Практическое занятие 2: Восприятие




Федеральная служба исполнения наказаний

Вологодский институт права и экономики

 

Кафедра общей психологии

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

 

Методические материалы

для специальности 030301 – «Психология»

 

 

Вологда – 2011


Психофизиология: Методические материалы для специальности 030301 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. – 10 с.

 

 

Подготовили:

В.В.Соколов – кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России;

А.В. Сперанская – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России 30 ноября 2010 года, протокол № 4

 

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2011


ВВЕДЕНИЕ

Курс «Психофизиология» изучается в качестве обязательной дисциплины курсантами, обучающимися по специальности 030301 – «Психология». Предлагаемые методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по курсу «Психофизиология».

Методические материалы предназначены для оптимизации изучения курса «Психофизиология» курсантами-психологами дневной, так и слушателями заочной формы обучения.

Они содержат:

– тематику семинарских и практических занятий с указанием вопросов и ссылок на источники литературы различной степени доступности;

– список вопросов для докладов;

– список литературы;

– список вопросов к зачету.

Темы занятий и их содержание строго соответствуют тематическому плану и рабочей программе курса.

Последовательность изучения материала по каждой теме предполагает:

– прослушивание и конспектирование лекций;

– актуализация знаний из ранее изученных курсов;

– работа с литературой;

– составление терминологического словаря по теме (тезауруса);

– подготовка к устному или письменному контрольному мероприятию (контрольная работа, тесты, устный фронтальный опрос и др.).

Для активного усвоения материала полезно составление опорного конспекта или логической блок-схемы по изучаемой теме.

Подготовка доклада по предложенным темам является составной частью изучения психофизиологии и формирует рациональный стиль работы с учебной и научной литературой. Особо будет приветствоваться реферирование первоисточников по изучаемой проблеме, которые можно найти в списках литературы учебников и учебных пособий. Ссылки на учебники и учебные пособия допустимы, но свидетельствуют о слабой самостоятельности студента в поиске изучаемого материала.

Требования к оформлению доклада:

– объем – не менее 10 страниц только рукописного читаемого текста,

– наличие перед основной частью текста списка ключевых слов, отражающих содержание темы;

– структурированность (введение, основная часть, заключение);

– наличие списка использованной литературы (не менее 2-х источников);

– наличие иллюстраций (схем) с пояснениями;

– собственные выводы, суждения и комментарии.


Семинарское занятие 1: Предмет, цели, задачи и методы психофизиологии

Вопросы:

1. Предмет психофизиологии.

2. Цели и задачи психофизиологии.

3. Методы психофизиологии.

4. Сообщение: «Этапы развития психофизиологии»

 

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007. С. 3–6, 9–13.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001. С. 3–32, 36–72.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И. Александров. М., С. 26–41.

 

Практическое занятие 2: Восприятие

 

Вопросы:

1. Кодирование информации.

2. Нейронная модель восприятия.

 

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007. С. 29–55.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001. С. 152–176.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И. Александров. М., С. 43–56.

 

Практические работы:

1. Определение объема зрительного восприятия

2. Восприятие пространства

3. Восприятие времени

Литература:

1. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособ. М., 2000. С. 76–79.

 

 

Практическое занятие 3: Внимание

 

Вопросы:

1. Ориентировочная реакция как психофизиологическая основа внимания.

2. Нейрофизиологические механизмы внимания.

3. Методы изучения внимания.

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007. С. 55–100.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2000. С. 17-6-190.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И. Александров. М.,2005. С. 180–200.

 

Практические работы:

1. Исследование устойчивости, объема, распределения и переключения внимания

2. Методика «Расстановки чисел»

3. Методика «Отыскания чисел»

 

Литература:

1. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособ. М., 2000. С. 80–83.

2. Рохлов B.C., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. М., 1999. С. 142–145.

 

 

Семинарско-практическое занятие 4: Психофизиология памяти

 

Вопросы:

1. Определение и классификация видов памяти.

2. Физиологические теории памяти.

3. Биохимические исследования памяти.

4. Сообщение: «Концепция А.Н. Лебедева о Нейронных кодах памяти и математическом моделировании памяти»

 

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007. С. 100–133.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001. С. 190–207.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И. Александров. М., 2005. С. 112–142.

4. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М., 2001. С. 479–500.

 

Практические работы:

1. Исследование кратковременной зрительной памяти

2. Методика «Слуховая память»

3. «Информационный поиск»

 

Литература:

1. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособ. М., 2000. С. 83–89.

2. Рохлов B.C., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. М., 1999. С. 140–141.

 

 

Семинарское занятие 5: Психофизиология потребностей, мотиваций и эмоций

 

Вопросы:

1. Психофизиология потребностей.

2. Мотивация как фактор организации поведения.

3. Психофизиология эмоций.

4. Психофизиология стресса.

 

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007. С. 164–232.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001. С. 97–107, 119–152.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И. Александров. М., С. 142–166.

4. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М., 2001. С. 428–443, 456–462.

 

Семинарско-практическое занятие 6: Психофизиология мышления и речи. Межполушарная асимметрия

 

Вопросы:

1. Развитие речи в онтогенезе и филогенезе.

2. Психофизиология речи.

3. Психофизиология мыслительной деятельности.

4. Функциональная асимметрия мозга.

 

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007. С. 256–295.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001. С. 207–249.

3. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М., 2001. С. 392–408.

 

Практическая работа:

1. Оценка функциональной асимметрии человека

2. Двигательная асимметрия

3. Сенсорная асимметрия

4. Критерии оценки функциональной асимметрии

5. Определение индивидуального профиля асимметрии

 

Литература:

1. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособ. – М., 2000. С. 92–100.

2. Рохлов B.C., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. М., 1999. С. 113–115.

 

 

Семинарское занятие 7: Психофизиология сознания и двигательной активности

 

Вопросы:

1. Сознание как психофизиологический феномен.

2. Связь сознания с другими психическими компонентами человека.

3. Структура и классификация движений.

4. Управление движениями.

 

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект-пресс, 2007. – С. 232-256, 295-324.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Флинта, 2001. – С. 249-291.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И. Александров. – М.: Инфра-М. – С. 200-218, 94-112.

4. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. – М.: Медицинская книга, 2001. – С. 303-339, 408-415.

 

 

Семинарское занятие 8: Психофизиология функциональных состояний и прикладная психофизиология

 

Вопросы:

1. Понятие функционального состояния, его определение (диагностика)

2. Психофизиология сна

3. Психофизиология стресса

4. Обратная связь в регуляции функциональных состояний

 

Литература:

1. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учеб. пособ. М., 1999. С. 160–188.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001. С. 73–107, 112–119.

3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И. Александров. М., С. 387–390.

4. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М., 2001. С. 456–462.

 

 

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ
ПО ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

 

1. Сравнительная психофизиология

2. Молекулярная генетика мозга

3. Клиническая психофизиология

4. Психофизиология индивидуальности

5. Системная психофизиология

6. Психофизиология бессознательного

7. Психофизиология профессиональной деятельности психолога, юриста и др.

8. Психофизиология учебной деятельности

9. Психофизиология спорта

10. Возрастная психофизиология

11. И. Психофизиология старения

12. Психофизиология алкоголизма

13. Психофизиология наркомании

14. Психофизиология аддитивного поведения

15. Педагогическая психофизиология

16. Психофизиология пола

17. Социальная психофизиология

18. Экологическая психофизиология

19. Биоритмы как психофизиологический феномен

20. Физиологические основы психотерапии, гипноза и медитации




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: