Модели работы психолога в образовании (Микляева)




Модели деятельности педагога-психолога ДОУ

 

Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм рабо­ты педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Фактически, модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него функции и его позицию как специали­ста к происходящему в детском саду.

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образо­вательном учреждении.

 

 

Модели работы психолога в образовании (Микляева)

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различ­ные цели и занимает различные позиции по отношению к происходя­щему. Сложились различные модели деятельности психолога.

Модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специ­алиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, зап­росом и позицией администрации — с другой.

В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы педагога-психолога в ДОУ:

I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в детском саду, основная функция — кон­сультативная (информативная и диспетчерская).

II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образователь­ного процесса, основные функции — диагностическая и консультативная.

III модель: Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и про­филактическая.

IVмодель: Позиция психолога — «ведущий». Модель вклю­чает работу с педагогическими установками и позицией педаго­гических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспе­чения комплексного сопровождения образовательного процес­са. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.

V модель: Позиция психолога — «исследователь». Объек­том исследования психолога является образовательный про­цесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами раз­вития ребенка, вклада всех участников образовательного про­цесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедев­тическая, организационно-просветительская.

 

Первая модель. Психолог работает на «территории» своего каби­нета и ведет консультации... Психолог не ставит своей задачей оказы­вать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит... как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отноше­ний. Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, от­стаивающего права и интересы ребенка.

Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: про­ведение диагностики детей разного возраста по запросам админист­рации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по - работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих пробле­мы успеваемости...

Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов... Психолог ставит зада­чу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации пси­холог на групповых занятиях с детьми... формирует у них соответству­ющие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы,... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...

Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образователь­ных процессов. При высокой степени квалификации психолог, рабо­тающий в рамках этой модели, становится проводником идей транс­формации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каж­дого... развитие личности каждого...

Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных ис­следований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс...

 

 

ДОУ общеразвивающего вида ДОУ комбинированного, компенсирующего видов
Психологическое просвещение Психологическая профилактика Психологическая диагностика Психологическая коррекция Психологическое консультирование Психологическое диагностика Психологическая коррекция Психологическая профилактика Организационно-просветительское направление работы

 

 

Чиркова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: