Что такое гендерная (половая) идентичность?




Половая (гендерная) идентичность представляет собой единство самосознания и поведения индивида, относящего себя к одному или другому полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

В ходе нормального развития ребёнка роли и идентичности сплавляются и становятся сторонами единого качества. К возрасту 5-6 лет ребёнок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или женщиной), хотя количественная разница «мальчик — мужчина» («девочка — женщина») может казаться ему много больше, чем качественная разница сверстников разного пола.

Большинство старших дошкольников положительно относятся к своей половой принадлежности. Основной причиной удовлетворённости своим полом для девочек пяти лет является возможность иметь красивую причёску, одежду. Для пятилетних мальчиков важны внешний вид, обладание типичными для пола игрушками и спортивные занятия.

В 6–7 лет ребёнок окончательно осознаёт необратимость половой принадлежности и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации интересов, деятельности и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнёров в них, у них проявляются разные интересы, стиль поведения [3].

На становление гендерной идентичности влияют различные социальные факторы (влияние семьи, сверстников, средств массовой информации и др.). Неблагоприятная ситуация полового развития может привести к различным проблемам в становлении половой (гендерной) идентичности [1].

Какие же проблемы могут возникнуть при осознании ребёнком себя как представителя пола? Данные проблемы вы можете увидеть в:

· предпочтении ребёнком определённых игр и игрушек;

· выборе ролей в групповых играх (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть "в войну" или "в дочки-матери", важна именно роль, которую в "мужской" или "женской" игре выберет, предпочтёт дошкольник);

· в общении со сверстниками (должна настораживать уже сама тяга к общению с детьми противоположного пола в сочетании с выраженным стремлением выглядеть, как они, подражать им даже по линиям незначимых, не наглядных признаков) и взрослыми (большая доверительность в общении даже с посторонними противоположного пола и отчуждение от собственного, стремление к контактам и общности жизни с "чужим" полом, подражание и т.д.);

· в стремлении изменить одежду и внешность по стандартам "чужого" пола; в неудовлетворённости своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы ("мальчишкам можно, а нам нельзя...");

· в индивидуальном стиле поведения (например, мальчики становятся более кокетливыми, грациозными, жеманными; девочки подчёркивают физическую силу, выносливость и т.п.);

· в продуктах фантазии и творчества (например, рисование себя в одежде или в кругу представителей противоположного пола; рисование представителя противоположного пола при "безличной" инструкции "нарисуй человека", содержании мечтаний и сновидений и т. д.)

Если у вашего ребёнка прослеживается одна или несколько проблем из представленных, то не стоит переживать, это поддаётся корректировке или пройдёт по истечению времени.

Но если стойко, с трёх лет, у ребёнка прослеживаются все семь данных проблем в становлении гендерной идентичности, это должно подтолкнуть вас, как родителя, к обращению к специалистам (психолог, сексолог). Что бы они, в свою очередь, смогли принять ряд мер по предотвращению данных нарушений в становлении половой идентичности ребёнка[2].

Таким образом, человек развивается как представитель пола уже с раннего возраста, который, в свою очередь, является важным периодом полоролевого развития дошкольников, становления гендерной идентичности.

В данной брошюре невозможно отразить всю поэтапность половой идентификации и раскрыть её. Поэтому, предлагаем вам более подробно познакомиться с ней работе Л.В.Коломийченко и О.В. Прозументик «Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста”.

 

 

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним со знаниями и осознанием того, что девочка и мальчик существенно отличаются. Чем же отличаются мальчик от девочки в физическом и психическом планах? И нужно ли воспитывать мальчика не так как девочку и наоборот?

 

Следующая тема: Чем отличаются мальчики и девочки... и что из этого следует?

Ждём ваши вопросы в рамках данной темы (Возникшие вопросы вы можете написать на листе и опустить в специальный ящик "Мальчики и девочки - разные удивительные миры", который находится в групповой раздевалке).

 

Литература:

1. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие / Л.В. Градусова. - Москва: Флинта: Наука, 2010. - 176 с.

2. Исаев, Д.Н., Каган, В.Е. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев. - Ленинград: Медицина, 1988.

3. Коломийченко Л.В., Прозументик О.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 13-25.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: