КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Выполнил (а): | Князева Елена Владимировна |
Фамилия, Имя, Отчество | |
Студент (ка) факультета ветеринарной медицины заочной формы обучения по специальности 36.05.01 «Ветеринария», курс 3, группа ВВз-312 |
Дисциплина: | Политология |
Тема (вариант): | Вариант 3 |
Проверил (а) | Праздников А.Г. |
Фамилия, Имя, Отчество преподавателя
Регистрационный номер на кафедре: ______________ | |
Дата регистрации: «_____» ________________ 201__ | |
Результат проверки: __________________________ |
г. Киров, 2017
Оглавление
1. Понятие политики, её происхождение, сущность, структура, функции…..
2. Субъекты и объекты политики………………………………………………..
3. Политика как наука и искусство………………………………………………
4. Использованная литература……………………………………………………
Понятие политики, её происхождение, сущность, структура, функции
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которой понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
· Первым представлением о природе политики было теологическое, объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.
· Вторым распространенным подходом стало антропологическое трактовки, обосновывающая необходимость политики человеческой природой.
Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение соответствует природе человека и его стремлению к благам. Вне политики он либо животное, либо божество и не нуждаются в законах и правах. Начальными формами политического общения выступали семья и поселения, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственную эгоистическую основу и воплотить общую пользу и справедливость. Близкое мнение в XV в. выскажет английский мыслитель Г. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывает людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря выходу человека из собственного животного состояния, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.
Признание общих для человеческого и животного основ (общих инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок природы и политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога К. Лоренца, человеку, как и любой животному, присутствуют агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение проявлений в открытых формах посредством контроля.
Биологические трактовки происхождения политики очень часто имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия.
Оригинальную теорию перехода общества из предсоциального в социальное, в том числе и политическое состояние, разработает З. Фрейд. Он исходит из того, что политика является проявлением либидозной энергии индивидов. Да, государство и право выступают как заменители некогда существующего прародителя "отца", который был убит сыновьями, восставших против его монополии на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном, в либидозном комплексе и в ощущении вины.
Согласно социальной трактовки политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста ее неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики, хотя была власть, которая осуществлялась всеми взрослыми членами рода. Усложнения общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с тем и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе вместе с делением на руководителей и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от политической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неполитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивания типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появлению городов. В итоге это привело к изменению во властных отношениях.
Логику появления политики можно показать следующим образом:
1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным появление дополнительной продукции, которая трансформировалась в частную собственность.
Частная собственность способствовала:
*Дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности, росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов, тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;
*Росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). С тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это вызвало формирование институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности;
*Усилению имущественного расслоения, составление различных классов с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.
2. Углубление социальной дифференциации по этническим и религиозным признакам.
3. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства привело к территориальным претензиям племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних претензий.
Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, разных интересов социальных групп, неотвратимости противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью предыдущих регуляторов - традиций, обычаев, моральных норм. Для решения этих проблем стали нужными новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и природные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или четко выраженное желание к доминированию - у одних, и, наоборот, желание к подчинению - в других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальной, то есть в разном доступе к богатству, власти, в престиже и т.д.
Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство. Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера.
Французский политолог М. Дюверже выделил три исторических формы власти:
1) Анонимная форма власти, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);
2) Индивидуализированная форма власти, связанная с выделением особого статуса вождя племен;
3) институционализированная форма власти, связанная с появлением особого института - государства.
Первые две формы власти носят догосударственный характер. Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.
С появлением государства (первые государства возникли пять тысяч лет назад в Месопотамии и Египте) связывают переход от неполитической (племенной кровнородственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества посредством рычагов административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в защите своих интересов породила объединение людей, создавших различные ассоциации (партии, общественные объединения).
Сущность политики
Рассуждая о политике, чаще ведут речь о власти одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.д. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти, одновременно политическая власть представляет собой реальную способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Таким образом, политика - сфера властных отношений: «Политика в любом обществе, на любых исторических этапах его развития становится средством обеспечения прежде собственных интересов индивида или больших групп людей: состояний, территориальных единиц, классов и наций. Целью политики как осознанной деятельности является нацеленность на обеспечение оптимально возможного в данном обществе и конкретных условиях осуществления общественных процессов, изучение их и регулирования и развитие в том направлении, которого желает доминирующая или оппозиционная группа. Политика - это реализация определенных целей преимущественно через отношения противоборства (не обязательно революционности, ведь политический компромисс, например, преодоление собственных амбиций одной из сил, преодоление нетерпимости к другим)".
Структура политики
Наличие и взаимодействие структурных элементов политической организации предоставляет политике внутренней целостности, благодаря чему она имеет возможность выполнять определенные функции.
К структурным составляющим политики следует отнести:
Ø политические отношения, отражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти;
Ø политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим интересам;
Ø политический интерес, который представляет собой внутреннее, осознанное источник политического поведения, которое побуждает людей к постановке определенных политических целей и к действиям, направленных на воплощение этих целей в жизнь;
Ø политическая деятельность субъектов политики; субъектами политики выступают преимущественно: государство, политические партии, общественные организации, или же политический индивид, действия которого четко очерчены законами и моральными нормами, иногда и социальные институты, которые призваны выполнять преимущественно неполитические задачи, нередко достаточно сильное влияние на политику оказывают: церковь, университеты, ассоциации и т.п.;
Ø политический процесс как совокупность видов деятельности субъектов политики, охватывающих все стадии функционирования политической системы и для достижения политических целей;
Ø политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления системными процессами. Это совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, партийных и общественных организаций, групп давления, представляющие политические интересы разных слоев общества в целом, составляют организационный костяк политики. Политическая организация концентрирует властное волеизъявление народа, включая принятие и организацию управленческого решения, задавая тем самым определенную направленность всему политическому процессу.
Функции политики
В политологии существуют различные взгляды на функции политики. Толкотт Парсонс относит к ним определение коллективной цели общественного развития, мобилизации и принятия решений, сохранение стабильности в обществе и распределение ресурсов. Французский политолог Рене Д. видел функции политики в сохранении целостности и стабильности общества; Дэвид Истон - в авторитарном присвоении ценностей.
В отечественной политологии выделяют такие функции политики:
* руководство и управление обществом, сохранение организованности и общего порядка;
* обеспечение защиты основных прав человека;
* управленческая функция (политическое руководство обществом;
* интегрирующая функция, обеспечивающей консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
* регулятивная функция, что способствует упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
* теоретико-прогностическая функция цель, которой - выработка концепции, курса развития общества;
* содействие выявлению интересов различных групп общества;
* нормативная функция, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
* социализации личности - функция привлечения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду;
* обеспечение общества действенным принципом распределительной справедливости;
* обеспечение преемственности и инновационности социального развития как общества в целом, так и отдельной личности;
* гарантирование как внутри самого государства, так и за ее пределами безопасности для всех групп и слоев общества.
Вместе политике присущи и латентные функции. Американский социолог, нобелевский лауреат Роберт Кинг Мертон считал, что в конкретном обществе отдельные функции могут быть неразвитыми, по характеру осуществления основных функций можно определить зрелость политической жизни общества и государства.
Функции политики в обществе
Политика выполняет в общественной жизни следующие функции:
1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя: а) осознание интересов; б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.
2. Рационализация возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.
3. Руководство и управление общественными процессами в интересах тех или иных групп или общества в целом. Руководство заключается в определении основных целей и приоритетов развития, а также в выработке путей и средств их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений.
4. Интеграция различных социальных групп за счет подчинения их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.
5. Обеспечение инновационного характера общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить соответствие политических форм потребностям экономического и социального развития общества. Другими словами, политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.
6. Наконец, политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию. Она заключается в том, что политика представляет собой специфическую сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.
Субъекты и объекты
Субъекты политики - это социальные и национальные общности, организации, учреждения,способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.
С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы.
Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др.
Вторая — институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь.
Третья группа - функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.
Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.
Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.
Объекты политики — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
Отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.
Политические отношения есть разновидность общественных отношений. "Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также асоциальными, общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом". Однако политические отношения обладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.
Во-первых, они возникают, как правило, между крупными социальными общностями, нациями, а также партиями, государствами по поводу политической власти.
Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде выражают коренные потребности и интересы социальных групп, классов, народа.
В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, соперничестве различных политических сил за использование государства и государственной власти в своих целях.
В-четвертых, они представляют собой форму реализации политических взглядов и убеждений, функционирования политических институтов.