
5. Источники и сегментарная принадлежность нервов, обеспечивающих чувствительную иннервацию кожи. Пределы индивидуальной изменчивости территорий иннервации и наличие зон перекрытия между различными нервами.
6. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучаемых слоев, их взаимоотношения.
7. Проекция на кожу области внутренних органов и сосудисто-нервных образований.
8. Пути лимфоттока. расположение лимфатических сосудов и узлов в пределах изучаемой области.
9. Значение особенностей строения области и входящих в неё образований в хирургической практике (рациональные разрезы, пути распространения гнойных процессов, места скопления гематом и др.).
Б) При подготовке к занятию и изучении хирургической анатомии органов:
1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы.
2. Скелетотопия.
3. Отношение к фасциям и серозным покровам.
4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь её с процессами фило- и онтогенеза, формой телосложения, полом и возрастом.
5. Пороки развития и врожденные аномалии, их прикладное значение.
6. Синтопия органа.
7. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути венозного и лимфатического оттока.
В) При изучении клетчаточных пространств:
1. Голотопия.
2. Стенки клетчаточного пространства, содержимое.
3. Замкнутое или сообщается с соседними областями.
4. Связи с другими клетчаточными пространствами.
5. Основные пути инфицирования.
6. Оперативные доступы, методы дренирования.
Г) При подготовке к занятию и изучении техники хирургической операции:
1. Название, цель операции.
2. Показания к операции.
3. Положение больного на операционном столе.
4. Способы обезболивания.
5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции.
6. Оперативный доступ и его обоснование (ориентиры для проведения, линии разреза, направление и величина разреза, слои, подлежащие рассечению, крупные сосуды, нервы и другие важные образования на пути предстоящего разреза).
7. Оперативный прием, способы операции, этапы.
8. Ошибки и возможные осложнения.
9. Виды и техника швов, применяемых при операции.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) - 6-ой семестр.
- Хирургические инструменты. Первичная хирургическая техника. Разъединение и соединение тканей. Медицинская техника.
- Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Возрастные особенности. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть. Возрастные особенности.
-Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав и его возрастные особенности, бедро. Коленный сустав и его возрастные особенности, голень, голеностопный сустав, стопа.
- Оперативная хирургия конечностей. Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах конечностей. Первичная хирургическая обработка ран её особенности у детей. Шов сухожилия. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях конечностей у детей.
- Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Особенности топографии у детей. Свод и основание черепа. Топография мозга и мозговых сосудов. Топографическая анатомия лицевого отдела головы. Особенности топографии у детей.
- Оперативная хирургия головы. Хирургическая обработка ран черепа. Трепанация сосцевидного отростка. Разрезы в области лицевого отдела головы у детей.
- Топографическая анатомия шеи. Фасции и клетчаточные пространства, возрастные особенности. Топография сосудисто-нервных образований и органов шеи, возрастные особенности.
- Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-нервным пучкам и клетчаточным пространствам. Трахеостомия, её особенности у детей.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (4 часа) - 7-ой семестр.
- Топографическая анатомия грудной стенки и органов грудной полости, возрастные особенности. Топография плевральной полости и легких. Топография переднего и заднего средостения.
- Оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. Оперативные доступы к органам грудной полости. Пункция плевры и перикарда. Операции при врожденных пороках развития.
- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости.
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки и диафрагмы. Возрастные особенности топографии. Слабые места. Хирургическая анатомия врожденных грыж. Грыжесечение у детей.
- Топографическая анатомия органов брюшной полости, возрастные особенности. Органы верхнего этажа брюшной полости. Органы нижнего этажа брюшной полости.
- Оперативная хирургия органов брюшной полости. Операции при врожденных пороках развития. Кишечные швы, аппендэктомия. Операции на желудке и кишечнике.
- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства. Возрастные особенности топографии, пороки развития. Операции при врожденных пороках развития.
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности у детей. Фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования. Возрастная топография органов таза и промежности. Операции при врожденных пороках развития органов таза и промежности.
- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области, забрюшинного пространства, малого таза и промежности.
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия позвоночника.
Й семестр
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема занятия: Хирургические инструменты. Первичная хирургическая техника. Разъединение и соединение тканей. Медицинская техника.
Цель занятия:
1. Изучить хирургические инструменты и их особенности в хирургии детского возраста.
2. Разъединение и соединение тканей, использование современных хирургических аппаратов.
3. Изучить общие правила и технические приемы при пользовании инструментами различного назначения.
4. Усвоить основные способы вязания узлов и наложение швов.
Продолжительность занятия - 3 часа.
Этапы занятия:
1. Организационная часть - 5 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.
3. Разбор темы занятия – 55 мин.
4. Самостоятельная работа студентов – 40 мин.
5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 20 мин.
6. Заключение, задание на дом - 5 мин.
Учебный материал:
- Биологический материал (формоловый труп).
2. Набор хирургических инструментов, аппараты для соединения и разъединения тканей.
3. Шовный материал.
4. Таблицы, схемы, слайды по теме занятия.
Контрольные вопросы:
1. Группы хирургических инструментов.
2. Общие правила и принципы разъединения тканей.
3. Как правильно рассекаются: кожа с подкожной клетчаткой, фасции, апоневроз, мышцы.
4. Особенности разъединения тканей у детей.
5. Общие принципы и правила соединения тканей.
6. Первичный, первично-отсроченный и вторичный швы.
7. Швы на кожу, фасции, апоневроз, мышцы.
8. Характеристика современного шовного материала.
9. Аппараты для разъединения и соединения тканей.
Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочей тетради:
1. Назовите и покажите схемой виды узлов?
2. Назовите и покажите схемой виды хирургических швов?
3. Назовите современные хирургические разъединяющие аппараты?
4. Назовите современные хирургические соединяющие аппараты?
Практические навыки:
1. Отработать технику вязания узлов.
2. Отработать технику владения основными хирургическими инструментами.
3. Отработать технику разъединения тканей.
4. Отработать технику наложения швов на кожу с подкожной клетчаткой, фасции, апоневроз, мышцы.
Методические советы:
1. Проработать соответствующие разделы учебника.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Изучить хирургический инструментарий на кафедре.
4. Отработать технику наложения швов и вязания узлов на биологическом материале.
5. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.
Рекомендуемая литература:
1. Островерхов Г.Е. с соавт. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., «МИА», 2007.
2. Николаев А.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». – М., 2007.
3. Каган И.И., Чемезов С.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема занятия: Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Возрастные особенности. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть. Возрастные особенности.
Цель занятия:
1. Изучить послойное строение мягких тканей областей надплечья.
2. Изучить основные клетчаточные пространства областей надплечья. Пути распространения гнойных затеков и гематом, отличия их у детей.
3. Изучить топографию сосудисто-нервных образований надплечья, индивидуальные и возрастные различия.
4. Изучить строение плечевого сустава, его особенности у новорожденных и детей первых лет жизни.
5. Изучить послойное строение мягких тканей плеча.
6. Изучить топографию сосудисто-нервных образований плеча.
7. Изучить послойное строение мягких тканей локтевой области и предплечье.
8. Изучить топографию сосудисто-нервных образований предплечья.
9. Изучить особенности строения локтевого сустава.
10. Изучить послойное строение мягких тканей областей кисти.
11. Изучить клетчаточные пространства кисти, их прикладное значение в распространении гнойных процессов у детей.
12. Изучить топографию сосудисто-нервных образований кисти.
13. Изучить топографию лучезапястного сустава.
Продолжительность занятия - 3 часа.
Этапы занятия:
1. Организационная часть - 5 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) -10 мин.
3. Разбор темы занятия – 55 мин.
4. Самостоятельная работа студентов – 40 мин.
5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 20 мин.
6. Заключение, задание на дом - 5 мин.
Учебный материал:
1. Биологический материал (формоловые трупы взрослого и плода).
2. Скелет.
3. Набор хирургических инструментов для препаровки.
4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.
Контрольные вопросы:
1. Области надплечья. Их границы и внешние ориентиры.
2. Послойное строение подключичной области.
3. Послойное строение дельтовидной области.
4. Послойное строение лопаточной области.
5. Послойное строение подмышечной области.
6. Клетчаточные пространства областей надплечья, возможные пути распространения гнойных масс.
7. Сосуды и нервы надплечья, особенности строения у детей.
8. Плечевой сустав, его особенности у новорожденных и детей первых лет жизни.
9. Границы, слои, борозды, костно-фасциальные ложа плеча.
10. Сосуды и нервы передней и задней областей плеча.
11. Границы локтевой области.
12. Слои, борозды, сосуды и нервы локтевой области.
13. Локтевой сустав и его особенности у новорожденных и детей первых лет жизни.
14. Границы, слои, борозды, костно-фасциальные ложа предплечья.
15. Сосуды и нервы предплечья.
16. Клетчаточные пространства предплечья и их связь с клетчаточными пространствами соседних областей.
17. Границы, внешне ориентиры и слои области лучезапястного сустава.
18. Каналы запястья и их содержимое.
19. Синовиальные влагалища кисти и пальцев и их особенности у детей.
20. Топография ладонной поверхности кисти.
21. Мышечно-фасциальные ложа кисти.
22. Сосудисто-нервные образования кисти и пальцев.
23. Топография тыльной поверхности кисти.
24. Хирургическая анатомия синдактилий.
Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:
1. Перечислить ветви, отходящие от латерального, медиального и заднего пучков плечевого сплетения.
2. Зарисуйте артериальный коллатеральный лопаточный круг, укажите на схеме возможные места перевязки подмышечной артерии.
3. Зарисуйте трех- и четырехсторонние отверстия, с обозначением
элементов их ограничивающих.
4. Зарисуйте схему поперечного распила плеча ребенка в средней трети.
5. Зарисуйте схему формирования артериального коллатерального
круга локтевого сустава, указать места возможной перевязки
магистральной артерии.
6. Зарисуйте схему строения синовиальных влагалищ тыльной и ладонной поверхностей кисти.
7. Зарисуйте поперечный срез пальца в области средней фаланги.
Варианты вопросов по программированному контролю:
а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):
1. Перечислите костные ориентиры лопаточной области: а).... б)..., в)..., г)..., д)....
2. Назовите группы лимфатических узлов подмышечной области:
а)..., б)..., в)..., г)..., д)....
3. Перечислите мышцы переднего мышечно-фасцального ложа плеча:
а)..., б)..., в)....
4. Перечислите вены локтевой области: а)..., б)..., в)....
5. Назовите каналы передней поверхности запястья: а)..., б)..., в)....
6. Перечислите мышцы возвышения большого пальца: а)..., б)..., в)..., г)....
б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):
1. В связи с тяжелым ушибом возник тромбоз подмышечной артерии выше отхождения от неё подлопаточной артерии. Укажите пути, по которым будет осуществляться кровоснабжение верхней конечности?
2. У больного диагностирована флегмона надостного мышечно-фасциального ложа. Укажите, куда может распространиться восполительный процесс и какие возможны при этом осложнения?
3. При падении больного произошел отрыв локтевого отростка и смещение его вверх. За счет тяги, какой мышцы произошло смещение локтевого отростка вверх?
4. По каким коллатералям будет осуществляться кровоснабжение верхней конечности в случае тромбоза плечевой артерии в локтевой ямке?
5. В травмпункт поступил больной с колото-резаной раной, расположенной кнаружи от гороховидной кости. Из раны сильное кровотечение. Указать, источник кровотечения и функцию какого нерва необходимо проверить во время хирургической обработки раны?
6. В результате мозольного абсцесса 2-го пальца гной распространился в комиссуральное отверстие ладони. Куда могут быть затеки гноя в дальнейшем?
Покажите на препарате:
1. Артерию, огибающую лопатку.
2. Артерию, огибающую плечевую кость, переднюю.
3. Внутренний пучок плечевого сплетения.
4. Головную вену.
5. Дельтовидно-грудную ямку.
6. Задний пучок плечевого сплетения.
7. Места перевязки подмышечной артерии.
8. Мышцы лопатки.
9. Латеральный пучок плечевого сплетения.
10. Наружную грудную артерию.
11. Надлопаточную артерию.
12. Локализацию пяти групп лимфоузлов подмышечной впадины.
13. Переднюю щель предлопаточного клетчаточного пространства.
14. Плечевое сплетение.
15. Поверхностное субпекторальное клетчаточное пространство.
16. Подключичную артерию.
17. Подключичную вену.
18. Подлопаточную артерию.
19. Подмышечную артерию.
20. Поддельтовидное клетчаточное пространство.
21. Подмышечный нерв.
22. Реберно-шейный артериальный ствол.
23. Трехстороннее отверстие.
24. Четырехстороннее отверстие.
25. Глубокую артерию плеча.
26. Головную вену.
27. Длинную ладонную мышцу.
28. Клетчаточное пространство Пирогова-Парона.
29. Клюво-плечевую мышцу.
30. Локтевой нерв на плече.
31. Локтевой нерв (на предплечье).
32. Локтевую артерию.
33. Лучевую артерию.
34. Лучевой нерв (на плече).
35. Лучевой нерв (на предплечье).
36. Место перевязки плечевой артерии.
37. Медиальный кожный нерв плеча.
38. Мышечно-кожный нерв.
39. Обе ножки срединного нерва.
40. Общую межкостную артерию.
41. Основную вену.
42. Переднюю межкостную артерию.
43. Плечевую артерию.
44. Плечевую вену.
45. Спиральный канал.
46. Срединную локтевую вену.
47. Срединный нерв (на плече).
48. Срединный нерв (на предплечье).
49. Анатомическую "табакерку".
50. Глубокую ладонную артериальную дугу.
51. Запястные каналы.
52. Клетчаточные пространства ладонной поверхности кисти.
53. Кости запястья.
54. Комиссуральные отверстия.
55. Ладонный апоневроз.
56. Лучевую артерию на тыле кисти.
57. Мышечную ветвь срединного нерва.
58. Мышцы возвышений 1-го и 5-го пальцев.
59. Общий межпальцевой сосудисто-нервный пучок.
60. Поверхностную ладонную артериальную дугу.
61. Синовиальные влагалища ладонной поверхности кисти.
62. Синовиальные влагалища тыльной поверхности кисти.
63. Срединный нерв.
Методические советы:
1. Изучить соответствующие разделы учебника.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Ознакомиться с биологическим материалом.
4. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.
Рекомендуемая литература:
1. Островерхов Г.Е. с соавт. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., «МИА», 2007.
2. Николаев А.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». – М., 2007.
3. Каган И.И., Чемезов С.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема занятия: Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав и его возрастные особенности, бедро. Коленный сустав и его возрастные особенности, голень, голеностопный сустав, стопа.
Цель занятия:
1. Изучить топографическую анатомию ягодичной области.
2. Разобрать топографо-анатомические особенности строения тазобедренного сустава у детей.
3. Изучить топографическую анатомию бедра.
4. Изучить топографическую анатомию коленного сустава и его возрастные особенности.
5. Изучить топографическую анатомию голени.
6. Изучить топографическую анатомию области голеностопного сустава.
7. Изучить топографическую анатомию стопы.
Продолжительность занятия - 3 часа.
Этапы занятия:
1. Организационная часть - 5 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.
3. Разбор темы занятия – 55 мин.
4. Самостоятельная работа студентов – 40 мин.
5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 20 мин.
6. Заключение, задание на дом - 5 мин.
Учебный материал:
1. Биологический материал (формоловые трупы взрослого и плода, влажные макропрепараты).
2. Скелет.
3. Набор хирургических инструментов для препаровки.
4. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.
Контрольные вопросы:
1. Границы, внешние ориентиры, слои и фасции ягодичной области.
2. Клетчаточные пространства ягодичной области и их связи с соседними областями.
3. Сосуды и нервы ягодичной области.
4. Тазобедренный сустав и особенности его строения у детей.
5. Хирургическая анатомия врожденных пороков развития тазобедренного сустава.
6. Границы, внешние ориентиры, слои и мышечно-фасциальные ложа бедра.
7. Мышечная и сосудистая лакуны, бедренный канал, запирательный канал, канал приводящих мышц бедра.
8. Сосуды и нервы области бедра.
9. Границе и внешние ориентиры области коленного сустава.
10. Слои, слизистые сумки, синовиальные завороты области коленного сустава.
11. Особенности строения коленного сустава у детей.
12. Подколенная ямка: слои, сосудисто-нервные образования.
13. Границы, внешние ориентиры, слои, мышечно-фасциальные ложа голени.
14. Сосудисто-нервные и лимфатические образования голени.
15. Топография коленно-подколенного канала (Грубера).
16. Границы, внешние ориентиры, слои области голеностопного сустава.
17. Области внутренней и наружной лодыжек: каналы, сосудисто-нервные образования.
18. Голеностопный сустав и его особенности у детей.
19. Границы и внешние ориентиры стопы.
20. Топографическая анатомия тыльной поверхности стопы.
21. Топографическая анатомия подошвенной поверхности стопы.
22. Хирургическая анатомия врожденных пороков развития стопы.
Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:
1. Зарисуйте схему поперечного распила бедра ребенка в средней трети.
2. Зарисуйте схему артериального коллатерального круга кровообращения области тазобедренного сустава.
3. Зарисуйте схему коллатерального артериального круга кровообращения области коленного сустава.
4. Зарисуйте схему поперечного распила голени ребенка на уровне
средней трети.
Варианты вопросов по программированному контролю:
а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):
1. Укажите, какие образования проходят через сосудистую лакуну: а)..., б)..., в)....
2. Перечислите основные связки тазобедренного сустава: а)..., б)..., в)..., г)....
3. Перечислите наружные связки коленного сустава: а)..., б)..., в)..., г)....
4. Назовите фасциальные ложа голени: а)..., б)..., в)....
б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):
1. У больного воспаление седалищного нерва. Врач-невропатолог решил произвести новокаиновую блокаду нерва со стороны задней поверхности бедра. Укажите, с помощью, каких наружных ориентиров можно определить точку для введения иглы и раствора новокаина?
2. У пострадавшего оскольчатый перелом бедренной кости на уровне средней трети. После выполнения открытой репозиции кости, в послеоперационном периоде у больного отмечены боли в грудной клетке, одышка. Рентгеноскопически обнаружены микроинфаркты правого и левого легкого. Объясните причину возникновения микроинфарктов?
3. У больного наступила окклюзия подколенной артерии выше уровня отхождения от неё верхних суставных ветвей. Через какие артериальные коллатерали возможно восстановление кровоснабжения голени?
4. Больной произведено удаление большой подкожной вены на бедре и иссечение варикозных узлов голени. Укажите, по каким анастомозам будет осуществляться отток крови?
Покажите на препарате:
1. Бедренную артерию.
2. Бедренный нерв.
3. Большую "скрытую" вену (на бедре).
4. Верхний ягодичный сосудисто-нервный пучок.
5. Ветви бедренной артерии.
6. Внутреннюю огибающую бедро артерию.
7. Глубокую артерию бедра.
8. Глубокое ягодичное клетчаточное пространство.
9. Грушевидную мышцу.
10. Гунтеров канал.
11. Задний кожный нерв бедра.
12. Запирательный нерв.
13. Латеральный кожный нерв бедра.
14. Мышечную лакуну.
15. Надгрушевидное отверстие.
16. Наружную огибающую бедро артерию.
17. Нижний ягодичный сосудисто-нервный пучок.
18. Поверхностное ягодичное клетчаточное пространство.
19. Подгрушевидное отверстие.
20. Подвздошно-гребешковую дугу.
21. "Подкожный" нерв.
22. Седалищный нерв.
23. Скарповский треугольник.
24. Срамной сосудисто-нервный пучок.
25. Стенки внутреннего кольца бедренного канала.
26. Большеберцовый нерв.
27. Верхний мышечно-малоберцовый канал.
28. Глубокий малоберцовый нерв.
29. Груберов канал.
30. Заднюю большеберцовую артерию.
31. Клетчаточные пространства подошвенной поверхности стопы.
32. Конечные ветви седалищного нерва.
33. Малую "скрытую" вену.
34. Малоберцовую артерию.
35. Медиальный лодыжковый канал.
36. Назовите и покажите сухожилия, проходящие в медиальном лодыжковом канале.
37. Назовите и покажите сухожилия, проходящие в латеральном лодыжковом канале.
38. Общий малоберцовый нерв.
39. Переднюю большеберцовую артерию.
40. Подколенную артерию и её ветви.
41. Подколенный сосудисто-нервный пучок.
42. Подошвенные сосудисто-нервные пучки.
43. Стенки Жоберовой ямки.
44. Сустав Бони.
45. Сустав Лисфранка.
46. Сустав Шопара.
47. Тыльную артерию стопы.
Методические советы:
1. Изучить соответствующие разделы учебника.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.
4. Ознакомиться с биологическим материалом.
Рекомендуемая литература:
1. Островерхов Г.Е. с соавт. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., «МИА», 2007.
2. Николаев А.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». – М., 2007.
3. Каган И.И., Чемезов С.В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема занятия: Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах конечностей. Первичная хирургическая обработка ран и её особенности у детей. Шов сухожилия. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях конечностей у детей.
Цель занятия:
1. Изучить основные принципы хирургического лечения гнойных процессов на верхней и нижней конечностях, их особенности у детей.
2. Отработать технику различных способов обезболивания, вскрытия и дренирования гнойных процессов различной локализации.
3. Изучить основные принципы обнажения сосудисто-нервных образований конечностей у детей.
4. Отработать технику временной и постоянной остановки кровотечений.
5. Изучить технику первичной хирургической обработки ран конечностей у детей.
6. Изучить основные правила и принципы усечения конечностей, их способы и особенности выполнения у детей.
7. Изучить основные виды оперативных вмешательств на костях конечностей.
8. Изучить особенности оперативных вмешательств на суставах у детей.
Продолжительность занятия - 3 часа.
Этапы занятия:
1. Организационная часть - 5 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.
3. Разбор темы занятия – 55 мин.
4. Самостоятельная работа студентов – 40.
5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 20 мин.
6. Заключение, задание на дом - 5 мин.
Учебный материал:
1. Биологический материал (непрепарированные формоловые трупы взрослого и плода).
2. Набор хирургических инструментов для гнойной хирургии.
3. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.
Контрольные вопросы:
1. Классификация гнойных процессов на конечностях.
2. Топографо-анатомическая классификация панарициев.
3. Особенности хирургического лечения гнойных процессов у детей.
4. Методы местного обезболивания при вскрытии и дренировании гнойных процессов.
5. Разреза при различных локализациях гнойных процессов на верхней и нижней конечностях.
6. Техника временной и окончательной остановки кровотечения.
7. Оперативные доступы для обнажения сосудисто-нервных образований конечностей у детей.
8. Техника ручного сосудистого шва.
9. Механический сосудистый шов.
10. Понятие о пластике и протезировании сосудов.
11. Венепункция и венесекция.
12. Блокада нервов, невролиз, невротомия, пластика и перемещение нервов.
13. Общие принципы первичной хирургической обработки ран конечностей у детей.
14. Шов и пластика сухожилий.
15. Общие принципы усечения и вычленения конечностей у детей.
16. Виды ампутаций и их способы.
17. Техника обработки мышц, надкостницы, кости, сосудов и нервов при ампутациях.
18. Порочная культя, причины её образования.
19. Техника реконструктивных операций при порочной культе.
20. Особенности протезирования у детей.
21. Общие правила пункции суставов, пункции плечевого, локтевого,
22. тазобедренного и коленного суставов.
23. Понятие об артротомии, резекции суставов, артропластике и артродезе.
24. Оперативное лечение врожденных пороков развития конечностей у детей.
25. Остеосинтез: экстрамедулярный, интрамедулярный, внеочаговый. остеосинтез у детей.
26. Остеотомии: линейная, сегментарная. Резекция кости.
27. Операции при остеомиелите трубчатых костей у детей.
Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:
1. Зарисуйте схему разрезов при гнойных процессах кисти и пальцев,
2. Опишите технику выполнения блокад по Лукашевичу-Оберсту и Бра-
уну-Усольцевой.
3. Перечислите специальный сосудистый хирургический инструментарий.
4. Зарисуйте наиболее часто применяемые виды швов сухожилий.
5. Перечислите специальный хирургический инструментарий, используемый при ампутациях.
6. Перечислите различные виды классификаций ампутаций.
Варианты вопросов по программированному контролю:
а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):
1. Какие разрезы применяют для вскрытия флегмоны поддельтовидного клетчаточного пространства: а)..., б)....
2. Какие оперативные приемы применяют при суставном панариции:
а)..., б)....
3. Основные требования, предъявляемые к сосудистому шву: а)...,б)..., в)....
4. Виды хирургических швов на рану: а)..., б)..., в)....
5. Классификация ампутаций по Н.Н.Бурденко в зависимости от сроков её выполнения: а)..., б)..., в)..., г)....
6. Назовите точки пункции плечевого сустава: а)..., б)..., в)....
б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):
1. У больной после маникюра возникло нагноение околоногтевого валика. Как называется данный вид панариция, каково его оперативное лечение?
2. В клинику поступил больной с флегмоной предлопаточной клетчаточной щели. Укажите методы вскрытия и дренирования данной флегмоны, их положительные и отрицательные стороны?
3. Для длительной перфузии лекарственных веществ больному решено произвести венесекцию. Где наиболее часто производится венесекция, этапы её выполнения?
4. В клинику поступил больной с огнестрельным ранением мягких тканей бедра. Опишите технику первичной хирургической обработки данной раны?
5. В клинику поступил больной с травматическим повреждением голени до уровня верхней трети. Какая ампутация наиболее рациональна в данном случае, техника её выполнения?
6. В клинику поступил больной с огнестрельным ранением надплечья. Рентгенологически в полости плечевого сустава определяется инородное тело (пуля). Какую операцию необх