Лимпиадные задания для 10 класса




Олимпиадные задания для 6 класса

Приветствуем участников I этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Ребята, перед вами задания, требующие глубоких знаний и вашей смекалки. Внимательно прочитайте их и приступайте к выполнению. Желаем удачи!

Задание 1. Выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Питание характерно:

а) только для растений;
б) только для животных;
в) для всех живых организмов;
г) для растений, животных и грибов.

2.Наиболее распространенное вещество в клетке – это:

а) вода;
б) кислород;
в) углекислый газ;
г) глюкоза.

3. Хлоропласты служат для:

а) питания;
б) дыхания;
в) накопления запасных веществ;
г) расщепления продуктов распада.

4. Ядро в клетке отсутствует у:

а) животных;
б) растений;
в) бактерий;
г) грибов.

5. Основным признаком, отличающим животных от растений, является:

а) подвижность;
б) тип питания;
в) способ выделения веществ;
г) тип симметрии.

6. Для получения питательных веществ растениям необходимы:

а) свет и вода;
б) свет, вода и углекислый газ;
в) свет, вода и кислород;
г) свет, вода, углекислый газ и микроэлементы (магний, фосфор и др.).

7. Цветок – это:

а) видоизмененный побег;
б) яркий венчик;
в) часть стебля;
г) будущий плод.

8. Травы отличаются от деревьев и кустарников тем, что имеют:

а) несколько стволиков;
б) зеленые листья;
в) зеленые сочные стебли;
г) яркие цветки.

9. Почва – это:

а) горная порода;
б) верхний плодородный слой земли;
в) перегной;
г) все перечисленное верно.

Задание 2. Выберите все верные ответы.

1. Главными частями ветка являются:

а) лепестки;
б) тычинки;
в) цветоложе;
г) пестики;
д) цветоножка;е) чашелистики.

2. Гетеротрофный тип питания имеют:

а) опенок;
б) сосна;
в) медведь;
г) ландыш;
д) человек;
е) хламидомонада.

3. Естественными природными сообществами являются:

а) парк;
б) болото;
в) поле пшеницы;
г) сад;
д) лес;
е) разнотравный луг.

4. Факторами неживой природы считают:

а) солнечный свет;
б) ветер;
в) паразитизм;
г) влажность;
д) хищничество;
е) особенности рельефа.

5. Признаки, характерные как для животных, так и для растений:

а) при дыхании поглощение кислорода;
б) наличие прочной клеточной стенки;
в) размножение;
г) обмен веществ и энергии с внешней средой;
д) поглощение готовых органических веществ в процессе питания;
е) рост в течение всей жизни.

Задание 3. Выберите номера верных утверждений.

  1. Все растения имеют цветки.
  2. В каждой клетке имеется ядро.
  3. Белки – основной строительный материал в клетке.
  4. Почка – это будущий побег растения.
  5. Мочковатая корневая система представлена только боковыми корнями.
  6. В состав клеток входят только органические вещества.
  7. ДНК - это органическое вещество, несущее наследственную информацию о признаках организма.
  8. Без нуклеиновых кислот клетка и организм не могут существовать.
  9. Растения не поглощают, а только выделяют кислород.
  10. Взаимодействие осины и подосиновика взаимовыгодное.

Задание 4. Вставьте пропущенные термины.

  1. Орган растения, основной функцией которого является воздушное питание, называется …
  2. Каждая клетка растения имеет плотную прозрачную…
  3. Побегом называют стебель с расположенными на нем …и …
  4. Неклеточные формы жизни – это …
  5. Части тела, специализированные по функциям – это…

Задание 5. Письменно ответьте на вопрос.

  1. Удаление многих ненужных организму веществ у животных осуществляется через выделительную систему. А как и что выделяют растения?
  2. Могут ли на грядке семена взойти корешками вверх, если их посеять как попало? Почему?
  3. Между двумя учениками на перемене возник спор. Коля сказал, что между грибами и насекомыми не существует никаких связей, так как они принадлежат к разным царствам. Миша утверждал, что такие связи имеются. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.

Задание 6. Решите логические задачи.

1. В витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп:

А – манная;
Б – перловая;
В – геркулес;
Г – пшено.

Из предложенного списка выберите соответствующие культуры, из которых были получены эти крупы:

1 – ячмень;
2 – овес;
3 – пшеница;
4 – просо.

2. В стихотворении С.Михалкова «Овощи» говорится:

«Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и Свеклу. Ох!»

Какие органы растений использует хозяйка для приготовления пищи?

Картофель__________________

Капуста____________________

Морковь___________________

Горох______________________

Петрушка__________________

Свекла_____________________

Ох_________________________

Примечание: у некоторых растений можно использовать несколько органов.

3. Какие животные (растения) и как используют в своей жизнедеятельности принципы, лежащие в основе использования ниже предложенных предметов?

ПАРАШЮТ

ШПРИЦ

КЛЕЙ

лимпиадные задания для 10 класса

Приветствуем участников I этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Ребята, перед вами задания, требующие глубоких знаний и вашей смекалки. Внимательно прочитайте их и приступайте к выполнению. Желаем удачи!

Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. На спорофите ламинарии формируются:

а) оогонии;
б) антеридии;
в) спорангии;
г) оогонии и антеридии.

2. В течение всей жизни способны расти листья:

а) кокосовой пальмы;
б) сосны;
в) вельвичии;
г) пихты.

3. Среди семенных растений сперматозоиды образуются у:

а) гинкго двулопастной;
б) финиковой пальмы;
в) орхидеи;
г) лиственницы.

4. У хламидомонады светочувствительный глазок

а) находится в оболочке;
б) целиком погружен в цитоплазму;
в) находится в выделительной вакуоли;
г) находится на хроматофоре.

5. Клетки трансфузионной ткани выполняют функцию:

а) синтеза белка;
б) фотосинтеза;
в) проведения веществ;
г) образования гемицеллюлозы.

6. Масло получают из околоплодника:

а) подсолнечника;
б) кукурузы;
в) маслин;
г) горчицы.

7. Грамположительные и грамотрицательные бактерии различаются:

а) строением клеточной стенки;
б) строением цитоплазматической мембраны;
в) количеством рибосом;
г) способом спорообразования.

8. Микроорганизмы, нуждающиеся в факторах роста, называются:

а) ауксотрофами;
б) прототрофами;
в) олиготрофами;
г) фототрофами.

9. У семенных растений начало заложения бокового корня дает:

а) экзодерма;
б) эндодерма;
в) перицикл;
г) паренхима коры.

10. Запасные питательные вещества и багрянковый крахмал характерны для водорослей:

а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) диатомовых.

11. Формула цветка ландыша:

а) * Ч3 Л3 Т6 П1;
б) * Ч3 Л3 Т3+3 П(3);
в) * О3+3 Т6 П(1);
г) * О(3+3) Т3+3 П(3).

12. Самец медоносной пчелы (трутень) имеет хромосомный набор:

а) гаплоидный;
б) диплоидный;
в) триплоидный;
г) тетраплоидный.

13. Диким предком домашней кошки является:

а) камышовый кот;
в) степная кошка;
б) манул;
г) рысь.

14. Прямые предки китообразных и ластоногих:

а) хоботные;
в) насекомоядные;
б) грызуны;
г) хищные.

15. Одним из основных отличительных признаков зайцеобразных от грызунов является:

а) отсутствие когтей на задних конечностях;
б) наличие второй пары резцов на верхней челюсти;
в) наличие подшерстка;
г) отсутствие желез внешней секреции.

16. Происхождения крыла птицы от свободной передней конечности свойственной четвероногим позвоночным наглядно иллюстрируется на примере птенцов:

а) страуса;
б) киви;
в) гоацина;
г) пингвина.

17. Видовая самостоятельность трех видов бабочек из семейства белянок – капустницы, брюквенницы и репницы - поддерживается существованием между ними изоляции:

а) географической;
б) экологической;
в) этологической;
г) хронологической.

18. Популяция может увеличивать численность экспоненциально:

а) когда ограничена только пища;
б) при освоении новых мест обитания;
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лабораторных условиях.

19. На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:

а) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);
б) положительно заряженные ионы;
в) отрицательно заряженные ионы;
г) ультра- и инфразвуки.

20. Вид или любая другая систематическая категория возникшая и первоначально эволюционированная в данном месте называется:

а) эндемиком;
в) реликтом;
б) автохтоном;
г) аборигеном.

21. При скрещивании мутантов хламидомонады, лишенных фототаксиса, с хламидомонадами с нормальным фототаксисом половина потомства имела фототаксис, а половина - нет. Это может объясняться тем, что:

а) мутация доминантна;
б) мутация рецессивна;
в) хламидомонада - гаплоидный организм;
г) мутантные хламидомонады гетерозиготны.

22. Различные бактерии используют самые разнообразные реакции для обеспечения энергией. Из перечисленных реакций, не используется живыми организмами:

а) CH4 + H2O → CO2 + H2;
б) H2 + NO3 2- → + H+ → N2 + H2O;
в) CO2 + H2 → CH4 + H2O;
г) FeS2 + O2 +H2O → Fe(OH)3 + SO4 2- +H+.

23. Обычный способ иммунизации против бактериальных инфекций включает использование живых вакцин. Живые вакцины это:

а) низкая доза инфекционных бактерий, принимаемых для профилактики;
б) доза модифицированного штамма бактерий, сохраняющих иммуногенность, но не патогенных;
в) низкая доза токсина, продуцируемого бактерией;
г) образец клеток человека, который ранее был вылечен от этой болезни.

24. Мужчина, у отца которого была группа крови 0, а у матери - группа крови А, имеет группу крови А. Он женится на женщине с группой крови АВ. Вероятность рождения от этого брака ребенка с группой крови А:

а) 0,125;
б) 0,375;
в) 0,5;
г) 0,25.

Задание 2. Выберите все правильные ответы.

1. В бактериальной клетки могут быть компоненты:

а) пили;
б) рибосома;
в) лизосома;
г) хромосома;
д) хлоросома.

2. Способность китообразных нырять на большую глубину и долго находиться под водой связана с:

а) повышенной кислородной емкостью крови;
б) высоким содержанием в мышцах белка миоглобина;
в) пониженной чуствительностью дыхательного центра к накоплению в крови углекислого газа;
г) перераспределением больших объемов крови от мышц к сосудам мозга и сердечной мышцы;
д) «чудесной сетью» капилляров.

3. При резком повышении давления у человека:

а) частота пульсации барорецепторов увеличивается;
б) сосудосуживающий центр тормозится по механизму пессимального торможения Введенского;
в) частота импульсов в депрессорном нерве возрастает;
г) депрессорный нерв, несущий эфферентацию к артериолам, обусловливает их расширение;
д) вегетативная нервная система может обеспечить рефлекторное расширение всех типов сосудов.

4. Периодические колебания численности (популяционные волны), наблюдаемые у хищников и фитофагов, входящих в состав одного биоценоза:

а) никак не связаны друг с другом;
б) полностью совпадают по времени и амплитуде;
в) находятся в противофазе;
г) у хищников всегда запаздывают по отношению к фитофагам;
д) у хищников имеют меньшую амплитуду, чем у фитофагов.

5. Большие гнездовые колонии чистиковых птиц на севере называют “птичьими базарами”. Их возникновение связано с тем, что:

а) не хватает удобных мест для устройства гнезд;
б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
г) в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов;
д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна.

6. Роль внеклеточных полисахаридов у бактерий заключается в обеспечении:

а) прикрепления клетки к частицам субстрата;
б) образовании биопленки;
в) антигенных свойств;
г) защиты от высыхания;
д) защиты от выедания животными.

7. Микоплазмы устойчивы к пенициллину, действующему на синтез муреина, т.к. они:

а) не имеют клеточной стенки;
б) синтезируют псевдомуреин;
в) не образует стеролы, взаимодействие с которыми необходимо для активации антибиотика;
г) содержат в клеточной стенке хитин;
д) синтезируют внеклеточные ферменты, разлагающие антибиотик до проникновения в клетку.

8. Всегда ли родные мать и отец могут быть донорами для своего ребенка:

а) оба никогда;
б) иногда только отец;
в) иногда только мать;
г) иногда оба;
д) оба всегда.

9. В любой клетке фосфор всегда входит в состав:

а) рибосом;
б) мембран;
в) белков;
г) ДНК;
д) РНК

Задание 3. Выберите номера верных суждений.

  1. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
  2. Эндосперм покрытосеменных растений является видоизменённым женским гаметофитом.
  3. Птицы, для которых характерен гнездовой паразитизм, не могут воспроизводить движения связанные с гнездованием.
  4. Киты не могут ощущать запахи, так как они не втягивают воду через носовые отверстия, и у них не развиты обонятельные доли переднего мозга.
  5. Действие силы тяги мышцы тем больше, чем ближе к прямому угол, под которым тяга мышцы прилагается к кости.
  6. У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем детском возрасте.
  7. В годы с недостаточными пищевыми ресурсами корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие («запасные птенцы») погибают.
  8. Все прокариоты - микроорганизмы.
  9. Образование метана свойственно только прокариотам, а окисление – только эукариотам.
  10. Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов.
  11. Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.
  12. Аккомодация глаза у головоногих моллюсков достигается изменением кривизны хрусталика.
  13. У летучих мышей на грудине имеется киль.

Задание 4. Определите термины.

  1. Микроорганизмы
  2. Геронтология.
  3. Энтомофауна
  4. Шизогония.
  5. Камнеточцы.

Задание №5. Вставьте пропущенные термины.

  1. Совокупность кровососущих двукрылых из разных семейств -
  2. Половое поколение (гаметофит) у высших споровых растений (плауны, хвощи, папоротниковидные) –
  3. Начальный отдел сложного желудка жвачных млекопитающих –
  4. Бесцветные пластиды в растительной клетке, различающиеся формой и функциями –
  5. Животное, рожденное в текущем году –
  6. Оболочка плода растения, обычно формируемая стенками завязи –
  7. Образование плодов растения, обычно бессемянных, без оплодотворения –
  8. Раздел науки, изучающий пресмыкающихся и земноводных –
  9. Первый лист у злака –
  10. Пыльца растений, собранная медоносной пчелой, уложенная в ячейки сотов, залитая медом -
  • Cборник заданий
  • Авторские задания для школьного тура олимпиад

· Вы здесь:

· Главная

· Олимпиада

· Cборник заданий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: