XI. Порядок организации и проведения личного приема граждан




169. Личный прием граждан*(61) осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях. Запрещается прием в рабочих кабинетах руководителя органа внутренних дел и самостоятельных подразделений.

170. Помещения для приема рекомендуется размещать на нижних этажах зданий (строений). Вход в такие помещения оборудуется пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения*(62).

171. Место ожидания оборудуется системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, средствами оказания первой медицинской помощи, а также схемами размещения средств пожаротушения и путей эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации. В месте ожидания предусматривается доступ к местам общественного пользования (туалетам).

172. При наличии технической возможности места ожидания оборудуются «электронной системой управления очередью».

173. Для оформления письменного обращения помещения для приема обеспечиваются стульями, столами, а также писчей бумагой, ручками.

174. Рабочие места сотрудников, осуществляющих прием, оборудуются телефонной связью, а также необходимой оргтехникой.

175. Должностные лица, участвующие в приеме, обеспечиваются настольными или настенными табличками с указанием фамилии, имени, отчества и должности.

176. Прием организует подразделение делопроизводства.

177. Прием руководящим составом органа внутренних дел осуществляется по графику (приложения № 5 и 6 к Инструкции), который ежемесячно утверждается начальником органа внутренних дел и предусматривает в том числе прием в течение трех часов один раз в месяц в субботний день, а также один раз в неделю в рабочий день с 17 до 20 часов.

178. Прием осуществляется должностными лицами по вопросам, относящимся к их компетенции.

179. Прием начальником территориального органа и его заместителями осуществляется не менее одного раза в месяц, начальниками самостоятельных подразделений - по мере необходимости*(63).

180. Начальник территориального органа на региональном уровне осуществляет прием по вопросам обжалования действий (бездействия) его заместителей, а также руководителей самостоятельных подразделений данного территориального органа; заместители начальника территориального органа на региональном уровне осуществляют прием по вопросам обжалования действий (бездействия) должностных лиц самостоятельных подразделений данного территориального органа, а также подчиненных территориальных органов на районном уровне.

181. Допускается прием по предварительной записи. Отсутствие предварительной записи не является основанием для отказа в приеме.

182. Предварительная запись осуществляется уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства при личном обращении гражданина*(64) или по телефону, а также путем направления обращения. В ходе предварительной записи уполномоченный сотрудник уточняет у гражданина мотивы обращения и содержание вопроса.

183. Прием осуществляется в порядке очередности.

184. В случае отсутствия должностных лиц, назначенных для приема, в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер, гражданину предлагается замена компетентным должностным лицом либо время приема переносится, но не более чем на три последующих рабочих дня без изменения графика приема (за исключением случаев командировки, болезни и отпуска должностных лиц, назначенных для приема).

185. При приеме гражданин предъявляет уполномоченному должностному лицу документ, удостоверяющий его личность*(65).

186. Карточки личного приема в письменной или электронной форме (приложение № 4 к Инструкции) заполняются должностными лицами, осуществляющими прием, или уполномоченными должностными лицами.

187. В карточку личного приема вносятся следующие сведения:

187.1. Дата приема.

187.2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина.

187.3. При необходимости - почтовый адрес для направления письменного ответа.

187.4. Фамилия, инициалы должностного лица, осуществляющего прием.

187.5. Содержание обращения в устной форме на личном приеме*(66).

187.6. Информация о результатах приема.

187.7. Регистрационный номер и дата письменного обращения, полученного в ходе приема, а также организационное решение о порядке его рассмотрения.

187.8. Фамилия, инициалы, должность лица, внесшего сведения в карточку личного приема.

188. Оформление резолюций на карточке личного приема запрещается.

189. Заполненные карточки личного приема в тот же день передаются в подразделение делопроизводства (при отсутствии постоянно действующей Приемной).

190. Карточки личного приема учитываются в хронологическом порядке по дате. Картотека личного приема регистрируется в начале года в установленном порядке. Количество карточек в картотеке определяется исходя из количества лиц, принятых в прошлом году. Допускается хранение карточек в картотеке в алфавитном порядке. При использовании АИС работа с карточками личного приема ведется в электронной форме.

191. Заявления о преступлении, об административном правонарушении в соответствии с резолюцией принимавшего должностного лица по окончании приема передаются (без регистрации в подразделении делопроизводства) в дежурную часть территориального органа для регистрации в КУСП. В карточку личного приема вносятся сведения о дате и номере их регистрации в КУСП.

192. Если рассмотрение вопроса, с которым обратился гражданин, не входит в компетенцию данного органа внутренних дел, гражданину разъясняется, куда и в каком порядке ему следует обратиться*(65).

193. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки:

193.1. Ответ с согласия гражданина может быть дан устно в ходе приема, о чем проставляется отметка в карточке личного приема*(65).

193.2. Если гражданин просит представить письменный ответ, составляется рапорт о содержании устного обращения с указанием сведений, предусмотренных пунктом 187 Инструкции, который подлежит регистрации, учету и рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией.

194. При необходимости проведения дополнительной проверки гражданину предлагается оставить письменное обращение, которое подлежит регистрации, учету и рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией. Если гражданин ввиду ограниченных способностей или возможностей здоровья не может самостоятельно в письменной форме изложить суть обращения, ему оказывается помощь в написании обращения.

195. На первом листе принятого в ходе приема письменного обращения проставляется отметка «Принято на личном приеме». По просьбе гражданина на копии письменного обращения проставляется аналогичная отметка с подписью сотрудника, принявшего обращение, с указанием даты.

196. Копия карточки личного приема гражданину не выдается.

197. В ходе приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее ему был дан ответ по существу поставленных вопросов, в том числе в случае прекращения с ним переписки и при отсутствии новых доводов, подлежащих проверке.

198. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в учетной форме. Граждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются.

199. Организация приема руководящим составом Министерства возлагается на Приемную МВД России.

200. Первый заместитель Министра, заместители Министра, руководители подразделений центрального аппарата Министерства осуществляют прием продолжительностью не менее трех часов согласно утвержденному Министром внутренних дел Российской Федерации ежемесячному графику, как правило, по предварительной записи.

201. Запись на прием к руководящему составу Министерства осуществляют сотрудники Приемной МВД России.

202. Первый заместитель Министра, заместители Министра осуществляют прием по вопросам обжалования действий (бездействия) должностных лиц главных управлений, департаментов или управлений Министерства, Главного командования внутренних войск МВД России; руководители подразделений центрального аппарата Министерства - по вопросам обжалования действий (бездействия) сотрудников территориальных органов на межрегиональном и региональном уровнях.

203. Письменные обращения, принятые сотрудниками Приемной МВД России, направляются в подразделения центрального аппарата Министерства или территориальные органы на региональном и межрегиональном уровнях для рассмотрения по существу. О направлении письменного обращения в территориальные органы письменно сообщается гражданину.

204. Заявления о преступлении, об административном правонарушении, принятые в ходе приема в Приемной МВД России, направляются (без регистрации в подразделении делопроизводства) в территориальные органы на межрегиональном и региональном уровнях для регистрации в КУСП, о чем письменно сообщается гражданину.

205. Члены общественных советов вправе с согласия гражданина присутствовать при проведении приема должностными лицами. Согласие на присутствие члена общественного совета либо отказ в этом оформляются письменно и заверяются личной подписью гражданина. В карточке личного приема проставляется отметка о присутствии члена общественного совета.

206. Сотрудниками Приемной МВД России осуществляется консультация по вопросам:

206.1. Требований к оформлению письменного обращения.

206.2. Порядка и сроков рассмотрения обращений в системе МВД России.

206.3. Порядка обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц при рассмотрении обращений и приеме граждан.

206.4. Порядка обращения к должностным лицам Министерства, записи на прием к руководству Министерства.

206.5. Компетенции Министерства.

206.6. Необходимости обращения в иной государственный орган, к компетенции которого относятся поставленные гражданином вопросы.

206.7. Порядка информирования о ходе и результатах рассмотрения письменных обращений.

 


Тема 14. Общественные формирования и негосударственные правоохранительные организации, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности

64. Организационные формы участия общественных формирований в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

 

В последние годы, в период социальной и экономической нестабильности общества, подтвердилась необходимость взаимодействия правоохранительных органов с населением. Кроме того, возник новый, нетрадиционный для нашей страны вид негосударственной правоохранительной деятельности – частная детективная и охранная деятельность. В концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск, сформулированной и утвержденной в приказе от 20 марта 1996 г. № 145, утверждается, что «главной целью развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств». Одной из задач, которую необходимо решить для достижения указанной цели, является «налаживание на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества», для чего необходимо всестороннее развитие конкретных форм взаимодействия правоохранительных органов с общественностью и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности.

Ст. 10 Федерального закона РФ «О полиции» – «Взаимодействие и сотрудничество» – определяет, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами

Конкретизация этого принципа должна осуществляться посредством других нормативных актов, регламентирующих формы и методы взаимодействия правоохранительных органов с населением. При этом необходимо отметить, что в последние годы был принят ряд законов, регулирующих порядок образования и деятельности общественных объединений (например, Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[2]), но вопросы участия граждан в правоохранительной деятельности рассматриваются в них наравне с другими вопросами, а проект Федерального закона «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» находится в стадии разработки и утверждения.

Во многих документах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, упоминается о необходимости взаимодействия с населением. В Положении о полиции по охране общественного порядка сказано, что полиция в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений взаимодействует с органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, информирует их и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности». Типовое положение об Отделе (Управлении) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, например, определяет, что горрайорган внутренних дел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами внутренних дел и структурными органами исполнительной власти. При решении совместных задач горрайорган внутренних дел обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями[3]. Аналогичные положения можно найти и в Уставе патрульно-постовой службы полиции[4].

Кроме того, принят ряд нормативных правовых актов, в которых утверждается необходимость «восстановить с учетом местных условий и до принятия Закона Российской Федерации «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников полиции и других социальных институтов для осуществления профилактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохранительной деятельности»; и в ряде городов утверждены положения о Народных дружинах.

Однако кроме народных дружин существуют и иные организационные формы участия населения в охране общественного порядка. В последнее время было предпринято несколько попыток классификации общественных объединений правоохранительной направленности. Например, функциональный, при котором формы взаимодействия населения с правоохранительными органами распределялись на основании того, осуществлению какой именно функции правоохранительной деятельности они способствует (дознавательской, следственной и т. д.). Такая классификация охватывает все виды правоохранительной деятельности, но является при этом односторонней, поскольку ориентирована исключительно на функции правоохранительных органов. К тому же, если следовать данной классификации, мы обнаружим, что многие виды участия населения в правоохранительной деятельности дублируются: внештатный сотрудник полиции, например, может способствовать исполнению как дознавательской, так и следственной, оперативно-розыскной функциям.

Более перспективной выглядит другая классификация, сформулированная на основании принципов организации деятельности общественных объединений.

Федеральный закон Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ«Об общественных объединениях» дает следующую формулировку общественного объединение – это «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения»[5]. Исходя из указанного определения, общественные объединения можно разделить на две большие группы:

- общественные объединения, чья деятельность непосредственно ориентирована на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

- общественные объединения, чья деятельность не имеет выраженной правоохранительной направленности, но при этом вопросы охраны общественного порядка в той или иной мере входят (или могут входить) в сферу деятельности данного общественного объединения.

При рассмотрении объединений первой группы следует обратиться к уже упомянутым народным дружинам – как традиционному и, в свое время, наиболее распространенному виду общественных объединений правоохранительной направленности. В последние годы их деятельность постепенно восстанавливается.

Существует еще целый ряд общественных объединений, имеющих выраженную правоохранительную направленность. Их можно назвать «специализированными» народными дружинами, поскольку их деятельность, как правило, ориентирована на охрану общественного порядка в какой-то определенной сфере. Это может быть охрана порядка на транспорте, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с распространением наркотиков и т. д. Общие принципы, методы и формы организации их деятельности такие же, как у народных дружин, и различаются только за счет специфики направленности деятельности этих общественных объединений.

Так, ст. 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет, что общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:

- вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;

- проводить мероприятия по профилактике аварийности.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения[6].

Ко второй группе можно отнести, во-первых, такие общественные объединения, как различные общества охраны природы, защиты памятников и т. д. Хотя их деятельность нельзя назвать правоохранительной, но легко представить себе ситуацию, когда осуществление их функций оказывается напрямую связанным с охраной общественного порядка, или для их осуществления необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.

К этой же группе можно отнести некоторые органы общественной самодеятельности – общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Это могут быть различные комитеты (уличные, квартальные, в школах и дошкольных учреждениях – родительские и т. д.), советы (общежитий, ветеранов) и собрания (по месту жительства, работы). В последние годы в общественной жизни заметно усилилось влияние церкви, поэтому нельзя не учитывать и такие формы организации граждан, как собрания прихожан. Понятно, что взаимодействие перечисленных видов общественных объединений с правоохранительными органами носит эпизодический характер, осуществляется для решения конкретных проблем и связано, чаще всего, с вопросами профилактики правонарушений.

Кроме двух рассмотренных групп, существуют некоторые формы участия населения в охране общественного порядка, которые трудно классифицировать по предложенной схеме.

Во-первых, это разного рода комиссии, которые нельзя отнести к общественным объединениям за счет того, что их членами являются не только граждане (как представители общественных организаций), но и представители правоохранительных органов, депутаты, представители профсоюзов и т. д. (ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях»). К ним относятся, например, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии. К задачам этих комиссий относятся рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях, осуществление профилактической и воспитательной работы и т. д.

Во-вторых, в нашей стране существует в чем-то уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности, а именно – объединения казачества. Это – не общественное, а социально-этническое объединение (образование), члены которого могут привлекаться к следующим видам правоохранительной деятельности:

- охрана общественного порядка;

- охрана объектов государственной и муниципальной собственности, сопровождение грузов;

- участие в мероприятиях, связанных с последствиями стихийных бедствий;

- участие в таможенной охране;

- участие в егерской, природоохранной и экологической службе, контроль за использованием и охраной земель;

- охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения.

В-третьих, это возможное привлечение к охране общественного порядка представителей различных политических партий и движений.

Таким образом, в настоящий период существует несколько направлений, по которым может вестись работа по организации взаимодействия правоохранительных органов и населения.

 

Особенная часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: