Олимпиадные задания для 6 класса
Приветствуем участников I этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Ребята, перед вами задания, требующие глубоких знаний и вашей смекалки. Внимательно прочитайте их и приступайте к выполнению. Желаем удачи!
Задание 1. Выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Питание характерно:
а) только для растений;
б) только для животных;
в) для всех живых организмов;
г) для растений, животных и грибов.
2.Наиболее распространенное вещество в клетке – это:
а) вода;
б) кислород;
в) углекислый газ;
г) глюкоза.
3. Хлоропласты служат для:
а) питания;
б) дыхания;
в) накопления запасных веществ;
г) расщепления продуктов распада.
4. Ядро в клетке отсутствует у:
а) животных;
б) растений;
в) бактерий;
г) грибов.
5. Основным признаком, отличающим животных от растений, является:
а) подвижность;
б) тип питания;
в) способ выделения веществ;
г) тип симметрии.
6. Для получения питательных веществ растениям необходимы:
а) свет и вода;
б) свет, вода и углекислый газ;
в) свет, вода и кислород;
г) свет, вода, углекислый газ и микроэлементы (магний, фосфор и др.).
7. Цветок – это:
а) видоизмененный побег;
б) яркий венчик;
в) часть стебля;
г) будущий плод.
8. Травы отличаются от деревьев и кустарников тем, что имеют:
а) несколько стволиков;
б) зеленые листья;
в) зеленые сочные стебли;
г) яркие цветки.
9. Почва – это:
а) горная порода;
б) верхний плодородный слой земли;
в) перегной;
г) все перечисленное верно.
Задание 2. Выберите все верные ответы.
1. Главными частями ветка являются:
а) лепестки;
б) тычинки;
в) цветоложе;
г) пестики;
д) цветоножка;е) чашелистики.
2. Гетеротрофный тип питания имеют:
а) опенок;
б) сосна;
в) медведь;
г) ландыш;
д) человек;
е) хламидомонада.
3. Естественными природными сообществами являются:
а) парк;
б) болото;
в) поле пшеницы;
г) сад;
д) лес;
е) разнотравный луг.
4. Факторами неживой природы считают:
а) солнечный свет;
б) ветер;
в) паразитизм;
г) влажность;
д) хищничество;
е) особенности рельефа.
5. Признаки, характерные как для животных, так и для растений:
а) при дыхании поглощение кислорода;
б) наличие прочной клеточной стенки;
в) размножение;
г) обмен веществ и энергии с внешней средой;
д) поглощение готовых органических веществ в процессе питания;
е) рост в течение всей жизни.
Задание 3. Выберите номера верных утверждений.
- Все растения имеют цветки.
- В каждой клетке имеется ядро.
- Белки – основной строительный материал в клетке.
- Почка – это будущий побег растения.
- Мочковатая корневая система представлена только боковыми корнями.
- В состав клеток входят только органические вещества.
- ДНК - это органическое вещество, несущее наследственную информацию о признаках организма.
- Без нуклеиновых кислот клетка и организм не могут существовать.
- Растения не поглощают, а только выделяют кислород.
- Взаимодействие осины и подосиновика взаимовыгодное.
Задание 4. Вставьте пропущенные термины.
- Орган растения, основной функцией которого является воздушное питание, называется …
- Каждая клетка растения имеет плотную прозрачную…
- Побегом называют стебель с расположенными на нем …и …
- Неклеточные формы жизни – это …
- Части тела, специализированные по функциям – это…
Задание 5. Письменно ответьте на вопрос.
- Удаление многих ненужных организму веществ у животных осуществляется через выделительную систему. А как и что выделяют растения?
- Могут ли на грядке семена взойти корешками вверх, если их посеять как попало? Почему?
- Между двумя учениками на перемене возник спор. Коля сказал, что между грибами и насекомыми не существует никаких связей, так как они принадлежат к разным царствам. Миша утверждал, что такие связи имеются. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.
Задание 6. Решите логические задачи.
1. В витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп:
А – манная;
Б – перловая;
В – геркулес;
Г – пшено.
Из предложенного списка выберите соответствующие культуры, из которых были получены эти крупы:
1 – ячмень;
2 – овес;
3 – пшеница;
4 – просо.
2. В стихотворении С.Михалкова «Овощи» говорится:
«Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и Свеклу. Ох!»
Какие органы растений использует хозяйка для приготовления пищи?
Картофель__________________
Капуста____________________
Морковь___________________
Горох______________________
Петрушка__________________
Свекла_____________________
Ох_________________________
Примечание: у некоторых растений можно использовать несколько органов.
3. Какие животные (растения) и как используют в своей жизнедеятельности принципы, лежащие в основе использования ниже предложенных предметов?
ПАРАШЮТ
ШПРИЦ
КЛЕЙ
лимпиадные задания для 10 класса
Приветствуем участников I этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Ребята, перед вами задания, требующие глубоких знаний и вашей смекалки. Внимательно прочитайте их и приступайте к выполнению. Желаем удачи!
Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. На спорофите ламинарии формируются:
а) оогонии;
б) антеридии;
в) спорангии;
г) оогонии и антеридии.
2. В течение всей жизни способны расти листья:
а) кокосовой пальмы;
б) сосны;
в) вельвичии;
г) пихты.
3. Среди семенных растений сперматозоиды образуются у:
а) гинкго двулопастной;
б) финиковой пальмы;
в) орхидеи;
г) лиственницы.
4. У хламидомонады светочувствительный глазок
а) находится в оболочке;
б) целиком погружен в цитоплазму;
в) находится в выделительной вакуоли;
г) находится на хроматофоре.
5. Клетки трансфузионной ткани выполняют функцию:
а) синтеза белка;
б) фотосинтеза;
в) проведения веществ;
г) образования гемицеллюлозы.
6. Масло получают из околоплодника:
а) подсолнечника;
б) кукурузы;
в) маслин;
г) горчицы.
7. Грамположительные и грамотрицательные бактерии различаются:
а) строением клеточной стенки;
б) строением цитоплазматической мембраны;
в) количеством рибосом;
г) способом спорообразования.
8. Микроорганизмы, нуждающиеся в факторах роста, называются:
а) ауксотрофами;
б) прототрофами;
в) олиготрофами;
г) фототрофами.
9. У семенных растений начало заложения бокового корня дает:
а) экзодерма;
б) эндодерма;
в) перицикл;
г) паренхима коры.
10. Запасные питательные вещества и багрянковый крахмал характерны для водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) диатомовых.
11. Формула цветка ландыша:
а) * Ч3 Л3 Т6 П1;
б) * Ч3 Л3 Т3+3 П(3);
в) * О3+3 Т6 П(1);
г) * О(3+3) Т3+3 П(3).
12. Самец медоносной пчелы (трутень) имеет хромосомный набор:
а) гаплоидный;
б) диплоидный;
в) триплоидный;
г) тетраплоидный.
13. Диким предком домашней кошки является:
а) камышовый кот;
в) степная кошка;
б) манул;
г) рысь.
14. Прямые предки китообразных и ластоногих:
а) хоботные;
в) насекомоядные;
б) грызуны;
г) хищные.
15. Одним из основных отличительных признаков зайцеобразных от грызунов является:
а) отсутствие когтей на задних конечностях;
б) наличие второй пары резцов на верхней челюсти;
в) наличие подшерстка;
г) отсутствие желез внешней секреции.
16. Происхождения крыла птицы от свободной передней конечности свойственной четвероногим позвоночным наглядно иллюстрируется на примере птенцов:
а) страуса;
б) киви;
в) гоацина;
г) пингвина.
17. Видовая самостоятельность трех видов бабочек из семейства белянок – капустницы, брюквенницы и репницы - поддерживается существованием между ними изоляции:
а) географической;
б) экологической;
в) этологической;
г) хронологической.
18. Популяция может увеличивать численность экспоненциально:
а) когда ограничена только пища;
б) при освоении новых мест обитания;
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лабораторных условиях.
19. На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:
а) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);
б) положительно заряженные ионы;
в) отрицательно заряженные ионы;
г) ультра- и инфразвуки.
20. Вид или любая другая систематическая категория возникшая и первоначально эволюционированная в данном месте называется:
а) эндемиком;
в) реликтом;
б) автохтоном;
г) аборигеном.
21. При скрещивании мутантов хламидомонады, лишенных фототаксиса, с хламидомонадами с нормальным фототаксисом половина потомства имела фототаксис, а половина - нет. Это может объясняться тем, что:
а) мутация доминантна;
б) мутация рецессивна;
в) хламидомонада - гаплоидный организм;
г) мутантные хламидомонады гетерозиготны.
22. Различные бактерии используют самые разнообразные реакции для обеспечения энергией. Из перечисленных реакций, не используется живыми организмами:
а) CH4 + H2O → CO2 + H2;
б) H2 + NO3 2- → + H+ → N2 + H2O;
в) CO2 + H2 → CH4 + H2O;
г) FeS2 + O2 +H2O → Fe(OH)3 + SO4 2- +H+.
23. Обычный способ иммунизации против бактериальных инфекций включает использование живых вакцин. Живые вакцины это:
а) низкая доза инфекционных бактерий, принимаемых для профилактики;
б) доза модифицированного штамма бактерий, сохраняющих иммуногенность, но не патогенных;
в) низкая доза токсина, продуцируемого бактерией;
г) образец клеток человека, который ранее был вылечен от этой болезни.
24. Мужчина, у отца которого была группа крови 0, а у матери - группа крови А, имеет группу крови А. Он женится на женщине с группой крови АВ. Вероятность рождения от этого брака ребенка с группой крови А:
а) 0,125;
б) 0,375;
в) 0,5;
г) 0,25.
Задание 2. Выберите все правильные ответы.
1. В бактериальной клетки могут быть компоненты:
а) пили;
б) рибосома;
в) лизосома;
г) хромосома;
д) хлоросома.
2. Способность китообразных нырять на большую глубину и долго находиться под водой связана с:
а) повышенной кислородной емкостью крови;
б) высоким содержанием в мышцах белка миоглобина;
в) пониженной чуствительностью дыхательного центра к накоплению в крови углекислого газа;
г) перераспределением больших объемов крови от мышц к сосудам мозга и сердечной мышцы;
д) «чудесной сетью» капилляров.
3. При резком повышении давления у человека:
а) частота пульсации барорецепторов увеличивается;
б) сосудосуживающий центр тормозится по механизму пессимального торможения Введенского;
в) частота импульсов в депрессорном нерве возрастает;
г) депрессорный нерв, несущий эфферентацию к артериолам, обусловливает их расширение;
д) вегетативная нервная система может обеспечить рефлекторное расширение всех типов сосудов.
4. Периодические колебания численности (популяционные волны), наблюдаемые у хищников и фитофагов, входящих в состав одного биоценоза:
а) никак не связаны друг с другом;
б) полностью совпадают по времени и амплитуде;
в) находятся в противофазе;
г) у хищников всегда запаздывают по отношению к фитофагам;
д) у хищников имеют меньшую амплитуду, чем у фитофагов.
5. Большие гнездовые колонии чистиковых птиц на севере называют “птичьими базарами”. Их возникновение связано с тем, что:
а) не хватает удобных мест для устройства гнезд;
б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
г) в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов;
д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна.
6. Роль внеклеточных полисахаридов у бактерий заключается в обеспечении:
а) прикрепления клетки к частицам субстрата;
б) образовании биопленки;
в) антигенных свойств;
г) защиты от высыхания;
д) защиты от выедания животными.
7. Микоплазмы устойчивы к пенициллину, действующему на синтез муреина, т.к. они:
а) не имеют клеточной стенки;
б) синтезируют псевдомуреин;
в) не образует стеролы, взаимодействие с которыми необходимо для активации антибиотика;
г) содержат в клеточной стенке хитин;
д) синтезируют внеклеточные ферменты, разлагающие антибиотик до проникновения в клетку.
8. Всегда ли родные мать и отец могут быть донорами для своего ребенка:
а) оба никогда;
б) иногда только отец;
в) иногда только мать;
г) иногда оба;
д) оба всегда.
9. В любой клетке фосфор всегда входит в состав:
а) рибосом;
б) мембран;
в) белков;
г) ДНК;
д) РНК
Задание 3. Выберите номера верных суждений.
- Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
- Эндосперм покрытосеменных растений является видоизменённым женским гаметофитом.
- Птицы, для которых характерен гнездовой паразитизм, не могут воспроизводить движения связанные с гнездованием.
- Киты не могут ощущать запахи, так как они не втягивают воду через носовые отверстия, и у них не развиты обонятельные доли переднего мозга.
- Действие силы тяги мышцы тем больше, чем ближе к прямому угол, под которым тяга мышцы прилагается к кости.
- У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем детском возрасте.
- В годы с недостаточными пищевыми ресурсами корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие («запасные птенцы») погибают.
- Все прокариоты - микроорганизмы.
- Образование метана свойственно только прокариотам, а окисление – только эукариотам.
- Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов.
- Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.
- Аккомодация глаза у головоногих моллюсков достигается изменением кривизны хрусталика.
- У летучих мышей на грудине имеется киль.
Задание 4. Определите термины.
- Микроорганизмы
- Геронтология.
- Энтомофауна
- Шизогония.
- Камнеточцы.
Задание №5. Вставьте пропущенные термины.
- Совокупность кровососущих двукрылых из разных семейств -
- Половое поколение (гаметофит) у высших споровых растений (плауны, хвощи, папоротниковидные) –
- Начальный отдел сложного желудка жвачных млекопитающих –
- Бесцветные пластиды в растительной клетке, различающиеся формой и функциями –
- Животное, рожденное в текущем году –
- Оболочка плода растения, обычно формируемая стенками завязи –
- Образование плодов растения, обычно бессемянных, без оплодотворения –
- Раздел науки, изучающий пресмыкающихся и земноводных –
- Первый лист у злака –
- Пыльца растений, собранная медоносной пчелой, уложенная в ячейки сотов, залитая медом -
- Cборник заданий
- Авторские задания для школьного тура олимпиад
· Вы здесь:
· Главная
· Олимпиада
· Cборник заданий