Модели работы дошкольной психологической службы




1. Основное направление деятельности психолога связано с исправлением того, что произошло в психическом развитии ребенка. Эта модель нацелена на прошлое, на ликвидацию того неполноценного, что уже произошло в психике ребенка (психологическая практика, основанная на данном подходе, чрезвычайно распространена и имеет множество психологических школ и направлений). Для первой модели приоритетными функциями являются диагностическая и коррекционная.

2. Вторая модель психологической службы ориентирована по своей идеологии на настоящее. Основными функциями являются, прежде всего, профилактическая, пропедевтическая, информационно-развивающая, прогнозирующая, проектирующая.

 

Сопровождать Поддерживать Помогать
провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-то, для проводов, провожатым, следовать; в музыке – вторить, подыгрывать, аккомпанировать служить подпоркой, подставой, подпирать, не дать рушиться и пасть, держать в прежнем виде пособить, подать помощь, вспоможение

 

 

В отечественной психологии актуализация проблемы психологического сопровождения связана с проблемами гуманизации образования. В качестве теоретико-методологических основ психологического сопровождения можно выделить концепцию отношений В.Н. Мясищева, теорию и практику помогающих отношений К. Роджерса, принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.К. Платонов), принцип активности субъекта (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип гуманизации образования (И.В. Дубровина, И.Б. Котова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.Н. Шиянов и др.). Психологическое сопровождение опирается на идеи субъектности, свободы, творчества, возможностей конструктивного преобразования личности в процессе взаимодействия (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.).

Понятие психологического сопровождения было выдвинуто Г. Бардиер, М.Р. Битяновой, И. Рамазан, Т. Чередниковой. В настоящее время, несмотря на широкое использование термина в теории и практике психологической работы, он еще не получил устойчивого определения.

М.Р. Битянова обозначает теоретический подход к организации психологической работы в школе как «парадигму сопровождения», определяющую принципиально новый подход к ребенку, который выступает не объектом воздействия, а субъектом взаимодействия. Сопровождение выступает как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

 

Сопоставление моделей дошкольной психологической службы

Компоненты деятельности психолога Модель психологической службы «поддержки» Модель психологической службы «сопровождения»
Доминирующий предмет деятельности Неблагополучия в педагогическом процессе, дефекты в развитии ребенка Позитивные аспекты развития ребенка и педагогического процесса
Приоритетное целеполагание Поиск причин дефекта в целях его устранения Модуляция учебно-воспитательного процесса, создание условий для позитивного развития
Ожидаемый результат Полноценность развития, успешность учебно-воспитательного процесса на основе помощи и поддержки со стороны психолога Полноценность развития, успешность учебно-воспитательного процесса на основе саморегуляции и самодвижения
Ролевые позиции психолога во взаимодействии с участниками педагогического процесса «Сверху», «рядом», «сотрудничество», источник информации, советчик, помощник, распорядитель, эксперт, диагност, обучающий, контролирующий, соучастник «Сотрудничество», «участие», «рядом»
Приоритеты в видах деятельности Психодиагностика, коррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, пропедевтика, профилактика Психологическое просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, консультирование, коррекция, экспертиза
Центрация в деятельности На условиях, устраняющих дефект, неблагополучие На условиях, обеспечивающих позитивность развития ребенка
Стратегия планирования содержания работы Выполнение «заказов», запросов, собственная инициатива в поиске содержания деятельности Собственная инициатива в определении содержания работы, согласованность с нуждами других субъектов взаимодействия

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брестский педагогический институт им. А.С. Пушкина, 1993.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

3. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

4. Детский практический психолог /Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., 2001.

5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1995.

6. Карандашев В.И. Психологическая служба: Введение в профессию. – М., 2000.

7. Микляева

8. Психологическая служба школы /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

9. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.

10. Психолог в детском дошкольном учреждении. – М., 1996.

11. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

12. Рабочая книга практического психолога /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М., 2003.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1996.

14. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.

15. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000.

16. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону, 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: